Синтоизм, как национальная религия Японии

Синто – путь богов.

Зарождается на рубеже нашей эры на базе местных родоплеменных верований.

Возникает Синтоизм, как религия сельскохозяйственных общин.

Первый, начальный этап до 5 века н.э. Формируется догматика Синтоизма. Выделяется местное жречество, появляется храм. Характерно то,что нет единой иерархии или структуры. Это некая традиция, недостаточно национально оформленная. Он не разработал однозначной догматики. Есть мифы, характерные для Синтоизма, состоящие из двух книг «Кодзики» и «Нихонги», известные в 8 веке н.э. В них содержатся космологические мифы о происхождении вселенной и мира. Мир возникает из хаоса и первоым божеством, выделившимся из хаоса – было Амино Микануси. Именно от него произошло множество явлений в этом мире. Рассказывается об эволюции мира в два этапа в две эры: Эра богов и Эра людей.

Значительную роль в становлении мира сыграла супружеская пара богов Идзанаги (муж) и Идзанами (жена). От них произошло много явлений в мире, согласно мифам во время рождения света Идзанами переселяется в страну мертвых. Идзанаги возвращается назад и производит обряд омовения и в это время рождаются три основных бога. Из левого глаза рождается богиня солнца Аматэрасу, из правого глаза, бог луны Цукиёми, и из носа бог ветра Сусаное.

Аматэрасу решила, что нужно заселять землю и отправила своего внука Ниниги. Первым правителем Японии становится Дзиму, получеловек полубог. Прежде, чем вступить на престол, породнился с потомками богини Аматэрасу. Таким образом, обосновывается основная идея Синтоизма о божественном происхождении императора и правителя Японии. Император считается богом в человеческом обличии, продолжением Аматэрасу в пространстве и времени.

Синтоизм является политеистической религией, наличествует иерархия. Верховным божеством признается богиня Аматэрасу.

Так признается идея богоизбранности японского народа. Согласно японской мифологии, японцы произошли от брака богов. А остальные народы произошли от прелюбодеяния богов со злыми силами.

В простонародном синтоизме сельскохозяйственных общинах являются духи Ками, духи предков, духи злаков, растений, приглашаемые в храм на время богослужения. В храме отводится для них место. Производятся обряды благодарения.

На становление Синтоизма оказали влияние религиозные течения, такие кяак конфуцианство, даосизм, а особенно Буддизм. В 5 веке н.э. буддизм распространяется на территории Японии и очень быстро занимает господствующее место.

Есть две причины, обуславливающие быстрое распространения Снтоизма по Японии:

1. Связано с его экономическими возможностями, развитая догматика и структуры, храмы. Синтоизм в это время представлял собой разрозненные сельскохозяйственные структуры.

2. Синтоизм являлся коллективной формой вероисповедания. Практически не идет речь о каком-то индивидуальном виде спасения и слияния в бессмертие. А Буддизм предлагал путь спасения и поэтому стал более привлекательным для верующих.

Начиная с 5 века начинается Синто-буддийский синтез. Верующие посещают как синтоистические, так и буддийские храмы. Под покровительством буддизма, синтоизм продолжает существовать и развиваться.

В 8 веке возникает книга синтоизма, которая претендовала стать каноном синтоизма «Синто гобусе», что означает «Пятикнижие синтов». Однако книга не получила большого распространение среди верующих, но книга была предназначена только посвященным, достигшие 60 летнего возраста. В исходе книга не смогла стать каноном.

В период 8 века формируется центральное святилище синтоизма «Исе дзингу». Изначально это было святилище, где император и его приближенные совершали жертвоприношения богине Аматэрасу. Однако в 10-11 веке н.э. святилище было открыто для всеобщего посещения. С этого периода это святилище считается центральным святилищем и местом пребывания богини Аматэрасу. Именно в этом святилище проводятся большие служения, посвященные тем или иным событиям.

В период синто-буддизма начинаются школы и школа И.Канетомо, которая пропагандировала свой путь, три пути развития синтоизма:

1. Синтоизм, как совокупность синтоистических разрозненных святилищ

2. Синто-буддийский синтез, синтоизм развивается в рамках буддизма

3. Путь централизации синтоизма, образование центра, вокруг которого развивается синтоизм. Он подразумевал, что центром будет его школа.

В 1867-68 года в Японии произошла буржуазная революция, которая закончилась неудачно. Это дало повод императору задуматься о своем положении. В Январе 1870 года император издает указ о необходимости пропаганды великого учения Синты. Так синтоизм, при помощи гос.власти, быстро занимает свое положение в государстве. Буддийские храмы были переданы.. В 1мае 1871 года все синтоистические святилища были признаны местами государственной службы.

Третий период в развитии синтоизма - Период государственного Синта.

Культ богини Аматэрасу становится государственным культом. Изображение этой богини должно было находиться в каждом доме. Идея богоизбранности народа и смерть во имя императора – это ближайший путь к бессмертию. Продолжается до 1946 года, император издает указ о том, что синтоизм признается религией, равной в своих правах с другими религиозными системами.

Четвертый период – период Современного Синта, на ряду с буддизмом. Сегодня синтоизм распространен в сельскохозяйственных общин. Не имеет определенного центра. В 1946 году создание организации Объединения синтоистических святилищ, примерно 7600 общин.

Иудаизм, основные этапы становления, догматика.

Возникает на базе верований сионистских племен.

14 Три основных этапа становления Иудаизма:

1. 18 век до н.э., время жизни первого библейского пророка Авраама

2. 14-13 век до н.э., когда 12 синитских племен объединились с намерением захвата палестины.

3. 10 век до н.э., когда возникают первые еврейские государства, возникает Храм.

В 14-15 веке до н.э. уже родоплеменная религия, национальная общность.

Историческая периодизация – три основных периода в развитии иудаизма:

1. Начальный или библейский период с момента возникновения до 1 века н.э. 70 годы н.э., когда был разрушен Иерусалимский храм.

2. Средневековый, Талмудический период, с 1 века н.э. до начала 19 века н.э.

3. 1810 год, когда немецкий придворный Якобсон построил первую Синагогу и начинаются первые служения, период реформации иудаизма.

Первый период:

Основные идеи и догматика сформировались в первый период. Иудаизм монотеистическая религия. Признает единственного бога Яхве.

Изначально иудаизм не был монотеистической религией. В 14-15 веке возникает союз племен, где были свои боги. Но Яхве был богом племени Иуды, наиболее сильного племени. И Бог Яхве стал покровителем этих 12 племен. Это Бог определенной социальной общности. Долгое время признается еще существование и других богов на протяжении долгого времени.

В 945 году до н.э. был возведен храм и с ним еще были сооружены храмы другим богам.

Вплоть до вавилонского плена, последователи иудаизма признавали других богов.

В 622 году до н.э. царь Иосия издал указ об отмене культа других богов. Появился монотеизм.

В культовой практике этот приказ нарушался, в 587 году до н.э. было разрушено еврейское гос-во до 538 года. В период вавилонского плена меняется отношение к богу Яхве. Бог не выполняет свои обязательства по отношению к народу. И считают, что этот бог менее влиятелен в сравнении с другими богами. Появляется новая идея о том, что Бог Яхве – это единственный Бог, управляющий всеми явлениями. Пленение вавилоном – это наказание Богом своего народа.

Меняется отношение между народом и Богом. Бог не может прийти к народу. Возникает идея о Посреднике, Мессии.

Первый догмат – это монотеизм – Яхве.

Второй догмат – Мессия – представитель Бога, который придет в этот мир и накажет всех, кто нарушал договор и спасет еврейский народ – 3-2 век до н.э.

Было порабощено 12 колен, возвратилось из плена 1 или 1,5 колена. Судьба остальных до конца не известно.

Для иудаизма является идея о богоизбранности еврейского народа. Другой принцип – между еврейским народом и Богом Яхве заключен договор, союз, заключенный на горе Синай через Моисея.

Два положения договора:

1. Народ принимает Бога Яхве

2. Бог Яхве будет покровительствовать народу.

Богоизбранность народы – это его ответственность в выполнении определенных обязательств перед Богом. Для того,чтобы воплотить в мир божественную волю. Ответственность за выполнение этой миссии.

Формируется культовая практика, этические представления, жертвоприношения.

Этическая сторона – договор содержал 10 основных заповедей, которые представлены в Ветхом Завете в двух книгах: во Второзаконии и в Бытии:

1. Да не будет у тебя других богов перед ликом Моим

2. Не делай себе кумира, никакого изображения того, что на небе вверху, на земле внизу, что в воде, ниже воды. Не служи и не поклоняйся им.

3. Не произноси именно Господа Своего в суе (напрасно)

4. Помнить день субботний, чтобы освятить его. Шесть дней работай и делай дела твои, а седьмой субботу, посвяти Господу своему. Ибо в 6 дней создал Господь небо и землю, а на седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою

6. Не убей

7. Не прелюбодействуй

8. Не кради

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

10. Не желай дома ближнего твоего, ни жены его, ни раба его, ни рабыни его, не осла его, ничего,что есть у ближнего твоего.

Часть 4 из них относятся к характеристикам отношения с Богом, и часть 6 к этическому отношению с человеком.

Основные праздники:

1. Пасха (Песах) – исход из Египта

2.Праздник Седьмиц, на 50 день после Пасхи. Посвящен закону, переданному Моисею

3. Праздник очищения о сенью

4. Праздник Кущей (Суккот)

5. День обновления Храма

6. Праздник окончательного годичного чтения Торы

На начальном этапе сформировались экономические источники веры. В 7 веке до н.э. появилась Тора или Пятикнижник Моисея. После вавилонского пленения написалы еще две книги Небиим (Пророки) и Хетубим (Писания). Объединения этих книг дало нам ТАНАХ или Ветхий завет.

Начинается второй этап, Талмудический этап:

1. Возникновение Синагоги – это религиозные общины, которые возникают по территориальному принципу и возглавлялись раввинами или учителями. Закрытого типа

2. Возникновение Талмуда 1 век н.э. Иудаизм утратил свое главное вероучение о Мессии и разделился с Христианством. Устное придание. Систематизация в 210 году н.э. устных приданий и написана книга МИшна, содержащая много противоречий. Возникло объемное комментирование Мишны - Гемара. Объединение этих книг дало Талмуд – основной источник вероучения иудаизма. Два варианта Талмуда, отредактированные в 3-5 веках н.э. – Палестинский и Вавилонский.

Третий период:

В 1810 году немецкий чиновник Якобсон организовал синагогу, объединявшую христианство и иудаизм. Реформация иудаизма:

1. Реконструктивизм. Идейным вдохновителем является Клод Монтефёре. Последователи этого направления полагают, что необходимо создать одну религию на основе христианства и иудаизма. Распространено это направление в США. Для чего необходимо отказаться от богоизбраноости еврейского народа

2. Консерватизный иудаизм. Идейные вдохновители – раввины – полагают, что необходимо полностью сохранять идейность монотеизма. Реформировать иудаизм можно только посредством повелений, написанных в Талмуде

15.11.2011


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: