Раздел II. Мировые религии

Мировые религии можно охарактеризовать как конфессии, в которых отсутствует обязательная самоидентификация верующих по национальному признаку. Проповедь спасения души, освобождения от бремени этого мира обращенная ко всем людям без исключения – сущностная характеристика мировых религий или религий спасения. Наиболее часто к ним причисляют буддизм, христианство и ислам.

Ряд исследователей считает монотеизм одной из характерных черт мировых религий, но это представление не совсем верно. Так, например, в буддизме не существует бога как личности. Брахман хинаяны – безликий Абсолют, не обладающий личностными чертами. Бодхисатвы и Будда изначально имеют человеческую природу, преображенную аскетикой, и в этом смысле так же не могут претендовать на божественную сущность.

Другой важной чертой мировой религии, прямо соотносящейся с первой из названных, является перенос акцентов с земного существования, на потустороний или сверхъестественный мир. Посмертное существование здесь предстает в качестве истинного, важнейшего, а земная жизнь является его подготовительным этапом. Это не значит, что земная жизнь не имеет ни малейшего значения, наоборот она предстает как испытание, по итогам которого человек обретает вечную посмертную участь. Данное обстоятельство влечет за собой необходимость возникновения системы критериев, которыми руководствуется Бог при разделе верующих на «агнцев» и «козлищ». Формируется свод морально-нравственных правил, нарушение которых является грехом. Соблюдение этического кодекса ставит своей целью изменение природы человека, его максимальное приближение к идеалу (Богу).

В мировых религиях мир создан одним божеством или Абсолютом как в случае с буддизмом, он един и, следовательно, в нем нет места другим религиям, они являются ложными верованиями. Обладание Абсолютной истиной, полученной в виде откровения от Бога, приводит к возникновению миссионерской и прозелитической деятельности.

Несмотря на обилие общих черт, каждая из мировых религий в той же степени уникальна, как и любая из национально-государственных конфессий. Наиболее своеобразной из них можно считать буддизм.

Глава 1. Буддизм

Буддизм - древнейшая мировая религия. Число современных последователей буддизма составляет свыше 40 миллионов человек. Основателем буддизма считается Будда – Сидхартха Гаутама, происходивший из знатного царского рода кшатриев. До недавнего времени было распространено несколько датировок жизни Будды, в частности 624-544 и 566-486 гг. до н. э., однако современные исследователи склоняются к более поздним датировкам, ориентирующимся на V—IV вв. до н. э. Буддисты используют дату ухода Будды в нирвану в качестве начальной точки своего летоисчисления. Жизнеописания Будды составлены через несколько столетий после его смерти и относятся к разряду поздней неканонической литературы. Жизнь Будды описывается в таких произведениях, как «Махавасту», «Буддхачарита», «Лалитавистара» и др.

Биография Будды, так же как и иных основателей мировых религий, окутана мистическим туманом, и отличить правду от вымысла в ней невероятно сложно. Тем не менее, мы приведем ее полностью, поскольку в конечном итоге религиоведение интересует не вопрос о подлинности того или иного чуда, а то влияние, которое оно оказало на его последователей. Все жизнеописания Будды появились не раньше 1 века нашей эры и опирались на легенды и мифы, а так же канонические буддийские книги.

Согласно мифологической версии Будда перерождался 550 раз, и это обстоятельство подчеркивает действие закона перерождения и равные возможности каждого человека. Затем он сам выбрал время и место своего рождения. Накануне жена царя Майя увидела чудесный сон: ей приснилось, что боги-стражи 4-х сторон света перенесли ее ложе в Гималаи, одели в священные одежды, и явился слон белого цвета и вошел в ее правый бок. Наутро царица рассказала свой сон мужу, и мудрецы возвестили, что сын царицы станет величайшим царем или Буддою.

При рождении он вышел из бока матери и издал победный крик. Боги услышали его и принесли ему свои дары. Известно, что основатель буддизма – историческое лицо, жившее между 7-5 вв. до н.э. Годы его жизни 566-486 до н.э. На месте его рождения была построена колонна, где выбита надпись «Благословенный был рожден здесь». В буддийских текстах часто упоминаются и другие эпитеты Будды - Татхагата (Так приходящий), Сугата (Прекрасно идущий), Джина (Победитель) и др.

Его отец Шуддходан, души не чаял в своем сыне и построил ему 3 дворца на острове посреди реки. Все что могло омрачить взор царевича, подданные старались скрыть от его взора, убрать с его дороги. Он женился на красивой и умной девушке из соседнего царства и жена подарила ему сына, но однажды царевич увидел беззубого старика, который с трудом передвигался опираясь на посох. Так он узнал, что такое старость. Затем он встретил больного и узнал, что такое болезнь, затем похоронную процессию и узнал, что такое смерть. Последним он встретил отшельника, открывшего ему путь к спасению от этих бед. Ночью он ушел из своего дома, оставив свою жену и детей, и сделался учеником двух мудрых брахманов.

Разочаровавшись в их учении, 6 лет он провел в суровой аскезе в лесах, но и это не помогло ему приблизиться к истине. Он сел под сенью священного баньяна и сказал сам себе, что не тронется с места до достижения полного прозрения. Бог зла Мара пытался помешать ему посылая своих 3-х дочерей в облике красавиц и страшных демонов, но все было напрасно. Гаутаме открылась истина, и он решил, что своей проповедью он поможет спастись другим людям.

Перед пятью знакомыми аскетами он изложил основы своего учения о сущности мира и пути к спасению. Эта первая проповедь Будды стала называться «Бенаресской», по названию города, где она была произнесена, а также «Сутрой запуска колеса учения». Пять аскетов образовали ядро новой общины - сангхи. В дальнейшем сангха непрерывно росла и пользовалась все большим успехом. Будде оказывали поддержку многие могущественные властители, такие как Бимбисара и Аджаташатру. Некоторые богачи щедро одаривали общину: так, торговец Анатхапиндада подарил буддистам целую рощу около города Шравасти.

Более 40 лет Будда странствовал, привлекая к себе учеников и последователей, и время от времени, совершая небольшие чудеса. С каждым он говорил на понятном ему языке, и все больше людей приходили к нему. В 80-летнем возрасте он лег на землю в позе льва, произнес последнюю проповедь и ушел в нирвану. Тело было сожжено, а прах разделили между всеми последователями, чтобы прекратить раздоры между ними. В 8 местах ему построили надмогильные куполообразные склепы – ступы. Они стали для мирян местами поклонения; культовым почитанием были окружены и те места, которые были связаны с важнейшими событиями в его жизни: Капилавасту (место его рождения), Бодхгая (место просветления), Бенарес (место первой проповеди) и Кушинагара (место кончины).

Особо почитаемой реликвией буддизма стал зуб Будды, который одному из учеников удалось выхватить из огня погребального костра. Теперь он храниться в специальном храме зуба Будды в г. Канди на острове Шри-Ланка.

Будда занимает особое место среди всех индийских гуру: он не был брахманом, не позаимствовал свое знание у богов, не являлся чьим-то аватарой, а родился в обычной семье и достиг Истинного знания собственными усилиями. Этот факт подчеркивал его титул Просветленного и одновременно свидетельствовал о возможности повторить его путь для каждого человека.

Первоначально проповеди Будды передавались устно из поколения в поколение. Только в 1 в. н.э. царь Цейлона повелел сделать записи сводов священных текстов буддизма, получившие название Типитака (3 корзины) на языке пали. Санскритская Типитака была записана несколько позже в Индии. В 1871 г. с целью упорядочения Священного писания в Бирме был созван специальный собор, создавший путем сопоставления единой унифицированный текст на 729 мраморных плитах. Эти плиты поместили в городе-библиотеке Кутодо.

Чаще всего Типитаку разделяют на 3 части: Винаяпитака, Суттапитака, Абхидхаммапитака. Винаяпитака так же содержит 3 части, где перечисляются наказания и прегрешения, основные церемонии, обряды и правила поведения монахов. Суттапитака состоит из 5 сборников, где учение буддизма изложено в форме притч и бесед. Самое значительное произведение Дхаммапада, где изложены основные правила этики буддизма. Абхидхаммапитака в 7 разделах излагает философские рассуждения буддистов о мире и человеческой личности. Кроме Типитаки существуют полуканонические тексты по широкому кругу тем: Джатаки, вопросы царя Милинды, Буддхачарита и т.д.

Суть вероучения буддизма передают 4 благородные истины, сформулированные Буддой в одной из первых проповедей. Эти истины указывают на Зло, происхождение зла преодоление зла, благородный восьмеричный путь, ведущий к прекращению зла. Первая благородная истина гласит «Сущность жизни - есть страдание». Рождение, старость, болезнь, смерть, соединение с неприятным, разлука с приятным, неполучение желаемого – страдание. Происходит это по тому, что сущность мира есть Страдание, Субъективность и Изменчивость.

Мир - это комбинация дхамм, мельчайших носителей сознания человека. Со смертью полотно распускается и вновь соединяется. Человек не знает этого, и относиться к миру как к чему-то реальному, чем обрекать себя на бесконечные страдания. Личность человека не тождественна сама себе, ее нельзя обнаружить с помощью органов чувств или описать. Все изменяется и, стремясь достичь чего-либо, мы остаемся ни с чем. Вторая благородная истина говорит об источнике страданий: «Это жажда, приводящая к новым рождениям, сопровождаемая удовлетворением и страстями». Жажда жизни возникает из 3 источников: ненависти, обмана и чувственных привязанностей. Наиболее сильными считаются 5 из них. Привязанность к своему «Я», к богатству, эросу, славе, сну и еде. Колебания дхарм, создаваемые иллюзорными мирскими привязанностями порождают все новые и новые жизни, подчиненные закону зависимого существования.

Третья благородная истина объясняет, как можно уничтожить страдание. Это полное освобождение от этой жизни, ее уничтожение.

Четвертая истина – путь к уничтожению страданий. Он состоит из добровольного ограничения своих желаний без привязанности к внутреннему и внешнему. Человек должен избегать крайностей, плыть по середине реки.

Серединный путь, позволяющий избавиться от бесконечных перерождений, состоит из 8 ступеней. Эти ступени включают: правильные взгляды – вера в 4 благородные истины, правильная решимость – готовность овладеть своими чувствами и желаниями, правильная речь – без напрасной болтовни, благожелательная и миролюбивая. Далее следует правильное поведение – не причинение вреда живому, воздержание от чувственных удовольствий и поиска выгоды. Правильный способ жизни – получение только заслуженного, мир и честность. Правильное усилие – направленное на достижение 4 великих целей: избегать всего, что мешает спасению, победить свои привязанности к жизни, развить достигнутые успехи, сохранить накопленные заслуги. Правильное внимание активное сосредоточение сознания на 4 задачах: видеть в своем теле внешний объект по отношению к своему «Я», отречение от чувств, от мыслей, от объектов мыслей (материальных проявлений). Правильное сосредоточение – сосредоточение и медитация.

Восьмеричный или срединный путь буддисты делят на три части 1 - мудрость, 2 - мораль, 3 - тренировка сознания. Достичь просветления (самадхи) можно только выполняя все аспекты восьмеричного пути. Самадхи - внутреннее состояние, при котором угасают чувства и привязанности, отменяется власть кармы и мудрец растворяется в абсолютном покое – нирване. Нирвану нельзя описать средствами этого мира. Нередко встречается мнение, что нирвана – это вечное неописуемое блаженство, но описывать ее как таковую можно только относительно земных страданий. Классический буддизм подразумевает под нирваной личностное небытие, слияние с Абсолютом.

Буддизм не отрицает существования сверхъестественных существ, в том числе богов, но они так же подчинены закону кармы. Объектами поклонения в буддизме являются люди достигшие нирваны или самадхи. В этой классификации Будда - человек, достигший просветления и нирваны. Иногда он перевоплощаются в земное тело и проповедует буддизм. Бодхисаттва – человек, остановившийся в шаге до нирваны, для просвещения непросветленных.

В буддийской мифологии много священных животных и растений – газель, змеи, слон, бык, черепаха, конь, павлин, лотос, бодхи (дерево из рода фикусовых). Большинство из них связано с каким – либо эпизодом из жизни Будды. Таков набор священных животных и сверхъественных существ в буддизме тхеравады или малой колесницы. В Других разновидностях буддизма можно найти множество других богов и существ со сверхъестественными свойствами.

На практике человек, который желает достичь нирваны должен уверовать в Тритратну: Будду, учение Будды и буддийскую общину – сангху. Мирской последователь Будды должен вести праведную жизнь: не причинять вреда живому, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать, не пить спиртное и не употреблять наркотические вещества.

Религиозная жизнь мирян сводиться к посещению святых мест – рождения, просветления, смерти Будды, ступ с какой-либо реликвией или местного храма.

Самые распространенные обряды буддизма – поклонение и приношение. Поклонение символизирует три сокровища, а приношения приняли форму свеч, цветов и ароматов. Центральное место в храме занимает статуя Будды из дерева, камня или металла в одной из 40 ритуальных поз. Допускается ставить перед статуей еду, которая символизирует милосердие. Торжественные службы осуществляются по лунному календарю в дни ново- и полнолуния. В эти дни верующие принимают определенные обеты – не есть мяса и т.д.

В буддизме впервые появляется монашеская организация. Она берет начало в объединениях бродячих проповедников, которые на период дождей собирались вместе и предавались благочестивым размышлениям. Под сангхой понимают совокупность людей на определенной территории покинувших мир ради духовного самосовершенствования – живущих в монастыре, странствующих лесных аскетов. Вступивший в общину отказывался от семьи и собственности, от касты, принимал обет целомудрия, наголо брил голову, надевал желтую одежду. Доступ был открыт всем желающим, принимали большинством голосов. Изгоняли за убийство, прелюбодеяние, воровство и ложные претензии на святость. Члены общины делились на 3 категории: мальчики, получавшие начальное образование, послушники, выполнявшие хозяйственную работу, полноправные члены общины после 20 лет. Большинство монахов мужчины. Они подчиняются особым пяти заповедям и 253 правилам поведения. Воздерживаться от мирских развлечений, не пользоваться предметами роскоши, не спать на кроватях, питаться за счет милостыни, не принимать еду во внеурочное время. Последним условием достижения нирваны является медитация. Сначала преодолеваются внешние желания, затем достигается полное освобождение от всего материального, затем сознание выходи за границы своего «Я», созерцает бесконечность и бесформенность мира и растворяется в нем.

Источник дохода монастырей – подаяния местных жителей, доходы от имущества сангхи и государственные субсидии. Монахом можно стать навсегда и на время, обычный срок временного монашества один лунный месяц.

Традиционно считается, что буддизм и государство два колеса, где ось – человечество. Мирянин обязан подавать милостыню и уважать монахов, соблюдать ритуальные отношения между ним и собой. Монастырь - это единственное место в сельской местности, где можно научиться читать и писать, центр религиозных церемоний.

Буддийские праздники приходятся в большинстве случаев на 1 день – рождение, просветление и погружение Будды в нирвану произошли в один день майского полнолуния. В сезон дождей благоприятно принятие временных монашеских обетов, в эти дни монахам выдается новая одежда, которая отдается мирянам, а они дарят ее монахам. Окончание поста отмечается в октябре-ноябре пышными процессиями вокруг пагод с чтением сутр, статуи Будды снимают с пьедестала и возят по улицам, улицы иллюминируются лампами.

Распространение буддизма начинается с 4-3 в. до н.э. С 3 в. до н.э. он появился на о. Цейлон и во Вьетнаме, Камбодже, Таиланде, Бирме, с 1 в. – в Китае, с 4 в. – в Корее, с 6 в. – в Японии, с 7 в – в Тибете, с 12 в. – в Монголии. Чем более буддизм укреплял свои позиции в других государствах, тем менее влиятелен он становился в Индии, при этом божества других народов органически вписывались в пантеон буддизма занимая подчиненное положение среди бодхисатв. В некоторых случаях буддизм сосуществовал с местными религиями, образуя комплекс религиозных представлений. Так в Китае, образовался конфуцианско – даосско - буддийский комплекс. Конфуцианство занимало сферу политико-социальных отношений и этики, даосизм – сферу бытовых вопросов, а буддизм – вопросы спасения душ и погребальные обряды.

Под влиянием других религий буддизм разделился на несколько обширных направлений. Первое направление – тхеравада (школа старой мудрости) или хинаяна (малая колесница) видит в Будде Великого Учителя, достижение нирваны оставляет немногих избранных, все остальные подвержены действию кармы. Поэтому простые верующие могут только бороться за частичное улучшение своей участи за счет «малых заслуг». Они могут защитить только от несчастий и неудач. Облик мира в тхераваде зависит от уровня духовного развития человека. Чем выше уровень духовного совершенства, тем отчетливее человек понимает, что мир – это мара, иллюзия. Человек всегда стоит перед выбором – праведная монашеская жизнь с возможностью перерождения на более высоком уровне так же достижения нирваны или власть страстей с неизбежным спуском вниз по лестнице бытия. Хинаяна является исторический первой формой буддизма, считается, что она наиболее близка к реальному содержанию учения Будды.

Второе направление – махаяна (большая колесница) имеет свой круг Священных текстов – «Праджняпарамита сутра» (сутры Запредельной мудрости), которые считались откровениями самого Будды. По преданию их возвратил людям Нагарджуна. Это канонические тексты, повествующие о совершенном понимании, позволяющем перейти в нирвану. Текст не просто излагает религиозную доктрину, а стремиться вызвать в читателе особое состояние, позволяющее пережить непосредственное понимание реальности как пустоты. Нирвана по представлениям махаяны достижима для всех людей. Между нирваной и сансарой нет границ. Если очистить свое сознание, человек оказывается в нирване без чрезвычайных усилий. Переход осуществляется не столько личными усилиями, сколько заступничеством бодхисатв. Поэтому адепты махаяны соблюдают только моральные заповеди и дают клятву, что они останутся в этом мире, чтобы помогать другим. По сути, только махаяна превращает Будду в верховное божество – Абсолют, пребывающий во всех вещах – Дхармакайя.

Каждый из бесконечного количества миров развивается по законам цикла, кальпы. Конец цикла означает начало следующего, при этом в начале мир совершенен, а люди практически бессмертны, затем условия ухудшаются. Мы живем в эру 4-го Будды, поэтому через пять тысяч лет после его ухода в нирвану придет Майтрейя, чей приход возвестит начало справедливого царства на Земле.

Третье направление в буддизме – ваджраяна или тантрический буддизм. Первоначально слово «вадржра» означало удар бога Индры, а затем стало синонимом особой прозрачной и неразрушимой субстанции или бриллианта, поэтому данное название часто переводиться как «бриллиантовая колесница». Философия тантры делает упор на дуалистическое мужское и женское начало, лежащее в начале Вселенной. Канонической книгой является Калачакатантра, приписываемая Будде.

Адибудда соединяется с богиней Кали и в результате порождает множество свирепых, кровожадных божеств, населяющих мир. Структура человеческого тела отражает структуру Вселенной, поэтому существует возможность сверхъестественного влияния на мир. Для воздействия на Вселенную используются специфические средства: магическая сила мантр, мудр, мандал. Эзотерические культовые действия включают ритуал 5 «м» (мясо, рыба, алкоголь, зерно, половой акт), наставления гуру. С их помощью адепт ваджраяны достигает просветления.

Чань - буддизм или дзэн - буддизм – китайская или японская интепретация буддизма опирается на 4 принципа: прозревать свою внутреннюю природу, становиться Буддой; напрямую указывать суть сознания человека; не создавать письменных наставлений, передавать истину вне учения.

Считается, что начало чань - буддизма связано с приходом в Китай проповедника Бодхидхармы. Окончательное оформление чань - буддизм получил на рубеже 8-9 вв. Каждый человек носит в себе Будду, поэтому его задача заключается в том, чтобы пробудить Будду в своей душе. Но реализовать это на практике возможно только после нескольких просветлений. Вера – это семя, истинная мудрость – его мать, просветление – утроба, в которой оно покоится как зародыш, великое сострадание – кормилица его.

Путь чань предписывает для достижения просветления проникновение в объект и видение его изнутри. При этом исследователь постигает не только тайны объекта, но и тайны собственной души. Чань - буддизм не отрицает искусств и наук, особенно близок он каллиграфическому стилю живописи. Свое воплощение в Японии чань буддизм нашел в икебане, хокку и чайной церемонии.

Интуитивное просветление расценивается как наиболее полноценное, поскольку любой тренинг искажает природу человека. Природу просветления обозначают следующими фразами: «исчез человек, остались обстоятельства», «исчезли обстоятельства, остался человек», «нет ни человека, ни обстоятельств». Человек становиться свободным только тогда, когда об этой свободе не догадывается.

Религиозно-культовая практика включала в себя тяжелый труд и жесткую самодисциплину, дыхательные и гимнастические упражнения, диету, массаж, иглостимуляцию, парадоксальные логические задачи, шокотерапия. Поиск ответов на предпоследний компонент заключается не столько в логическом мышлении, сколько в умении давать непротиворечивые ответы на парадоксальный вопрос. Самый знаменитый дзэнский коан: «Как звучит хлопок одной ладони?» не имеет ответа. С помощью коанов - парадоксов ум искусственно ставиться на грань абсурда, но по мере обучения ученик начинает ориентироваться в этом антиномичном содержании.

Шокотерапия заключается в помещении ученика в неожиданные обстоятельства. Здесь используются непонятные приказания, несвоевременные вопросы, удары посохом, грубые жесты. Так, приказав ученику пронести воды, учитель бьет его палкой, так, что тот разливает воду. Отношения между учителем и учеником прямо вытекают из отсутствия священных текстов. Каждый вечер ученик проводит в обществе учителя, который передает ему сущность учения. Ученик обязан беспрекословно подчинятся скак своему наставнику, так и более старшим монахам. Его учитель принимает на себя ответственность за карму ученика и его духовное просветление.

Монах должен проводить свои дни в постоянном служении: физический труд, медитация, обучение являются равно необходимыми. Монахи выполняли закрепленные за ними культовые и хозяйственные обязанности. Существовало правило: день без труда – день без еды.

Одним из важнейших умений считалась достижение сосредоточения в медитации. Медитация начинается с умения сосредотачивать внимание на отдельном физическом объекте, пока он не закрепиться в памяти. Сознание должно убедиться во внутренней пустотности вещей и, тем самым, опустошить само себя.

В Россию буддизм проникает из Тибета, в форме ламаизма. Буддизм был объявлен официальной религией Тибета во второй пол. 8 в. В период децентрализации Тибета (9 в.) буддизм жестоко преследовался, но местные властители для поддержания авторитета считали необходимым строить буддийские монастыри и храмы. В сер. 13 в. Тибет был завоеван монголами и они даровали буддийскому духовенству верховную власть. Лама Цзонхава превратил буддизм в ламаизм, утвердив систему иерархии внутри сангхи, разработал устав, ввел торжественную обрядность при богослужении, реформировал систему религиозного образования.

Полновластие буддийских властей утвердилось окончательно в 16 в., когда Соднам Джапцо получил от монголов титул Далай-ламы, номинально считавшегося правителем Тибета до 1959 г.

Особенности тибетского буддизма: религиозный синкретизм; создание централизованной и разветвленной организации; сращивание религиозной и светской власти; почитание наставника ламы.

Главный сборник Священных текстов ламаизма – Ганджур насчитывает 108 томов, а Данжур (комментарии к Ганджуру) –225 томов. Размеры самих книг буддисты определяют так: для перевозки Ганджура требуется 14 мулов, а для Данжура – 28.

Пантеон делиться на 4 разряда: 1-й составляют 1050 будд, 8 бодхисатв, 16 архатов и деятели буддизма. 2-й – дакини, заимствованные из тантризма, 3-й – докшиты, защитники веры, 4-й боги местности и 84000 духов.

Ламаизм воспринял культ ступ, где выделяют пять геометрических фигур (куб, шар, полушарие, треугольник, сваямбху), символизирующие 5 элементов из которых состоит Вселенная. Ступа так же символизирует структуру Универсума и колесо перерождений. Учение о живых богах породило практику поиска новых реинкарнаций верховных деятелей ламаизма. На будущего перерожденца указывал ряд примет. Ребенка отправляли в монастырь и обучали. Высший ранг перерожденцев Далай-лама и Панчен-лама, между которыми существуют весьма сложные отношения, поскольку в начале жизни каждого далай-ламы панчен-лама выполняет функции наставника.

Центром религиозной жизни является монастырь, вдоль ограды которого стоят молитвенные колеса – хурдэ, заполненные томами священной литературы. Каждый оборот священного колеса приравнивается к однократному прочтению всех трудов в нем находящихся.

Внутри храм заполнен картинами и скульптурами религиозного содержания. Все ламы во время богослужений сидят на специальном помосте и читают свои страницы одновременно. Миряне находятся возле храма, и допускаются во внутрь только после богослужения. Для совершения молитвы верующие так же используют хурдэ. Второй пласт занимают обряды и ежедневные жертвоприношения перед домашним алтарем.

Священнослужители-ламы выполняют функции врачей, учителей и при исключительных обстоятельствах – военных вождей.

На территории России ламаизм распространился среди калмыков в XVIII, а формирование религиозной организации завершилось к сер. XIX в. В 1741 г все ламы были приведены к присяге на подданство Российской империи, а Екатерина Вторая, чтобы противодействовать связи бурят с Тибетом, учредила должность ученого главного ламы, резиденцией которого был избран Гусиноозерский монастырь. При монастырях была создана система непрерывного буддийского образования по тибетскому образцу, и получило развитие книгопечатание. Во главе религиозной организации встал «лама калмыцкого народа» получавший жалование как чиновник. В этот период калмыцкая община состояла из 1656 служителей культа в 67 хурулах. К 1920 осталось 35 хурулов с 1000 лам, благодаря сопротивлению лам советскому строю, ламаизм жестоко преследовался, а ламы были объявлены пособниками «старого режима» и врагами просвещения.

В Тыву буддизм начал проникать в 18 в. Главой буддистов Тывы являлся настоятель одного из монастырей, носивший титул хамбу-лама. Ламаизм в Тыве не вытеснил шаманские культы. Усилиями Агвана Доржиева, главы ламаистов России в к. XIX в. в Петербурге был создан будийский (ламаистский) храм. На церемонии его освящения присутствовали представители правительств России, Тибета, Вьетнама, Сиама, Монголии.

В 30-х гг. ХХ в. буддийская сангха в России была практически истреблена. Только после Великой Отечественной Войны буддистам разрешили исповедовать их веру. Верховным органом буддийской церкви стал Центральное Духовное Управление буддистов СССР. Всего в СССР существовало 2 храма, а большинство лам действовали нелегально. Священнослужителей готовил единственный вуз в Улан-Баторе, и его студенты так же изучали основы марксизма.

Сегодня буддийская сангха в России насчитывает примерно 1 млн. членов. Большинство составляют сторонники ламаизма в Бурятии и Тыве, Калмыкии и Астраханской области, а так же в Читинской и Иркутской областях. Кроме того, буддийские храмы и общины существуют в Москве, Санкт-Петербурге и Уфе. Главная религиозная организация буддистов РФ, правопреемница Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ), существовавшего в 1922-1996 гг. В 1922 г. на XI Всероссийском съезде буддистов в Москве было образовано Центральное духовное управление буддистов РСФСР (ЦДУБ), которое в 1946 г. было реорганизовано и вновь утверждено как ЦДУБ СССР. С этого момента резиденцией Пандито Хамбо-ламы становится Иволгинский дацан.

В 1995 г. Хамбо-ламой ЦДУБ РФ был избран Дамба Аюшеев, являющийся в настоящее время главой Буддийской традиционной Сангхи России. За время его пребывания на этом посту был вновь возведен дацан на Верхней Березовке (г. Улан-Удэ) в качестве второй резиденции Пандито Хамбо-ламы, открыты два буддийских института (в Иволгинском и Агинском дацанах), где обучается более 150 студентов-хувараков. В них преподают бурятские, тибетские и монгольские учителя. Открыты новые дацаны на территории этнической Бурятии.

На съезде буддистов России в 1997 г. было принято решение о переименовании ЦДУБ РФ в религиозное объединение Буддийская традиционная Сангха России. В 1999 году был утвержден новый устав Сангхи России и подтверждено правопреемство Сангхи России от ЦДУБ РФ. Ныне в Буддийскую традиционную Сангху России входят дацаны и общины этнической Бурятии, буддийские общины Тувы и Алтая, Иркутска, Омска, Читы, Санкт-Петербурга, Москвы и т.д. Буддийская традиционная Сангха России признана в качестве одной из четырех традиционных религий РФ, широко развивает международные связи.

Община буддистов Башкортостана именует себя дахрма-центром «Тушита». Название центр получил от досточтимого геше Джампа Тинлея летом 1998 года. Тушита одная из частей мира богов, буквально переводится как с санскрита «Сад Радости». Тушита - это Чистая земля, мир, где воплощаются бодхисаттвы.

Дхарма-центр «Тушита» объединяет людей, изучающих и практикующих тибетский буддизм линии преемственности Ламы Цонкапы (традиция Гелуг). Деятельность центра направлена на возрождение и сохранение в России чистого учения буддизма Махаяны, а также создание благоприятных условий для изучения и практики тибетского буддизма в Уфе и Уральском регионе.

Кроме традиционной ламаистской общины в России существует буддизм Карма Кагью или Алмазной линии (Кагьюдпа, Карчжупа, Кармапа). Основателем школы Карма Кагью является лама Тилопа (988 - 1069) учеником Гампопы Дюсум Кхьенпой - первым сознательно перерождающимся ламой Тибета, получившим титул «Кармапа», «человек активности», «активность всех будд».

Первые учителя провозгласили линию преемственности религиозного опыта путём непосредственной передачи его от Учителя к ученикам в устной форме. Наличие письменных текстов и строительство монастырей как места постоянного проживания Учителя и учеников на первых порах существования школы Кагью было для неё нехарактерно.

Однако, уже третий по счёту Учитель этой школы Гампопа, получавший также образование в монастыре школы Кадампа и бывший учеником Атиши, написал для своих последователей письменное руководство - разъяснение сущности буддийской догматики и её связи с ритуальными практиками от самых простых до самых сложных, ведущих к конечной цели существования личности - Просветлению. Глава Карма Кагью носящий титул Кармапа и считающийся воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, всегда пользовался громадным авторитетом в Тибете.

Возникшая со временем в рамках школы Карма Кагью сеть монастырей отличалась тем, что наряду с монахами в них проживала мирская часть населения, практиковавшая буддийскую медитацию. Школа создала свои образовательные центры, где светские лица могли изучать основы философии и практики. До середины XX века в этой системе мало что менялось.

В 1959 г. был разрушен до основания находившийся в Тибете (р-н Цурпху) главный монастырь школы Карма-Кагью. В 1961-1966 гг. вместо него был построен новый в местечке Румтек в Сиккиме. Второй по значимости монастырь этой школы находится в Бутане. В 1974 г. Кармапа XVI впервые посетил Европу, и с тех пор по его инициативе ламы и учителя школы начали открывать центры «линии Кагью» на Западе.

Характерные черты, отличающие европейские центры Карма Кагью от их классического тибетского прототипа, следующие: община носит светский характер; основной состав общин - лица европейского происхождения; создателями центров выступают европейцы, ученики Кармапы XVI. В качестве таких учеников-создателей центров на Западе и в России, превратившихся в Учителей традиции, выступают граждане Дании, супруги Оле и Ханна Нидал.

Первые последователи школы Карма Кагью на территории России были среди калмыков-ойратов, пришедших из западной Монголии в Поволжье в XVI—XVII. Хотя к этому времени большинство калмыков было последователями школы Гелуг, первоначальные передачи ещё в XIII веке ойраты получали от лам школ Сакья и Кагью. Практически все общины Карма Кагью, имеющиеся сейчас в России и других странах СНГ, основаны Ламой Оле Нидалом. Его статус - лама, учитель традиции Карма Кагью, получивший право на это от главы школы Шестнадцатого Кармапы, ушедшего в 1981 г. Первая из общин Карма Кагью в России появилась в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в 1989 г. В Башкортостане существует небольшая группа последователей Карма Кагью, учеников ламы Оле Нидала.

Вопросы для повторения:

  1. Назовите время и место появления Буддизма?
  2. Кто является основателем буддизма?
  3. В чем заключаются четыре благородные истины и восьмеричный путь?
  4. Кратко охарактеризуйте основные «ветви» буддизма.
  5. Признает ли буддизм тхеравады существование богов?
  6. Что такое нирвана?
  7. Когда и где в Росси появляется буддизм?
  8. Какие современные буддийские организации в России вам известны?

Рекомендуемая литература:

  1. Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1992.
  2. Андросов В. П. Будда Шакьямуни. М., 2001.
  3. Буддизм в Японии. М., 1993.
  4. Буддийские государства и общества в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. Сб. ст. – М., 1982.
  5. Буддийский взгляд на мир (коллективная монография). СПб., 1994.
  6. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1996.
  7. Далай Лама ХIV Буддизм в Тибете. – М, 1991.
  8. Дхаммапада /Пер. В. Н. Топорова под ред. Ю. Н. Рериха. М., 1960 (2-е изд.: СПб., 1994).
  9. Ермаков М. Е. Мир китайского буддизма. СПб., 1994
  10. Ермаков Т.П., Островская С.П. Классический буддизм. – СПб., 1999.
  11. Игнатович А. Н. Буддизм в Японии. – М, 1987.
  12. Лысенко В. Г. Философия раннего буддизма. М., 1994.
  13. Розенберг О. О. Труды по буддизму. М., 1991.
  14. Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. – М., 2003.
  15. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000.
  16. Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.

Глава 2. Иудаизм и христианство в Римской империи

Иудаизм - современное название древнейшей монотеистической религии, зародившейся на территории Палестины на рубеже ІІ - І тысячелетия до н.э. Термин «иудаизм» по одной версии происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, ставшего в конце ІХ в. господствующим среди племенных объединений на данной территории. Другая версия выводит это название от греческого слова, которым в начале новой эры обозначали религию еврейского народа. Это слово в свою очередь происходит от еврейского слова иехуда (призванный восхвалять Бога). История формирования иудаизма насчитывает множество веков, его вероучение, обрядность безусловно претерпевали определенную эволюцию в непрерывно изменяющихся исторических условиях существования.

Современное состояние исторической науки позволяет связать его этногенез с движением западно-семитских племен к Восточному побережью Средиземного моря из Месопотамии в начале II тысячелетия до н. э. Наименование «еврей», вероятно, происходит от глагола «пересекать, переходить», иначе говоря «перешедший реку» (имеется в виду река Евфрат).

Иудаизм считается первой из монотеистических национальных религий. Переходной формой на пути к монотеизму был генотеизм - вера в одного бога своего племени наряду с признанием других богов. Правоверный иудей был обязан поклоняться только своему Богу и не вступать в отношения с другими богами. Для поклонения богу Яхве царем государства Израиль Соломоном был построен храм, ставший центром культовой деятельности иудаизма.

История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Ветхого завета. Тщательный анализ библейских текстов дает основание считать, что в начале II тыс. до н. э. евреи, как и многие другие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, т. е. верили в различных богов и духов, в существование души (полагая, что она материализуется в крови) и сравнительно легко включали в свой пантеон божеств других народов, особенно из числа завоеванных ими. Тем не менее, в каждой более или менее крупной этнической общности был свой главный бог, вероятно божественный предок. Скорее всего, Яхве был одним из такого рода божеств и только спустя некоторое его культ стал все более возвышаться. Окончательное утверждение монотеизма большинство ученых связывают с именем Моисея, через которого Бог послал народу Израиля Завет, состоящий из двух условий: признания Яхве единственным богом, а еврейского народа – избранником Божьим. Согласно иудейской традиции Моисей вывел народ Израиля из египетского плена и дал ему важнейшие заповеди, регулировавшие сакральную и повседневную жизнь иудейских племен. Обосновавшись на территории современной Палестины иудейские племена стали вести оседлый образ жизни. В это же время был построен Первый иерусалимский храм, ставший центром культовой жизни не только Иерусалима, но всего Израиля.

Дальнейшая эволюция иудаизма так же тесно связана с историей еврейского народа, и мы позволим себе привести ее краткое изложение.

Израиль был разгромлен ассирийцами в 722 г. до н. э. Проживавшие на этой территории семиты были переселены в другие места империи, на чужие земли. В 586 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор разрушил Иерусалим и увёл в плен его жителей. Разрушению так же подвергся иерусалимский храм. В июле 539 г. персидская держава покорила Вавилон, и царь Кир Великий разрешил евреям вернуться в Иерусалим и восстановить иерусалимский храм, однако многие из них рассеялись по территории бывшей вавилонской империи и, благодаря своей предприимчивости, вошли в интеллектуальную и торговую элиту. В 322 г. Иудею завоёвывает Александр Македонский. В результате народного восстания под предводительством Маккавеев возникает независимое Иудейское царство, просуществовавшее со 140 г. до 63 г. до н. э. Первая иудейская война 66 - 73 гг. привела к новому разрушению храма и массовому бегству евреев из Палестины. Палестина становится Римской провинцией Иудея. Вторая Иудейская война или восстание Бар-Кохбы (восстание Утренней звезды) 136-137 гг. н.э. повлекло за собой запрет на проживание евреев на территории римской провинции Иудея. Уничтожение храма сказалось на будущем иудаизма, ликвидировались первосвященство и верховный суд (Синедрион). Иерусалим как центр паломничества не мог играть свою роль объединяющей силы, в иудаизме возникла угроза потери национально-культурного единства. Другим угрожающим фактором стало материальное рассеяние евреев по территории Римской империи. Тем не менее, иудеи сумели сохранить свою национальную идентичность благодаря религии в период диаспоры (рассеяния). Эту задачу выполнил Талмуд.

Иоханан бен Заккай основал в палестинском городе Ямниа религиозную школу. Форма обращения в этой школе была «рабби» - учитель, что становится в дальнейшем принятой титулатурой при обращении к иудейскому священнослужителю. Школа в основном ориентировалась на формальную фарисейскую традицию. Со временем школа в Ямниа стала исполнять функцию суда и приняла название «Сангедрин», или «Синедрион» (иврит – «верховный суд»). По мере роста авторитета школы за консультацией и судом стало обращаться всё больше евреев. Здесь были составлены первые труды с комментариями священных писаний - Талмуд.

Не следует считать, что ранний иудаизм был однороден. Существовали различные течения и секты (например, караимы, не признававшие Талмуд), но в конечном итоге именно традиция школы Иоханан бен Заккая легла с основание религии диаспоры.

Дальнейшая история еврейского народа представляет собой периоды гонений и хрупкого благоденствия в отдельных странах. Христианство, набиравшее силу в Римской империи, враждебно относилось к евреям, обвиняя их первосвященников в казни Иисуса Христа, хотя и не поощряло прямых гонений. Арабская экспансия в Византию Европу привела к тому, что территории традиционного проживания евреев попали под арабское владычество. Ислам, подчеркнуто уважительно относящийся к «людям Писания», предоставил иудаизму возможность дальнейшего развития.

К X-XI вв. в Испании сформировался особый тип иудаизма, известный как «сефардский», со своими специфическими ритуалами в синагоге, с собственным диалектом - синтезом испанского и еврейского языков. В Западной Европе, прежде всего в Германии, сложился другой тип, получивший название «ашкенази», на основе смеси немецкого и еврейского - идишем.

В отличие от арабского мира христианская Европа весьма недоброжелательно относилась к «потомкам распявших Христа». Ненависть к евреям, создание особых еврейских кварталов, беспричинные убийства стали обычным явлением. Завоевание Иерусалима крестоносцами, борьба с еретическими течениями в 13-15 вв. привели к массовому истреблению евреев. Наиболее массовым было истребление евреев в Испании, территорию которой им было приказано покинуть в 15 в. Отказавшиеся выехать или обратиться в христианство были жестоко истреблены.

В XVI - XVII столетии самое большое количество евреев проживало в странах Оттоманской империи, или же в христианских Польше и Литве. В 1648 и 1649 гг. произошли массовые избиения евреев в Польше и на Украине. В XVIII в. евреи расселяются в Европе, значительное их число направилось в Африку. В XIX в. возникает сионизм. Сионизм – еврейское религиозно-политическое течение, ставившее своей целью воссоздание национального еврейского государства и сбор в его границах евреев всего мира. В XX в. история евреев включат два наиболее значительных события: массовое уничтожение евреев нацистами (Холокост) и воссоздание национального еврейского государства. 14 мая 1948 г. было провозглашено новое государство - Израиль. По Конституции государство Израиль является светским, но ортодоксальный иудаизм имеет преимущественное положение на его территории. Суббота, общегосударственный выходной день, запись актов гражданского состояния производят в синагогах и т.д.

В истории и эволюции иудаизма можно выделить 5 этапов:

А) дохрамовый, кочевые племена семитов завоевывают и заселяют Ханаан и образуют Израильско-Иудейское царство;

Б) до к. 7 в., сооружен первый храм царем Соломоном и начал утверждаться монотеизм в форме поклонения Яхве. Здесь отчетливо видны следы генотеизма.

В) 6 в. до н.э. – период вавилонского пленения, когда иудаизм стал идейной основой борьбы за независимость еврейского народа;

Г) период второго Храма к. 6 в до н.э. – 70 н.э., когда после возвращения из плена был построен второй храм и иудаизм превратился в замкнутую монотеистическую национально-государственную религию.

Д) период диаспоры с 136 г. н.э. по 1948 г., когда после разрушения Храма римлянами в результате восстания Бар-Кохбы еврейская государственность прекратила свое существование и евреи были выселены из Палестины и рассеяны по миру.

Источниками вероучения в большинстве течений иудаизма признаются Талмуд и Танах. Талмуд создается в период с III в. до н.э. по IV в. н.э. Он представляет собой свод повседневного законодательства, судопроизводства и морально-этический кодекс. Он состоит, из 2 частей первая его часть с комментариями священного писания получила название «Мишны», вторая – «Гемары».«Мишна» - собрание устного иудейского закона (морально-этического и бытового кодекса поведения) включает Мидраш, Агаду и Галаху - древнейшая часть Талмуда. Мишпа (Второучение), составлена иудейскими духовными руководителями - таиаями (законоучителями), начавшими свою работу в 70 г. н. э. после разрушения Храма. Их труды были обобщены и записаны примерно в 200 г. В Мишне толкования Устной традиции кодифицированы по шести тематическим разделам: о земледелии, о соблюдении Субботы и праздников, о храмовой службе и пищевых запретах, обо всем, связанном с ритуальной чистотой, о семейном праве, а также гражданские и уголовные законы. Язык Мишны - правильный еврейский с примесью греческих и латинских слов и выражений.

Гемара́ (арамейское «завершение», «изучение»), свод дискуссий и анализов текста Мишны, включающий уточнения Закона, составленный амораями (толкователи).

Известно две редакции Талмуда, названные по местам их создания: Вавилонская (Талмуд Бавли, 3-7 вв.) и Иерусалимская (Талмуд Иерушалми, 3-4 вв.). Вавилонская версия включает в себя большую часть Иерусалимской. Каждый трактат Талмуда состоит из неразделимых элементов: Галахи и Агады. Галаха представляет собой рассуждение о соотношении законов Мишны с Пятикнижием и об определении необходимых толкований. В Агаде содержатся нравственные поучения, исторические предания, мудрые изречения и притчи, иллюстрирующие тексты Галахи. Необычно и размещение материала. В центре страницы всегда помещается фрагмент из Мишны, а по краям - Гемара и другие толкования Мишны. Талмуд стал своего рода народной конституцией, формировавшей духовный облик религиозного еврейства всего мира.

Танах - свод исторических и пророческих текстов, рассматривающих историю еврейского народа. Танах состоит из трех частей Тора (Пятикнижие Моисеево), Невиим (пророки и книги) Ктувим (Писания). Иногда Торой именую не только первые пять книг Танаха. Но и собственно закон Моисеев. Наиболее ранний текст, входящий в его состав, - победная песнь пророчицы Деборы (Суд. 5), датируемая XIII в. до н. э., а наиболее поздние тексты относятся к III—II вв. до н. э. Помимо книг, вошедших в иудейский ветхозаветный канон, известно большое количество произведений древнееврейской литературы ветхозаветного круга, считавшихся апокрифами (утаенными) и псевдоэпиграфами (ложно надписанными). Некоторые из них вошли в состав христианских вариантов Ветхого Завета.

В первой книге - Берешит (в русском переводе - Бытие) рассказывается о сотворении мира и жизни первых людей на земле до переселения народа Израиля в Египет. Вторая книга - Шемот (Исход) - посвящена жизни народа Израиля в Египте, жестокому угнетению, и драматических событиях, связанных с Исходом евреев из Египта под водительством великого пророка Моисея из колена Леви, подвигнутого на этот подвиг Всевышним. Наивысшим событием повествования является дарование Богом Моисею на горе Синай десяти заповедей, высеченных на каменных плитах (скрижалях). Собственно, с этого момента окончательно закрепляется Союз между Богом и еврейским народом.

В следующих трех книгах Пятикнижия - Вайикра (Левит), Бе-мидбар (Числа), Дварим (Второзаконие) - речь идет странствиях народа по Синайской пустыне на пути в Землю обетованную. Эти книги – источник гражданского законодательства, устройства переносной скинии (шатра) Завета, где находятся скрижали, порядка службы священников, предписаний ритуальной чистоты, жертвоприношений, праздников, нравственно-этических наставлений, социального законодательства и т. д. Последняя, пятая книга содержит увещания и наставления Моисея своему народу на пороге Земли обетованной. Значение предписаний Торы, называемой также Пятикнижием Моисеевым, для последователей иудаизма выражается словами: «Вот постановления и определения и законы, которые постановил

В Танахе книги пророков разделены на первых, или ранних, и последних, или поздних. К циклу первых относятся книги: Иисуса Навина, Судей, две книги Самуила, две книги Царей. Книга Иисуса Навина повествует о завоевании Земли обетованной коленами Израиля под предводительством преемника Моисея, Иисуса сына Нуна. Книга Судей посвящена жизни отдельных колен Израиля, расселившихся каждый на своей территории. Время от времени для отражения нападений врагов отдельные племена или их союзы возглавляли выдающиеся герои и военачальники, называемые «судьями». Только колено Леви не получило своего удела и стало выполнять функции священников. Книги Самуила посвящены жизни этого пророка и переходу от племенного быта к монархическому. Там рассказывается о помазании на царство первого царя Саула, а также о событиях его царствования. Вторая книга Самуила рассказывает о воцарении на престоле общеизраильского государства Давида из колена Иуды, о превращении Иерусалима в столицу, его внешнем величии и завоеваниях. В Первой книге Царей изображена картина царствования наследника Давида — Соломона, сообщается о его великой мудрости и миролюбии и, конечно, о строительстве Иерусалимского Храма, ставшего вместилищем ковчега каменных скрижалей с высеченными на них Синайскими заповедями. Заканчивается эта книга рассказом о крушении после смерти Соломона общеизраильского царства «за грехи» и распаде его на две части. Вторая книга Царей живописует уже существование двух сравнительно слабых царств: северного - Израиля и южного - Иудеи со столицей в Иерусалиме, где правили цари из династии Давида. После многочисленных конфликтов между собой и войн с соседними народами Израиль пал под ударами ассирийцев в 722 г. до. н. э., а в 586 г. до н. э. уже от рук вавилонян пала Иудея, был захвачен Иерусалим и его Храм. В обоих случаях население было угнано на чужбину.

Среди последних пророков выделяются три «больших»: Исайя, Иеремия и Иезекииль. Книга пророка Исайи с исключительной поэтической выразительностью говорит о будущих судьбах иудейского царства, о предстоящих войнах между великими державами тогдашнего мира, сообщается пророчество о грядущем приходе избавителя — помазанника Божия (Мессии) и о предстоящей радостной и счастливой жизни на обновленной земле. Книга пророка Иеремии, относящаяся ко времени гибели Иудейского царства, хотя и описывает будущие муки грешного народа, в конце концов выражает уверенность в его будущем возрождении. Иезекииль пророчествует среди иудеев, находившихся в Вавилонском плену. Он возвещает воссоздание еврейского государства и рисует его будущее, основанное на совершенной духовной жизни в соответствии с заповедями Бога. Весьма показательно указание пророка на равенство в будущем царстве иудеев и иноплеменников.

Остальные пророки: Осия, Иоэль, Амос, Обадия, Иона, Михей, Нахум, Хаббакук (Аввакум), Софония, Аггей, Захария и Малахия - условно называются «малыми». Сущность их проповедей также состоит в поучении народа следовать Божьим заповедям, стремиться к нравственному совершенству, не подражать окружающим народам в идолопоклонстве. Последние три пророка действуют уже после завоевания Вавилонии Персидским царством и возвращения иудеев при содействии персидского царя Кира на родину в 538 г. до и. э., где они возродили Иерусалимский храм.

Раздел «Писания» состоит их следующих книг: Псалмы, Притчи, Иов, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Экклезиаст, Эсфирь, Даниил, Эзра, Неемия, двух книг Хроник (Паралипоменон). В Псалмах в стихотворной форме воздаются хвалы Всевышнему, прославляется его вездесущность, величие, милосердие и справедливость, на него возлагаются все надежды на спасение. Притчи, или Притчи Соломона, содержат изречения житейской мудрости, способствующие стремлению благочестивых людей к разумной и высоконравственной жизни. В книге о страдальце Иове поднимается философский вопрос о сущности страдания праведного человека на земле. Песнь Песней - лирическая поэма о чистой любви. Книга Руфь трогательно повествует о моавитянке Руфь, связавшей свою судьбу с еврейским народом и ставшей впоследствии праматерью царя Давида. Плач Иеремии - скорбная элегия пророка на разрушение Иерусалима вавилонянами и гибель Храма. Экклезиаст представляет собой печальные сентенции и рассуждения философа-скептика о суетности существования в этом мире. Книга Эсфирь рассказывает о чудесном спасении от гибели евреев персидского царства царицей Эсфирью, еврейкой по происхождению. Книга Даниила, написанная, в отличие от других книг, не только на еврейском, но и частично на арамейском языке, повествует о пророчествах Даниила, жившего при дворе последнего вавилонского царя, относительно гибели земных царств и будущего торжества Царства Божия. Книги исторического содержания мудреца - софера (писца, знатока Письменного Закона) Эзры и строгого правителя Неемии посвящены рассказу о восстановлении Иудеи и укреплении там прежнего благочестия. Наконец, последние - Книги Хроник - повторяют с дополнительными подробностями, особенно генеалогическими, историю еврейского народа от Адама до возвращения из Вавилонского плена.

Главным и незыблемым принципом веры в иудаизме является признание Единого Бога, которое выражается в молитве «Слушай Израиль: Господь, Бог наш, Господь един» (Втор., 6:4). Основополагающие идеи иудаизма изложены в десяти заповедях, дарованных, согласно традиции, Богом на горе Синай (XIII в. до н. э.) через пророка Моисея еврейскому народу. Вот текст этих заповедей: «1. Я, Господь Бог твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства. 2. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и того, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо я Господь Бог твой - Бог-ревнитель, наказывающий детей за грехи отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милости тысячам родов, любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в седьмой день почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:2-17). Этими заповедями закреплялся особый договор - Завет - между Богом и еврейским народом, ставшим благодаря этому акту «избранным». В рамках общих положений иудаизм допускает большую свободу мысли в их толковании и осмыслении.

Одним из важнейших понятий иудейского вероисповедания является мицвот. Мицва - значит заповедь, закон Бога и в то же время обязанность, долг по отношению к ближнему. Исполнять мицвот, значит, выказывать почтение не только по отношению к тому человеку, которому ты оказываешь услугу, но по отношению к Богу. Очень часто мицва включает не только ритуальные словесные формы, но и буквальные физические действия. Так мицва почтения к родителям в семейной практике означает не только послушание и покорность родительской воле, но и прямую помощь – приготовить завтрак, убрать в доме и т.д.

Другое важное понятие цдака - благотворительность и помощь ближнему. Идея цдаки базируется на взаимной ответственности, которая объединяет людей в единое общество. Самые распространенные формы цдаки - посещение больных и раздача милостыни.

Течения в иудаизме. Среди евреев во время существования независимого иудейского царства возникли три движения: саддукеи, фарисеи и ессеи.

Саддукеи (по имени первосвященника Садока) отрицали бессмертие души и воздаяние после смерти и требовали буквального соблюдения законов Пятикнижия. Саддукеи - иудейская аристократия и творческая элита значительно отличались от своих соплеменников не только обликом, но и внутренне, поскольку соблюдение иудейских обычаев под влиянием Рима давно превратилось в показной ритуал. «Горе вам книжники и фарисеи, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи красивы, в внутри полны костей мертвых и всяческой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония». (МФ. 23:13-28).

Фарисеи (отделившиеся) в отличие от них, наряду с соблюдением традиций, отстаивали право на толкование учения. По их представлениям, тот, кто отрицает возможность толкования Закона, противоречит Божественному промыслу, одарившему людей разумом.

Ессеи также стремились к соблюдению Закона, но, предсказывая гибель современного им погрязшего в грехах мира, практиковали крайний аскетизм, уходя в отдаленные поселения в ожидании близкого, как им представлялось, прихода помазанника Божия - Мессии. Мессианские настроения в начале новой эры получили большое распространение среди страдающего под римским господством еврейского населения. Небольшие общины ессеев обитали в пещерах на берегу Мертвого моря, близь города Кумры. Найденные после 2-й Мировой войны рукописи ессеев получили наименование Кумранских. Они вели аскетический образ жизни, стремясь не обременять себя новыми грехами перед лицом Близкого конца света, проповедовали общность имущества, безбрачие, не допускали рабства, практиковали всеобщий труд. Главным культовым обрядом у них была общая трапеза. Большую часть ночи они изучали собственные священные тексты. В общине существовали ритуальные омовения, а перед вступлением в общину верующий должен был покаяться. Основанием для появления подобных умонастроений был глубокий раскол между верхами и низами еврейского общества. Фарисеи и

Раввинизм (от рае - учитель, почтенное лицо) начал формироваться в X в. среди еврейства Центральной Европы. Раввины продолжили дело вавилонских гаонов в разработке и толковании положений Талмуда. Главной задачей средневекового раввинизма была разработка строгих правил внутренней дисциплины и самодисциплины, норм поведения каждого еврея и целой общины, способствующих сохранению в неприкосновенности принципов еврейской религии, независимо от изменявшихся внешних обстоятельств.

Соприкосновение с эллинистическим миром породило особую форму развития иудейской мысли религиозную философию иудаизма. Важнейшей ее задачей было доказательство истинности иудейского закона. Виднейшим ее представителем был Филон Александрийский (ок. 25 г. до н. э. - 40 г. н. э.). В своих сочинениях он старался найти в Священном Писании подтверждения идеям философии эллинов, прежде всего Платона. Важнейшей идеей, высказанной Филоном, является учение о Логосе. Для Филона Бог - это абстрактное понятие без каких-либо атрибутов, в то время как Логос - это своего рода «второй Бог», который и является инструментом творения и откровения в мире. Другим источником развития иудейской философской традиции становится арабская философская мысль Х в. Саадия Бен Иосиф, живший в Багдадском халифате (892-942) не видел противоречия между откровением и разумом, поскольку они оба восходят к одному Божественному источнику, но откровение, с его точки зрения, является более быстрым способом постижения божественной истины. Самым убедительным доводом в пользу бытия Бога он полагал акт творения мира из ничего. При этом он признавал объективность законов природы. Человек - венец творения, и для достижения полного совершенства Бог создал Тору. Тора вечна, как и ее приверженцы - иудеи. Для выполнения законов Торы человек наделен свободой выбора между Добром и Злом. Душа бессмертна и воссоединится с телом после воскресения мертвых. Однако переселение душ, особенно в тела животных, отрицается как противоречащее разуму. Видным представителем иудейской философии в мусульманской Испании был поэт и мыслитель Иегуда Галеви (1085-1140), книга которого «Куза-ри» построена в виде диалога иудейского мудреца с царем Хазарии. Галеви разграничивал требования философии и требования откровения: взаимосвязи между Богом и человеком можно достичь только посредством личного просветления и откровения. Он полагал, что иудаизм имеет общечеловеческое значение, а Тора может быть каналом, проводящим духовную энергию Божественного начала.

В творчестве Моисея Маймонида (Рамбама) (1134-1204) средневековая иудейская философия достигла своей вершины. Философские взгляды Маймонида изложены в его капитальном труде «Море невухим» («Путеводитель растерянных»). Рамбам испытал влияние философии Аристотеля. Он признал вечное существование мира и считал, что мир создан свободной божественной волей. Бог - одновременно и перводвигатель и первопричина. Бог представляет собой бесконечное, бесплотное, единое, вечное и первичное. В соответствии с такой концепцией Маймонид много внимания уделил аллегорическому истолкованию в метафизическом смысле антропоморфических образов и связанных с ними выражений, встречающихся в Священном Писании. Он считал, что человеческий разум пригоден только для решения проблем не главного характера, а в наиболее важных вопросах последнее слово должно оставаться за откровением. Всякое приписывание Богу каких-либо положительных свойств он полагал идолопоклонством, так как его сущность выходит за пределы человеческого понимания. Познание заключается в стремлении овладеть всеми и реальными и метафизическими науками, тем самым душа подготавливается к вечной жизни с Богом, которая будет полна блаженства познания. Познание Бога непосредственно связано с познанием его милости и справедливости, что ведет человека к моральному совершенству. Рационализм Маймонида привел его к скептическому отношению к чудесам. Он не отрицал их возможность, но полагал, что основа веры - внутренне присущая истина, а не чудесные явления, которые могут оказаться обманчивыми. Все упоминания об ангелах и демонах в Торе и Талмуде он полагал метафорическими сказаниями, так же, как и описания будущего царства Мессии. По его представлениям, блаженство рая - это подлинное единение с Божеством, а муки ада - отчуждение от него. Маймониду принадлежит формулирование 13 принципов веры иудаизма, вошедших позднее в иудейские молитвенники. В дальнейшем в иудаизме возобладали представления, рассматривающие философский подход к изучению Торы и Талмуда как чистую ересь.

Каббала - мистическое учение в иудаизме, окончательно сформировавшееся к началу XI в. Его основные принципы содержатся в сочинении «Книга Зогар», появившемся в 1300 г. в Испании. Однако предание возводит ее авторство к законоучителю II в. н. э. Шимону Бар-Иохаи. Утверждается, что во время преследований римлянами участников восстания Бар Кохбы (132-135) Шимон 13 лет скрывался в пещере, где его каждый день посещал пророк Илия и посвящал в тайны Священного Писания. «Книга Зогар» представляет собой комментарий к Пятикнижию и в специфической форме развивает талмудические идеи о свойствах Божества, способах их проявления в мире, человеческой душе, сущности добра и зла, Мессии, идее искупления и т. д. Характерными для каббалы являются учение о Боге как Эйн-Софе (Бесконечном) и его проявлении в десяти потоках света — сефирот. Особое значение имеют сефирот Хохма (мудрость), Бина (понимание), Даат. (знание) и особенно Шехина (повсеместное присутствие Бога в каждом элементе мироздания, в том числе и в жизни человека). С XII в. получила распространение практическая каббала. Ее приверженцы сосредоточивали свое внимание не столько на философских вопросах, сколько на соблюдении праведности жизни, молитвах, экстатической медитации, мистицизме цифрового значения букв еврейского алфавита, почитании различных талисманов и т. д.

Хасидизм возник в еврейских общинах на территории Польши в XVIII веке, после краха мессианского движения Шабтая Цви и погромов времён освободительной войны украинского народа, известной в украинской истории как «Хмельнитчина», а в еврейской «Гзерот ТаХ ве ТаТ» (Антиеврейские декреты 1648 и 49 года) и как движение протеста против закостенения иудейской учёности, как движение протеста против деспотической власти ка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: