Пропорции

В ландшафтном искусстве пропорции – это равенства отношений пространственных форм по величине, геометрическому строению, положению в пространстве, цвету, в виде определенных композиций (одно из проявлений гармонии). Гармоническое соотношение пространственных величин можно разделить на 2 группы: простые, строящиеся на отношениях простых чисел (зависимость выражается простыми дробями), и иррациональные, получаемые при помощи геометрического построения.

На практике чаще всего используется 2 вида пропорционирования:

- модульная система пропорций – за основу берется некая единая исходная величина, служащая мерой пространственного построения композиции, называемая модулем;

- золотое сечение – одно из выражений наиболее гармоничных пропорций. Приближенные целочислительные значения золотого сечения получаются при помощи чисел ряда Фибоначчи, в котором каждое последующее число равно сумме двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21… Из этих чисел составляется ряд целочисленных отношений: 1:2, 2:3, 3:5, 5:8, 8:13, 13:21… В ряду, начиная с отношения 3:5, все последующие выражают золотое сечение. Любая композиция, имеющая соотношения своих частей по правилу золотого сечения, отличается строгой пропорциональностью и производит наиболее благоприятное впечатление.

В ландшафтном искусстве пропорционирование используется при создании цветников и партеров, в соотношениях размеров планировочных элементов. При построении композиций пейзажных картин его применение затруднено из-за возрастной динамики насаждений.

Ритм и метр

Ритмическая последовательность явлений заложена в самой природе – смена времен года, дня и ночи, движение морских волн, в формах растений, в биоритмах живых организмов. Очевидно, этим объясняется органи- ческая потребность человека в ритмической гармонии среды. В архитектуре ритм – это повторяемость пространственных элементов и интервалов между ними, объединяемых по сходным признакам, их чередование, динамическое развитие самой формы. При повторяемости одинаковых элементов и интервалов возникает метрический порядок – метр –простейший вид ритма.

Рис. 15. Ритм

1, 2 – метрические ряды; 5 – сложный метрический ряд;

3, 4 – ритмические ряды; 6 – построение ритмическогоряда

путем геометрической прогрессии

В ландшафтной архитектуре все приемы метроритмического построения пространства могут быть использованы в аллейных посадках, в перетекающих пространствах смежных полян и т.д. Для получения ритмического ряда необходимо не менее 3-х элементов, а устойчивое впечатление ритма возникает при наличии 5 – 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: