double arrow

Естественно-научная парадигма

Естественно-научное объяснение развития психики человека.

Путь, который проходит ребёнок от рождения до зрелости, — это социализация. Это центральное понятие в классической психологии.

А. Фрейд: социализация — переход от принципа удовольствия к принципу реальности. Когда Сверх-Я формируется, оно нуждается в поддержке, появляется идеал. Полная социализация связана с «выходом наружу» — выход из школы, вуза, в общество. Т.о. социализация — длительный процесс, включающий в себя много компонентов.

Пиаже: социализация — преодоление эгоцентризма, необходимы отношения кооперации.

Теория соц. научения: социализация — переход от новорожденности к полной социальной и психологической зрелости.

Культурно-историческая парадигма в исследовании психического развития ребёнка

Эту парадигму разработал Выготский. Он увидел развитие ребёнка по-новому.

Д.Б. Эльконин: «Я хочу сделать вам прививку против натурализма».

Ход психического развития — процесс индивидуализации психики. Закон развития ВПФ: психические функции появляются на свет дважды, сначала как разделённая между ребёнком и взрослым, а затем как собственный психический процесс самого ребёнка. Отсюда следует, что процесс идёт от социального к индивидуальному.

Следствием этого закона является понятие ЗБР.

Выготский, условия развития психики.

1. Наследственные задатки.

2. Среда, в которой живёт ребёнок.

Энвероментальный подход: соц.-эк. положение семьи, полная/неполная семья, количество детей, порядок рождения, влияние отношения матери к отцу, матери к своей собственной жизни и многое другое.




В КИК никто не отрицает наследственные задатки, они определяют те различия, которые существуют между нами. Но мы изучаем не различия, а то общее, что свойственно нам, как людям.

Поэтому в КИК условия развития:

1. Морфофизиологические особенности мозга ребёнка. Если мозг не имеет органических нарушений, то развитие ребёнка будет происходить благополучно.

Синдром «гладкий мозг» — ребёнок, у которого нет в коре головного мозга извилин, такой ребёнок не может развиваться.

2. Общение ребёнка и взрослого. Феномен госпитализма или дефицита общения, открыт Дж. Боулби и Рене Спитц, которые работали во время войны в Англии в госпиталях. Они лечили детей, лишённых родителей.

В Ленинграде институт мозга, А.А. Щелованов руководил этим институтом, именно ему принадлежит понятие дефицита общения.



Где искать источник психического развития?

Классическая психология — внутри ребёнка, в его природе. Психоанализ: влечения, либидоносная энергия. Пиаже: уравновешивание между процессами ассимиляции и аккомодации.

Неклассическая психология — среда, в ней закреплены человеческие способности. «Лишь рождены, уже нас ждёт Шекспир». Развитие зависит от того, как мы эту культуру осваиваем. Человеческие способности не закреплены в природе человека, они опредмечены в культуре общества. Развитие происходит благодаря взаимодействию идеальной и реальной форм. Идеальная форма — то, что у ребёнка пока отсутствует, но есть в обществе.

Выготский «Лекции по педологии»: среду нельзя понимать абсолютно, в каждом возрасте ребёнок взаимодействует с разными сторонами среды, поэтому её надо понимать относительно. Среда оказывает влияние на развитие ребёнка по формуле «стимул-реакция». Влияние среды определяется через ключевое переживание ребёнка — это единица анализа развития личности.






Сейчас читают про: