double arrow

Движущие силы развития

Гипотеза о конвергенции двух факторов: наследственности и среды.

В неклассич. психологии: если источник развития — среда, форма развития — присвоение культуры каждым ребёнком, то движущей силой развития будет обучение.

Как обучение оказывает влияние на развитие ребёнка?

Выготский: сознание — ключевая проблема в психологии.

Сознание — совокупность явлений сознания (ощущения, восприятие, память, мышление).

В центре сознания сначала находится восприятие, в дошкольном возрасте в центре сознания находится память, в школьном возрасте — мышление.

Смысловое строение сознание связано с развитием речи, обобщений. Вход в сознание возможен только через речь. Речь-слово имеет значение, значением слова является обобщение. Выготский показал, что обобщения развиваются. Для ребёнка раннего возраста обобщения имеют форму синкретов, синкрет — обобщение на основе субъективных переживаний.

Следующая форма обобщений — комплексы. Это обобщения на основе объективных, но несущественных признаков, явлений.

Понятия — обобщения на основе объективных существенных признаков.

Мы можем переводить ребёнка с одного уровня обобщений на другой.

В обучении формируются обобщения. Развитие — перестройка структуры сознания. Через обучения обобщениям происходит развитие сознания. Выготский: «Делаем один шаг в обучении, получаем сто шагов в развитии».

1956, Выготский «Избранные психологические сочинения» — первая вышедшая книга Выготского в нашей стране.

1. Выготского обвиняли в идеализме. Ничего не говорил о том, как мозг работает, что психика — продукт деятельности мозга.

2. Обвинение в интеллектуализме. В гипотезе о системности строения сознания всё относится к познавательным процессам, а мотивационно-потребностная сфера личности Выготским не анализирована.

3. Ещё один недостаток. Нет большого количества фактов (как у Пиаже), которые могли бы подтвердить концепцию.

Исследования психологов харьковской психологической школы.

Эксперимент, который провёл А.В. Запорожец. Он изучал развитие понятий у глухих детей. Можно ли у глухого ребёнка сформировать настоящие понятия?

Предметно-практическая деятельность ребёнка.

Является ли деятельность одной и той же на всём пути развития ребёнка?

Леонтьев: у каждого возраста есть свой ведущий тип деятельности.

1. орудийно-практическая деятельность

2. игра — дошкольники

3. учение — младшие школьники

4. труд

Понятие деятельности — развитие учения Выготского, позволило снять обвинение в идеализме.

Было показано, что есть ведущий тип деятельности у ребёнка младенческого возраста — эмоционально-непосредственное общение ребёнка и взрослого. Майя Ивановна Лисина проводила исследования на эту тему. Она поняла, что в первое полугодие общение носит ситуативно-личностный характер, во второе полугодие — ситуативно-деловой характер.

Эльконин: не всякая игра является ведущим типом деятельности (ВТД). Существуют разные игры: спортивные, компьютерные, дидактические и т.д. ВТД является сюжетно-ролевая игра, которая возникает по инициативе самого ребёнка и осуществляется в коллективной форме.

У ребёнка школьного возраста ВТД будет не просто учение, а учебная деятельность в этом возрасте.

Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова изучали ВТД младшего подросткового возраста (12-15 лет). ВТД здесь — личностное общение. С=?

Современные исследователи пытаются понять, какой ВТД у старших подростков. В этом возрасте на первый план выступает подготовка к профессии, поступлению в институт. С=? Это учебно-профессиональная деятельность.

Не всё ещё ясно, но когда эти виды деятельности были более или менее выделены, появился вопрос, как происходит переход от одной ВТД к другой?

А.Н. Леонтьев: деятельность связана с мотивом, действие — цель, операции — условия. Мотивы бывают реально действующими и знаемые. Когда мотив переходит от первого ко второму, происходит смена ВТД.

Эльконин: как формируется мотив. «Психология игры». В это же время стала разрабатываться концепция учебной деятельности. Он заметил. что в игре, когда ребёнок берёт на себя роль, он не становится шофёром, но, играя в шофёра, у него формируется желание, мотив, выполнять деятельность, которое имеет общественное значение. Формируется мотивационно-потребностная сфера личности. Мотив стать учеником.

В учебной деятельности ребёнок осваивает ЗУН, формируется операционально-техническая сфера личности (он учится читать, писать).

В младенческом возрасте преимущественно формируется мотивационно-потребностная сфера личности. В раннем возрасте формируется операционально-техническая сторона личности.

В младшем подрастковом возрасте система мотивов и потребностей выступает на первый план. В старшем подростковом возрасте — операционально-техническая.

Новый закон развития, закон периодичности детского развития (Эльконин). В детском развитии имеет место чередование видов деятельности. => Новая периодизация психического развития.

Переходы от одного периода к другому, от одной стадии к другой, — кризисы развития (большие и малые).

Кризисы отношений — большие кризисы, кризисы мировоззрений — малые кризисы.

Обвинения в идеализме, интеллектуализме снимаются. Факты постепенно накапливаются.

Предкризис: ребёнок пошёл в школу, ему нельзя общаться, а надо учиться. Общаться он перестаёт, поэтому спад, но учиться он ещё не может, не умеет. Его привычные действия здесь не работают.

Выготский (может, Маркс): за кризисом следует развитие.

Принцип единства интеллекта и аффекта Эльконина. Аффект и интеллект — две линии развития, которые осуществляются одновременно, но одна линия является направляющей, а другая — латентной. Рисунок из учебника.

В зависимости от того, как соотносятся с собой «я хочу» и «я могу» можно классифицировать различные варианты развития.

П.Я. Гальперин, концепция о природе предметного действия. Концепция Пиаже: предметные действия — преобразования объекта из одного состояния в другое. Если обращать внимание на результат действия, физический опыт, если на способ достижения — логико-математический опыт. У Леонтьева в структуре деятельности есть действия, которые всегда соотносится с целью. У Гальперина действие состоит из ориентировочной и исполнительной частей.

Три типа ориентировки:

1. пробы и ошибки, результат соответствует нормальной кривой распределения;

2. учащийся получает от учителя полную ориентировочную основу действия (алгоритм действия, составленный взрослым). Ребёнок выполняет действие с первого раза, каждый раз правильно. Например, прописи, в которых расставлены точки.

3. метод анализа объектов в изучаемой области. «Выдели в этой букве точки, где линия меняет своё направление». Этот тип ориентировки связан с психическим развитием.

Эльконин заметил, что разработанное Гальпериным относится к операционально-технической стороне действия, этого недостаточно, т.к. есть мотивационный аспект. У человеческого действия есть смысл. Смысл — всегда выполнение действия ради другого человека. Эта микроструктура предметного действия лежит в макроструктуре периодов психического развития.

«Современное состояние теории Л.С. Выготского», — конференция 17 ноября.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: