Полностью с реальных событий

Йду гадаю, давай разом подолаєм

Тяжкі стежки яких не знаєм

Чи ми того собі бажаєм бо так,

Не хотілось абияк,

Ходити не ходити, хотіти не хотіти залишається

І по землі, по воді, по нескошеній траві

Через дебрі і ліси, через дикі голоси

По землі, по воді, йду до тебе як тоді

Поки ми ще молоді, поки ми іще Живі.

Віктор Пашник

Дорога – это место, где пересекаются судьбы. Здесь истории множества людей раскрываются перед тобой лишь на миг. Но за этот короткий миг, при желании можно узнать и увидеть больше, чем за многие годы. Дорога делает тебя зрителем, перед которым проносят множество картин укрытых тканью с небольшими прорехами в ней, сквозь которые ты можешь заметить лишь малую долю всего рисунка. Мимолетный взгляд на крохотную часть чьей-то жизни. Тебе не узнать всего, что скрывается за ней, но из этих малых частей сплетается твоя собственная судьба, ведь тебе открываются истории, каких не прочесть в книгах; события, которые не произойдут дважды; перемены, вершащиеся здесь и сейчас, где по воле случая оказался на мгновение и ты. Это бездонный источник случайного опыта.

Моя дорога в сторону Сибири тоже была наполнена множеством встреч, событий, мировоззрений. Настолько порой полярных, что невольно подумаешь, будто дорога играет с тобой, сводя сперва с одной гранью, а затем, пока не успел опомниться и сделать выводы, - тут же сталкивает лоб в лоб с другой. Так она учит быстро переключать мышление, учит понимать. Вообще она любит учить. Терпению, сочувствию, доверию, внимательности, взаимовыручке... Список этот столь же велик, сколь и сами дороги. Поэтому дольше всего учишься у неё учиться. Это лишь на первый взгляд задача тривиальная, но многие встречи, даже спустя годы ты оставишь без внимания. Я и сам первое время не придавал значения простым житейским беседам, затянувшемуся молчанию, разговорам о стране и прочим банальностям. Каких только тем ни поднимешь: от самых пустых, до глобальных! Порой в памяти не оставляли отпечатка не то что вчерашние события, но даже во время общения приходилось ловить себя на мысли о том, что не помнишь, говорил ли с этим водителем об этом, или нет. Не смотря на уникальность каждого случая, всё переплеталось в столь крепкий клубок, какой не в силах разрубить и двенадцати часовой сон. Но всё же, с каждой новой сотней преодоленных километров, я всё больше ощущал себя зрителем десятков коротких дорожных зарисовок, с самыми удивительными и честными актерами. Более того, в некоторых из них, я и сам играл небольшую роль...

1.

Всюду черти. Надави, брат, на педаль

Час до смерти, да сгоревшего не жаль

А в чистом поле ангелочки-васильки

А мы на воле, и нет ни гари, ни тоски

Юрий Шевчук (ДДТ)

Для работы водителем, необходим воистину стоический характер. Здесь километры давно пора измерять затраченными нервами. Поэтому не удивительно, что в итоге мне довелось встретить человека, имя которого я бы дал самой противоположности невозмутимости. Но, не смотря на всю его горячность, недовольство многими проявлениями жизни, и острые реплики в ответ даже на самые незначительные неприятности, его нельзя было не понять. Даже с моим ледяным спокойствием. Только вот жизнь понять не всегда способна, ведь она устроена так, что негативное отношение к ней, невольно порождает новые поводы для такого отношения. И никакой мистики в этом нет, - всё довольно логично: когда человек взвинчен, многим недоволен и готов всё на свете клясть, он становится менее внимательным, менее рассудительным, упускает из вида положительные события, варианты решений, и действует напрямик, «в лоб». В результате чего снова случается нечто, что делает его ещё более взвинченным, более недовольным, более агрессивным. И теперь снова любая малая глупость окружающих, кажется верхом глупости, любой малый проступок вызывает взрыв гнева, а любая неприятность перерастает в проблему.

Но за внешней оболочкой усталости от реальности, и лютой ненависти ко всему свету, на самом деле то был Человек с большой буквы. Так часто бывает, что мы судим по поведению, не догадываясь даже о том, что в это время испытывает сам собеседник и почему он поступает именно так. Уверен, что любой, кто пообщался бы с ним несколько минут в условиях дороги, не поверил мне, но стоило бы ему пообщаться несколько часов, и он изменил бы своё мнение. Однако, мало ли в наше время тех, что ведут себя, как все, а на самом деле остаются Людьми? – быть может, и я не вспоминал бы сегодня про эту встречу, да не писал о ней, если бы не события, которые вызвали искреннее сочувствие. Эмпатия учит понимать людей лучше, чем что либо. Потеря накладной одного из рейсов могла стоить ему 150 тысяч рублей. Почти три месяца непрерывной и тяжелой работы – цена одной малой ошибки. Что на фоне этого, часовые блуждания по незнакомому городу, «идиоты-водители», или неудобный режим работы клиентов? Всё, на что он злился ещё полчаса назад, стало мелочью. Лишь тогда, когда человек начинает клясть себя сильнее, чем клял прежде подрезавшие легковушки, правительство и дороги, в полной мере понимаешь его. Ты понимаешь, что это беда временная, всё вернется на круги своя, но пока перед тобой человек, для которого рухнуло полмира. Из всех 510 072 000 квадратных километров, ты оказался именно на этом мелком участке трассы, и из всей своей жизни в 9620 дней, именно в эту минуту, когда в чьей-то жизни разыгралась трагедия. Трагедия, в которой тебе отведена роль лишь зрителя...

* * *

Темного накажут, мелом лоб намажут

Светлого поймают, в саже изваляют

А куда деваться? Вроде бы как ты да я,

Вышли из нигредо, ничего не ведая

Эдмунд Шклярский (Пикник)

Люди очень ревностно отстаивают свои убеждения, ценности, взгляды. По этой причине они и не любят этого делать. В своей обычной жизни мы всячески ограждаем себя от вторжения чужеродных мнений и окружаем по возможности единомышленниками. А если не находим таковых, то предпочитаем остаться в одиночестве, чем сталкиваться с отличными от наших, взглядами. О вкусах не спорят, но их приходится отстаивать, поэтому иногда вступить в «схватку» приходится, но обычно мы делаем это на своём поле и будучи во всеоружии, накопив достаточное количество аргументов на все случаи жизни. Дорога же не редко предоставляет уникальную возможность оказаться в самом тылу. Тут тебе и типичные представители современной молодежи, и заядлые домоседы, недовольные всем вокруг, и люди, видящие смысл жизни лишь на дне стакана, и множество других контрастных жизненных троп. Каждая такая встреча – как победа над собой. Но для них – другие крайности кажутся дикими, и ты заодно, но истина не у них и не у тебя. Сам-то сразу понимаешь, что тебе не дано права считать свою жизнь чем-то лучше, или правильней, она – просто другая. Ты можешь лишь наблюдать и сравнивать. Но не только полярные взгляды попадаются. Иногда даже не успеваешь удивляться тому, насколько необычные цели по жизни люди могут преследовать, каким идеалам следовать, каким багажом знаний, навыков владеть. Так же и они встречают твои устремления: кто с непониманием, недоверием, кто с безразличием, кто с уважением и восхищением. Это только первое время тебя может задевать, или вдохновлять их реакция, но на другой десяток встреч, уже понимаешь, что на твоих взглядах, - чужие сказываться не могут. Дальше ты просто улыбаешься в ответ, ведь вы на сотню-другую километров пересеклись, и в будущем, возможно никогда не увидитесь. Но всё же, каждая такая встреча оставляет отпечаток на судьбе каждого участника, и дает ценный опыт для того, кто готов учиться. А пока, лишь занавес, и новый акт...

2.

Первая звезда мне сказала: "Ты первый".

Ветер научил меня ходить одному.

Поэтому я до сих пор немножечко нервный -

Когда мне говорят: "Смотри - счастье",

Я смотрю туда и вижу тюрьму.

Борис Гребенщиков (Аквариум)

Скажите незнакомому человеку о том, как стремитесь жить, о своих целях и взглядах, и вы узнаете о нём больше, чем могли бы узнать из долгих бесед. Ведь у многих людей есть свой лакмус, которым они измеряют «правильное/неправильное», и тут вы можете с равной долей попасть в любую из этих крайностей. Впрочем, бывает, что собеседник, никогда прежде не сталкивавшийся с таким восприятием жизни, наоборот удивится, и в меру своего любопытства, постарается понять, в чем же сокрыты эти отличия, чем привлекательна другая сторона жизни, о которой рассказывают ему.

Интересный и наглядный пример в этом смысле подарила мне дорога под Казанью. Буквально в десятке километров от неё, остановилась подвести семейная пара, в возрасте. Им было совсем немного по пути. «По пути» лишь с точки зрения дороги, но не взглядов. Однако интересной оказалась полярная реакция этих людей.

Глава семьи стал осыпать вопросами: «И чего тебе дома не сидится?», «Какой смысл в том?», «Почему, вместо того чтобы проводить время с девушкой, тебя понесло куда-то в леса?» и тому подобными. Причем вопросы, при изменявшейся формулировке, не меняли своего смысла, и негативного отношения независимо от ответов и аргументов. Для него жизнь воспринималась в единственно-истинном контексте, и тот был накрепко привязан к дому, работе, общественным нормам, бытовым ценностям и прочему. Всё остальное казалось пустым и неправильным. «Только так жить можно, и только так жить нужно» - читалось меж слов, каждой фразы. Так часто бывает: люди, знающие лишь один образ жизни, не могут представить, что может быть иначе, что бывает другое счастье, укрытое в других целях; что по другую сторону их жизни есть другие возможности, зачастую не противоречащие имеющимся здесь. Было очевидно, что взгляды этого человека давно укрепились и проросли корнями настолько, что будь нам по пути хоть на все 8500 километров, понять ему меня бы не довелось. Даже если бы я рассказал и о своих целях, и о «Пределах Роста», и о своей прежней жизни, и о природоохранной деятельности, и особенностях Камчатки, да Сибири... – Нет, всё это было не для него. Как организм борется с любыми инородными объектами, так и наш разум с упорством консерватора, большую часть времени, доказывает самому себе собственную правоту. (Тоже наверняка в равной степени относится и к автору этих слов – спорить не стану).

Но в тоже время, рядом сидела его жена, неподдельный интерес которой читался в каждом слове. Она, в отличие от супруга, задавала вопросы не для того, чтобы возразить, выразить, или навязать своё мнение, а для того, чтобы узнать чужое. Возможно, она понимала, что для получения новых впечатлений, опыта всегда есть два пути: прожить это лично, или узнать через тех, кто прожил. Да, это был уже вовсе не тот возраст, когда что-то меняют в своей жизни, поэтому её любопытство не преследовало каких-то практических действий, решений и поворотов в своей судьбе, но могло дать то, что не предоставит прежний опыт. Поэтому, она продолжала вступаться за случайного попутчика и с любопытством расспрашивать о том, почему тот решил отправиться в столь далекий путь, и таким необычным способом. Какие цели и мотивы, движут им? Какой могла быть их жизнь? Где можно было отыскать ещё одну пригоршню счастья, и какое оно там, - за гранью привычных дней?

Не только я был зрителем случайных судеб в своих поездках. Для них обоих, эта мимолетная встреча так же открывала лишь крохотную часть полотна под названием «Моя Жизнь». Пятнадцать минут возможности увидеть ту, или иную её часть. Пятнадцать минут, давших возможность увидеть и мне малую часть их жизни. Но дорога вела меня дальше, и предлагала мне новый урок…

* * *

Меня ведь не рубли на гонку завели -

Меня просили: "Миг не проворонь ты -

Узнай, а есть предел - там, на краю земли,

И можно ли раздвинуть горизонты?!"

Владимир Высоцкий

Преодолеть расстояние, - сперва это звучит вдохновляюще, призывно. Тебе это кажется чем-то большим и значимым. Затем, ещё до первого шага, задолго до выхода на трассу, решение внушает немного гордости, ощущения собственного превосходства. Но так будет лишь до тех пор, пока внутренний голос «путешественника» не дрогнет, и его не заглушит недовольное бормотание затаившегося в душе консерватора. Да, чем ближе ты к границе, отделяющей теплое, уютное кресло, и пестрые картины путешествия в твоем воображении от реальной дороги, тех постоянных решений, преодолений, усилий, которых она требует от тебя, тем больше страх, нежелание переступать через привычную и комфортную жизнь. Но в этом и суть преодоления, что начав сам путь, ты уже не слышишь того призыва, не ощущаешь чего-то выдающегося в своем поступке, не испытываешь страха, или дискомфорта, ты... живешь! Именно этим расстоянием, этими поспешно сменяющимися видами, встречами, новыми милями, а порой на привале и старыми. Не планами, не достижениями, не мыслями, а лишь ощущением непрерывного обретения. Сто, или тысячу километров за день – не важно, ведь и малый путь – это множество новых событий, которые не смогут разместиться и на страницах нескольких книг. Но всё же, всем им не суждено воплотиться, если консерватор в тебе победит. Столь тонкая грань между желанием остаться и дорогой; - ты даже не успеваешь заметить, как переступаешь её, если решишь отправиться, но перед тем, сила воли должна пройти настоящие испытание. В будущем, ты будешь смеяться над этим, ведь из всех дорожных забот, именно этот первый шаг, что рисовал большие трудности, - и был единственной значимой трудностью. Перешагнув же однажды черту, придется бороться уже не с желанием остаться, а с собственным азартом, стремлением охватить больше, отправиться дальше, вернуться позже...

3.

Взмывает в небо человек-амбиция,
И скалится на весь воздушный флот.
Внизу скулит бессильная полиция,
Из-под ладони щурясь в небосвод

Анна Герасимова («Умка»)

Кто-то плывёт по течению, называя это течение своей судьбой, в трудные минуты перекладывая всю вину на её хрупкие плечи; а кто-то готов идти против любых обстоятельств до последней капли сил лишь для того, чтобы сделать свою жизнь именно такой, какой он хочет видеть её. Для него становится неважным, правильно это, или нет. Главное в том, что это будет его выбор, а значит и в самом деле его жизнь. Но сколько на это требуется воли? Ведь обретение чего-то всегда связано с лишениями и потерями. На что каждый из нас готов ради того, чтобы достигнуть желаемого? Решимся ли мы сжигать мосты, а с ними и все отстроенные нами города на том берегу, который покидаем, ради призрачной веры в то, что возведем на новом большее? И кто решится поджигать мост тогда, когда ещё сам стоит на нём?

Да, многие не готовы сделать и простого шага, пока не будут уверены в том, что именно он им принесет, но есть и те, кто, видя цель, готовы ринуться бежать к ней по воде. Эта черта читалась даже в самой речи моего попутчика, которого встретил я под Чебаркулем. Он говорил быстро, эмоционально, переходя от темы к теме, рассказывая о своих начинаниях, свершениях и планах с таким вдохновенным азартом, что мог дать фору даже игрокам в покер. Энтузиазм и решительность горели в глазах безудержным огнём, какой не смог бы затушить и самый разрушительный из ветров перемен. Для него такой ветер лишь превращал бы искру в пламя. Но как самому при этом не сгореть? И в самом деле, то, что вело его вперед, заставляло 105% всех своих возможностей направлять в работу, подгоняло на трассе, - при этом отбрасывало не меньшую тень, имя которой «амбиции».

При общении, у меня невольно сложилось впечатление, что этот человек разве что не правит половиной мира. Но лишь пока. Пока ему хватает и второй половины. Ведь, поставив целью создать свой бизнес, на основе монтажа инженерных систем и коммуникаций, он очень серьезно и даже щепетильно подошёл к делу, учитывая каждую «мелочь», и планируя уже в скором времени дойти до Москвы. Поэтому моё воображение невольно рисовало в самых ярких красках весь этот размах. Но спустя некоторое время беседы, оказалось, что воплощаться это задумка в жизнь начала совсем недавно, и давалась с большим трудом. С невероятным упорством, вкладывая в дело всё, что имел, не только материального, но во многом и саму свою жизнь, этот человек тянул непомерный груз, с твердой уверенностью в то, что посевы скоро принесут большие плоды. Он говорил о множестве трудностей, не понимания со стороны семьи, о долгах, несостоявшихся заказах, но без доли сомнений в том, что всё это лишь вопрос времени. Однако такой энтузиазм не мог вместиться в одной задаче, - он хотел охватить Всё на свете и ещё чуть-чуть. О какой бы области ни зашла речь, - в каждой из них уже виделось ему собственное будущее и будущее тех, кто пойдет за ним. Будь то монтаж, радиостанция, или разработка программного обеспечения.

Некоторые говорят: двумя зайцами погонишься, - выбирай того, что крупнее. В его же случае правильней так: гоняясь за семью зайцами, не упускай ни одного, ведь самих к тебе их и голод не пригонит. И всё же, в нашей стране, если дело не поглощает тебя без остатка, оно чаще всего становится воспоминанием. Сделать всё и сразу – благородная цель, но немало сил нужно даже на то, чтобы стремиться воплотить всё. Мне трудно судить о том, возможно ли, распыляясь на множество целей, добиться результата, но если это и по силам кому, то именно этому человеку, что подвез меня до самой Уфы. Увы, визитки были утеряны, и потому я не могу знать о дальнейшей судьбе, но что-то мне подсказывает, что это пламя сложно загасить, пока оно не охватит весь мир! И я так же, как на трассе, стану одним из случайных зрителей.

* * *

Продолжая двигаться не ровно и не в такт
Все пытаясь вырваться, сделать шаг
Новый повод и нам пора
Взять и снова жить начать с утра.

Владимир Шахрин (Чайф)

Дорога глазами водителя – это одно, и другое – глазами пешехода, но ведь под сколь разными углами ещё смотрят на неё. Кто-то измеряет дни преодоленным расстоянием, а к кому-то она неприветлива; одним она сулит долгожданные перемены и встречи с друзьями, близкими, а другие вынуждены испытывать на ней судьбу и самих себя. И трудно поверить, что кто-то может найти в ней нечто иное, чем видишь ты. Так и меня перед дорогой часто спрашивали: «Зачем тебе это?», «А не боишься ли ты?». Для многих такой способ передвижения подобен экстриму, ведь пока не испытаешь его на себе, верный образ не составить. Нас всегда пугает всё непривычное, незнакомое, но вызывает ли что большую тревогу, чем случайные попутчики? «Мало ли что у них на уме», - так говорили мне лишь те, кто никогда даже не помышлял об автостопе. Найдется тысяча и одна причина, и столько же потенциальных историй о том, что могут с тобой приключиться. Осторожность перед неизведанным – она в крови.

Тоже касается и цели поездки: безлюдные места с обилием диких зверей, множества комаров и мошки, болот, вдали от населенных пунктов – всё это рисует нам картину опасности. В прошлом, этот страх, видимо и заставил нас построить цивилизацию, отгородиться от внешнего мира, а теперь он накрепко привязывает нас к уютному и безопасному дому. Именно он порождает сомнения в том, может ли быть дорога приветлива. Но жизнь – всегда в движении, достижении, переменах, и стоит тебе остановиться, как теряется и вкус жизни. А риски – они ведь по обе стороны пути равные, и поверить в это сложно до тех пор, пока всё происходит где-то далеко и не с тобой. Это как смотреть на что-то издали. Так виден лишь общий силуэт и наше воображение дорисовывает его до полного образа, но стоит подойти ближе, и ты уже видишь, что же там на самом деле...

4.

Годы за спиной мир не стал ему краше
И над головой птицам петь ни к чему
Горизонт играл с ним, но стал ему дальше
Год от года предлагая жизни его:
Города за спиной
И путь короче
Больше дороги прямой

Алексей Горшенёв (Кукрыниксы)

Дорога – это зеркало. Не верите, - проверьте. В ней всегда отражается ваше отношение к ней. Она «чувствует» настроение, но не сочтите за эзотерика. Разумеется, дело не в дороге, - истинная причина в том, что настроение отражается на ваших поступках, а на результате всегда сказываются даже самые мелкие детали. Этот урок я постигал в два этапа, и первый из них выдался опять же под Казанью: в остановившейся машине было три человека и, как оказалось, один из них тоже ехал автостопом, но цель его лежала в приморье, а старт был взят, если не ошибаюсь, из Санкт-Петербурга. Вот только одно меня смутило в его истории: расстояние, преодоленное мной за полтора дня, ему далось за неделю. Что было причиной, а что следствием – не мне судить, но одно было очевидным: для него, эта поездка была вынужденным шагом, на который толкнула судьба, ведь отправиться столь непривычным для него способом через всю страну пришлось из-за больших проблем. И вот теперь, ему даже верить в то, что он сможет за полгода добраться домой, было сложно, а отсутствие денег и голод лишь укрепляло эти сомнения. Не удивительно, что дорогу он возненавидел. Но почему же она отвечала взаимностью? И всё-то вроде правильно у него, - и место для автостопа выбирать умеет, и внешний вид подобает, но мне так и не довелось увидеть, что ему остановилась хотя бы одна машина. Дважды я мог уехать, но он всё ещё стоял, равно как и после того, как я уже преодолел объездную. Снова дорога оставила мне недосказанную историю: в том, что он в итоге добрался домой – я не сомневаюсь, но каких усилий и времени это потребовало? Одно знаю наверняка, повторить своё путешествие он бы и врагу не пожелал.

Но этот случай подарил мне лишь часть общей картины. Для полноты не хватало ещё малой детали, и увидеть её можно было только со стороны. Уже преодолев Челябинск, я покинул очередную попутку на перекрестке, где стоял другой автостопщик. «Рыбак – рыбака, видит издалека», - так и тут, словно встреча старых знакомых. Но главное заключалось в другом: разговорившись, я увидел, что его история была в контраст первой, ведь студент-бурят по своей воле отправился таким способом в этот путь с целью посмотреть другие города, достопримечательности, и успел побывать уже во многих интересных местах. Позитивный настрой, словно был залогом успеха, ведь он так же спокойно преодолевал по 700-900 километров в день. И только в одном подход разнился существенно, - от него дорога требовала платы, ведь он останавливался на ночлег в гостиницах, а порой не отказывался проехать и автобусом. Я удивлялся тому, зачем такая плата, а он – тому, что у меня на весь путь ушло меньше 300 рублей на еду.

Три полярных отношения к автостопу, - и три разные истории того, как это отражалось на нас самих, а значит и том, как в дальнейшем мы будем относиться к нему. Но и так картина не будет полна, если я ещё раз не упомяну взгляды тех, кто никогда не испытывал себя и дорогу таким способом. Да, в самом начале я не зря рассказывал про коллег и знакомых, что интересовались, не страшно ли ехать попутками. Ведь мало кто из них мог даже предположить, с кем за весь мой путь, я особенно разговорился, с кем более всего достиг взаимопонимания. В остановившейся за Челябинском иномарке сидел мужчина крепкого, спортивного телосложения, причем такой величины, что казалось, будто он с трудом помещается в своей просторной машине. Полагаю, многих бы уже даже этот факт насторожил, но как бы отреагировали они, узнай, о том, что этот человек – бывший заключенный? Так уж заведено в нашем обществе: судить по статусам, избегая подробностей. Полагаю, в такой ситуации мало кого даже позабавил бы тот контраст: крупный мужчина, в прошлом заключенный, и ящик с утятами позади сидений. Верьте-нет, но именно данная встреча больше всего запомнилась за схожесть взглядов, и даже несколько жаль, что попутно нам было лишь пару десятков километров. Ведь за столь короткое время, успели мы поговорить и о жизни в деревне, куда они с женой перебрались из города; и о современном обществе; о запланированном устаревании; о работе и многом-многом другом. Но лишь одно незначительное решение отправиться в путь, принятое за неделю до этого, - стало истоком возможности этих бесед.

Дорога – это зеркало, а без зеркал ты видишь лишь то, что впереди.

* * *

По Дороге Сна - тихий звон подков, лег плащом туман на плечи,

Стал короной иней на челе.

Острием дождя, тенью облаков - стали мы с тобою легче,

Чем перо у сокола в крыле.

Наталья О’Шей (Мельница)

Мир маленький. Это известно каждому, кто бывает часто в пути. Первое время, он кажется огромным, куда большим, чем выглядел прежде, и куда не направься – всюду нечто, с чем ты не сталкивался прежде, а каждое малое событие не перестает удивлять. Так будет до тех пор, пока однажды, расстояние не начинает вмещаться даже на крохотной карте твоих воспоминаний, и становится вроде как делом обыденным, привычным, ведь ко всему привыкаешь. Но всё же, сколько мест ни посети, ты никогда не перестанешь открывать нечто новое и ценное для себя. Никогда одна встреча не будет похожа на другую, никогда один лес не будет полностью подобен другому, и никогда один дождь не оставит те же впечатления. Я видел прежде сопки Камчатки, видел пляжи Туапсе, лесополосы под Сертолово, гонял живность по полям Брянщины, пил из родников Тарусы, но встречал ли я нечто подобное? Каждое место, где я останавливался на ночлег, врезалось в память на бетонные сваи, ведь все они по-своему уникальны: и озера Курганской области, и березовые рощи под Омском, и болотистые земли близ Оби. Всё это могло остаться за пределами моей жизни, и на первый взгляд ничего бы не изменилось, кроме одного: … меня. Да, все увиденные города, так бы и стояли, так же кипела бы в них жизнь, и всё же, мимолетный взгляд, возможность наспех ухватить глоток из этого множества источников случайного опыта, - это действительно стоит многого. Пусть понимание этого и приходит лишь сейчас, год спустя.

Но так же как с новыми городами, новыми пейзажами и стоянками, уникальны были и знакомства, встречи. Не важно, - будь то люди, или звери, домашние, или дикие. По пути мне довелось погостить и у старых знакомых, друзей и подруг, заглянув и в Нижний Новгород, и в Уфу, и Новосибирск, но так же познакомиться и с новыми. Вроде попутная мелочь, но лишь на первый взгляд. Да, о большинстве из своих случайных попутчиков я никогда больше не узнаю, и многих, возможно, даже не вспомню, а они не вспомнят меня, но интересно уже даже то, что однажды я просто узнал о них.

5.

Вот новый поворот, и мотор ревет,
Что он нам несет - пропасть и взлет, омут или брод,
И не разберешь, пока не повернешь за поворот.

Андрей Макаревич (Машина времени)

Что за новым поворотом? Какой дорогой направиться: М5, или М7? Но пока ты не принял решение, они равнозначны. Может первая сведет с единомышленниками, и интересными людьми, или поможет быстро добраться до цели, может, подарит интересные места для ночёвок, с необычным местным зверьем, природными явлениями, а может, будет серой и ничем не примечательной? Или, быть может так будет со второй? – Ты не знаешь, пока не выберешь. Но после – не узнаешь о том, что куда бы привела тебя другая тропа.

Задумывались ли вы: вот с одной стороны, казалось бы, не всё зависит от нас, но с другой – это ведь мы выбираем тот вариант, в котором нечто от нас не зависит. Мы могли выбрать и альтернативу, но сделали так, как сделали, и не могли мы поступить иначе. Разумеется, и по другую сторону выбора, многое бы от нас не зависело, но раз не выбрали, значит зависит? Это не простой выбор, и часто выходит так, что идем мы на это сознательно, понимая и принимая весь риск, все «случайности». Более того, для многих это уже сродни образу жизни: игра, - как лотерея. Кто знает, где поставить больше на кон, где повезет. И одна из таких больших лотерей – это и есть дорога. Но не только для того, кто путешествует автостопом, нет. На пути к Нижнему Новгороду, остановилась машина на внешний вид вроде и крепкая, но оказалось, можно удивляться и благодарить, что на ходу. Водитель направлялся в Екатеринбург из Москвы, в которой собственно в тот день её и купил. «Старый-добрый» мерседес. Впрочем, доброта его была переменчивой, - ввиду старости, ворчливым и привередливым стал: то у него застучит что, то он просто заглохнет по пути, то поправлять придется замок зажигания. В общем, не подарок. Разговорившись с водителем, я узнал о его нехитрой затее: машина в целом хорошая, но требует большого ремонта, а там, в Свердловске, у него родственники как раз занимаются мерседесами. Вот ему и выходит, главное – доехать домой. За ту цену, что он отдал, не жалко было рискнуть даже с учетом того, сколько ещё придется вложить. А путь не близкий.

Проехали-то мы всего-ничего, но некоторую долю приключений испытать довелось даже при мне: на ходу, одна из покрышек разошлась. Да так, что линия разрыва описала пол дуги. На этот случай, в багажнике лежала пара запасок, состояния не многим лучше, но главное было – доехать до ближайшей шиномонтажной мастерской. Сейчас я и сам не дам ответа на вопрос, почему остался, ведь за время смены колеса, я мог без труда поймать не одну машину и проехать не малую часть пути. Но, видимо, есть на этих дорожных подмостках и некоторая сопричастность случайного зрителя, - эдакий выбор за то, чтобы увеличить с одного мгновения, участие в этой истории до двух.

Дальше дорога шла без проблем, но лишь до той черты, что могу знать я. Ведь выйти мне пришлось на объездной Нижнего Новгорода. Хоть нам и было по пути почти до самого Урала, но мне нужно было заехать к друзьям, с которыми в дальнейший путь планировали отправиться. Так снова было поставлено многоточие в очередной истории. Доехал ли он до Екатеринбурга, или нет – я не знаю, и никогда не узнаю, но в тот день искренне пожелал ему успеха и легкой дороги! А сам я продолжил путь, в чем-то не меньше, наверное, похожий на лотерею. Нет, не из-за того, остановятся ли – с этим проблем не бывало, но каждая встреча, каждая беседа, каждая находка, каждый поворот, каждая ночёвка – словно с улыбкой припрятывали за пазухой свой случайный счастливый билет.

* * *

Где-то намного хуже, но мы слишком устали,
Помнить про каждую боль, о которой узнали.
Моя жалость ничего не изменит,
Наши страхи никого не спасут
Не остановим новой беды
Жаль, но от нас и не ждут...

Русте́м Була́тов (Люмен)

Вот скажите: сколь ценен для вас паспорт? В наше время, небось, во многих случаях пригодится, а значит, ему лучше не попадать в истории? Но мой решил поступить по-своему. Уже на подходе к Новосибирску, от которого мне повезет и, одной единственной машиной я доберусь до цели, в последней попутке я умудрился забыть свой «серпастый-молоткастый», случайно выложив со стопкой тетрадей на заднее сиденье, когда доставал карту. И это при том, что изначально я думал отправиться обратно домой поездом, чтобы на разведку Оби осталось больше времени. Но без паспорта на поезд не сесть. В общем, билет пришлось сдавать, благо был приобретен в Интернете. Но железная дорога была для меня закрыта. Казалось бы, - плохо? Кому - как, а я искренне посмеялся над приключением, махнул рукой и сказал: «Ну, не привыкать, значит и на обратный путь автостопом!»

Непростые, казусные события случаются в жизни каждого, - они-то и закаляют. Но дорога подарила мне множество историй, благодаря которым я окончательно убедился: чаще всего трудности – это лишь то, что люди за таковые принимают, и настоящие проблемы, к счастью, знакомы далеко не всем. Не редко я видел, как за большую беду принимали то, что было абсолютной мелочью на фоне жизни, о которых человек на другой месяц даже не вспомнит. И, в тоже время, бывали случаи, когда держались стойко, даже, с изрядной долей оптимизма те, у кого действительно рушилась половина жизни. Я думаю, позитивный взгляд на жизнь может рождаться разными путями, и один из них – как раз через способность увидеть чужую беду, в полной мере понять её, быть может, даже поучаствовать в её преодолении, ведь тогда в будущем, если ты столкнешься с трудностями, то назовешь их лишь временными преградами. И, возможно, тогда ты, сделав над собой усилие, не пройдешь там, где можешь помочь в настоящей беде, ведь порой помощью может стать такая мелочь, которая тебе ничего не стоит.

6.

Знал, что без проблем прожить нельзя
Знал, но снова делал всё не так
И ты сыграл чужую роль
Радость поменяв на боль

Вадим Авласенко (Catharsis)

Сколько судеб вершится вокруг нас каждый день и сколь немногие из них открыты нам. Здесь и трагедии, и комедии, и мелодрамы. Для Жизни, для природы – это всё мелочь: одна жизнь и жизни миллионов «уникальных» людей – не высока для неё цена. Но не для самого человека. За себя и своих близких, мы готовы на многое. А что касательно «дальних»? Возможно кто-то из нас не даст миру ничего, лишь отнимет, и даже не оставит после себя новую жизнь, а вот некто другой мог быть планете полезен, и не слабым он оказался, а просто цивилизация – это машина, способная раздавить любого, кто оказался на её пути. Может этот кто-то и сам по себе интересней, лучше, честней, справедливей, но мы проходим мимо в трудную минуту, проявляя заботу о себе даже тогда, когда толком и не живем даже, лишь коротаем время.

Добравшись до Уфы, я направился к подруге, сестрёнке по духу, но проживала она на другой стороне города. Оставив изрядную часть пути на пешую прогулку, я отправился шагом от монумента дружбы. Но вдруг, по пути мне попался башкир, с бородой, в пыльной старой одежке, с трудом держащийся на ногах, да и в целом выглядевший как бездомный. Но, как оказалось, дело было не в алкоголе и даже жилье, видимо, у него имелось, а причины такого состояния крылись в превратностях судьбы. Мне нужно было поинтересоваться, в верном ли направлении я иду, поэтому я обратился к нему. Но подсказав с дорогой, он словно хотел сказать ещё что-то, и я остановился выслушать. Понять его речь было сложно. Нет, говорил он по-русски, но слова терялись, - было видно, как тяжело ему говорить об этом. С трудом сдерживая слезы, рассказывал он о своей матери, что недавно попала в больницу и сейчас находилась в тяжелом состоянии. Говорил о том, как его избили незнакомые парни, - просто ни с того, ни с сего, не ясно за что. Рассказывал про трудное время, про других людей, про их отношение, неприветливость. Нет, не подумайте, что он просил денег, - ни копейки. Но просил он во взгляде, лишь немного общения, понимания, соучастия, - даже не на деле, а хотя бы эмоциях. Общались-то мы не долго, минут 10-15, но и это ему словно было глотком свежего воздуха. Хотя, ведь даже не общались, - скорей я просто слушал. Но в конце, он настолько растрогался, что не мог уже сдерживать слез. Он благодарил, - лишь за то, что я его выслушал, что поддержал на словах, сказав, что всё в его жизни наладится. Видели бы вы его в те минуты: слезы, в которых отражалась и вся боль переживаемых события и, в тоже время, благодарность, счастье встретить понимание. Но я был лишь гостем этого города, и ничем, кроме добрых слов, помочь не мог, - мы обнялись, похлопали друг друга по плечу, и я, пожелав ему удачи, отправился дальше.

То был небольшой перекресток, где волей случая пересеклись наши пути, - и до этого я бы даже не задумывался о том, что где-то живет такой человек. Равно как и после – я мог бы забыть, оставив этот случай, где-то в тихом переулке лабиринта памяти, назвав частью прошлого, но не стал этого делать, ведь всегда считал так: каждое, даже самое малое событие в нашей жизни даёт бесценный опыт, урок, который мы не получим дважды. Вот и эта короткая встреча, 15 минут чьей-то жизни, - пусть она хотя бы сохранится на этих страницах и, кто знает, может, отразится ещё на чьих-то поступках, на чьем-то отношении к невзгодам, ведь нередко ясное небо над головой, принимают за трещину в жизни.

* * *

А за поворотом к знакомым воротам

Дорожка сбегает с моcта;

Далекие дали в клубок мы смотали

И снова вернулись сюда.

Там, за плечами, смех и печали,

Чужих городов огни,

Улыбки друзей, что в пути повстречали,-

Так вспомним сейчас о них.

Дорога Водана

На самом деле, дорожные заметки могут быть бесконечно длинными, ведь за весь свой автостопный стаж (несоизмеримо малый в сравнении со стажем некоторых автостопщиков, но…), я успел скопить историй не на одну книгу, где каждая встреча раскрывалась бы лишь двухстраничным отрывком из середины чужого многотомного романа, но была бы гармоничной частью моей собственной истории. И изначально, когда я выбирал, о чем здесь написать, собрался не малый список, из которого было крайне сложно отобрать несколько наиболее примечательных зарисовок. А ведь это, в свою очередь, оставалось скорей на волю настроения. Но, как и в любом маршруте, должна быть конечная точка. И тут возникает дилемма: как не обделить вниманием то, что внимания достойно, но при этом и не разойтись на сотни страниц. Да, о многих событиях и людях здесь я успел рассказать, но куда больше остались за границей повествования. И не потому, что они менее достойны, или случаи менее примечательны, нет, напротив. Ещё много интересного и поучительного приключилось за время моей сибирской поездки, и хотелось бы рассказать обо всём. И про случаи под Самарой; и про Владимира Александровича, что пригласил выбраться на совместную рыбалку, да и просто погостить в Бондарку, (кстати, лежавшую в поразительной близости от цели моей поездки); и про Алексея, для которого скорость на трассе подобна скорости жизни; и про многих, многих, многих других. Ещё немало интересных уроков преподнесла мне дорога и немало забавных случаев приключилось. Но всему своё место и свой час, - так учит трасса. Мой путь не завершился возвращением, а лишь начинался с него; «Дорожные заметки» не завершает последняя точка этой финальной главы, а лишь открывает дорогу для новых...

7.

На в труху разбитом скейте или водной доске,
На огромной светлой сцене, в переходе метро,
Под огнем чужих орудий, с автоматом в руке,
Над обрывом на страховке, или все на зеро.
За рулем или в кабине, или просто в купе,
Закопавшись с головой или стоп-краны сорвав,
Каждый прав, кто свое небо подогнал по себе,
По земле гуляет ветер, каждый ловит свой кайф.

Кошка-Сашка (Александра Павлова)

Когда-то в прошлом, лет десять назад, в шутку ли, всерьез ли, на одном сайте я составил опрос на тему смысла жизни, и в одном из финальных его разделов спрашивалось о том, с чем ассоциируется жизнь. Вариантов было предложено немало, но с существенным отрывом лидировал единственный: и это была дорога. Отвечая так, каждый наверняка предполагал своё объяснение, и воображение рисовало ему свою дорогу, но, возможно именно это было причиной такого выбора. Она – для каждого своя: всегда разная, всегда непредсказуемая, всегда богатая на события. То спуски, то подъемы; то повороты, то перекрёстки; то солнце слепит, то фары встречных машин; а за окнами «то стены гор, то горы стен».

Мой путь вышел так же многогранным. Если по жизни мы стремимся избирательно относиться к знакомствам и избегаем того, что нам не по нраву, то здесь выбор делает за нас притворяющийся слепым случай. Здесь нет деления на «черное/белое», ведь, как и по жизни, - в каждой мелочи буйство оттенков, стоит лишь присмотреться. Не богатый, или бедный останавливается чаще; не атеист, или христианин; не татарин, или русский - здесь в полной мере видишь, что людей определяет не одежда. С кем только не довелось пересечься: люди самых разных политических воззрений, религиозных верований, статуса, благосостояния, национальностей, различных ценностей, характеров, взглядов и целей по жизни. Как за окнами сменялись пейзажи, города, климат, - так и здесь сменялись люди. И, независимо от принадлежности к той, или иной группе, вели они себя все по-разному, порой в разрез с тем, какое мнение о них сложилось вокруг. Так, например, помню, был случай под Тольятти, когда водитель, вопреки моему виду путешественника, остановился и спросил о том, сколько я заплачу, если довезет до соседнего города. Но, при этом, буквально следующим же, минут через пять после первого, остановился таксист, который предложил подвести просто так. И это лишь один из множества примеров. Примеров, которые застал я. Но на тысячи и тысячи километров ещё расстелены дорожные русла, и кто знает, что творилось на них в ту минуту. Как не знаю я и того, что творится там сейчас, без меня. Но я – лишь случайный зритель одного мгновения, на одной малой точке множества путей и судеб. В дорожной сети и без меня так же будут вершиться драмы и комедии, серые будни и большие перемены, будут ульем шершней гудеть города и завывать в пустых полях ветра. Там хватает своих ролей и игроков под них, как хватает и учеников. Для одних, это лишь преграда, на пути к цели, для других направление; кому-то – лишь очередной трудовой день, а для кого возможность начать всё с чистого листа. И лишь одно общее для всех: ты выбираешь лишь маршрут, - не важно, пешком, или транспортом, луговыми тропами, или серыми асфальтными лентами, к цели, или просто блуждая по кругу – это всё и есть дорога; это всё и есть жизнь. Быть может, оставаясь в стороне от неё, от движения и перемен, приобретешь даже больше, однако, после одной такой поездки, голоса гор, лесов, полей, болот и городов будут звучать в тебе ещё громче, ещё настойчивее. – Теперь их не сможет заглушить быт, и они будут звать вперед. Они заставят обратить свой взор, полный азарта и любопытства, в сторону горизонта, и тихо так, почти шёпотом, подстегнут: «Интересно, а что же там? какая жизнь ждет по ту сторону»...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: