- m) Предпосылки научного познания. Постулаты, приведённые ранее, являются попыткой сформулировать такие прдпосылки эксплицитно. Они должны уточняться далее и проверяться на предмет согласованности и общезначимости 136.
- n) Семантика эмпирических наук. Вопросы значения научных понятий (вне математики) объяснены ещё недостаточно. Сюда относится также связь математического формализма с эмпирией или вопрос о том, почему математика вообще соответствует реальному миру 137.
- o) Связь между эволюцией познавательных способностей, когнитивным развитием индивида и эволюцией науки: На эту связь было указано ранее. Некоторые возможные вопросы таковы: 138
- Насколько далеко можно проводить аналогию между восприятием и процессом научного исследования мира? Аналогом являются, например, ошибки восприятия и ошибки теории; имеется аналогия между константностью восприятия и инвариантностью (поиски абсолютов) в науке.
- Как относится индивидуальное обучение к научному процессу? В обоих областях большую роль играет человеческое любопытство; но различие состоит в том, что получение информации в науке кумулятивно, в то время как каждый индивидуум должен начинать «сначала».
- Можно ли сравнивать эволюцию науки с биологической эволюцией? Имеются ли, например, «мутации» и «селекция» в научных гипотезах и теориях? Каким образом ложные гипотезы заменяются другими? Осуществляется ли это посредством переубеждения или посредством вымирания их сторонников?
- Какие струкруры являются общими для трёх указанных методов получения информации? Речь может идти, например, о гипотетическом характере знания, тенденции к объективированию или обучении посредством проб и ошибок.
- p) Предпосылки возникновения современной науки. Эта проблема является предметом многих отличных исследований; она относится, так сказать, к репертуару любого историка культуры. Но она должна быть освещена с точки зрения эволюционной теории познания: какие биологические и психологические факторы обусловили возникновение и рост научного познания?
Основные направления в лингвистике и философии языка:
|
|
- q) Проблема языковых универсалий. При этом должен быть разъяснен не только вопрос о наличии структур, общих всем языкам, но и вопрос об обусловленности этих структур врождённым языковым механизмом, как это утверждает Хомски. Желательным было бы сопоставление аргументов за и против «врождённых идей» в философии языка. Одновременно эти гипотезы должны быть существенно уточнены.
- r) Эволюция языка и языковых способностей. Эту проблему легко сформулировать, однако не очень ясно как конкретно подойти к её решению (См. главу «Эволюция языка»). Возникающие здесь вопросы аналогичны вопросам об эволюции познавательных способностей (j) и возможно только совместно с ними могут обсуждаться.
- s) Лингвистика и семиотика. Если различные системы коммуникации (например, язык пчёл, речь, азбуку Морзе) расположить друг подле друга, то выяснится, что может (или должна) иметься дисциплина, которая исследует такие системы путём сравнения, чтобы придти к общим представлениям о возможных языковых структурах и о психологических и социальных проблемах употребления знаков. Этой метанаукой о различных знаковых системах является семиотика (с частными дисциплинами синтактика, семантика, прагматика). Связь между лингвистикой, семиотикой и теорией познания должна быть исследована более обстоятеольно 139.
- t) Конститутивные для познания достижения языка. То, что язык является тем компонентом, который оказывает влияние на познание, является общепризнанным. Но вопрос о том, каков его вес, является дискуссионным. Также и здесь семиотика могла бы быть связующей нитью между лингвистикой и теорией познания.
Большинство этих вопросов в существенной мере интердисциплинарны. Это делает их, правда, особенно интересными, но усложняет возможность их разрешения. Было бы приятно, если бы настоящая книга побудила некоторых исследователей, возможно в союзе с другими, заняться этими проблемами — и ещё лучше — решить их.
|
|