Методы конституционного права

Конституционное право отграничивается от других отраслей права не только своим предметом, но и методами правового регулирования. Метод конституционного права – совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения и его участников.

В конституционном праве применяются следующие основные методы:

1) запрета – конституционно-правовая норма запрещает какому-либо органу или лицу совершать определенные действия (например, вмешательство в деятельность судей по отправлению ими правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (ст.110 Конституции Республики Беларусь);

2) обязывания – нормы, обязывающие какой-то орган или лицо осуществлять определенные действия (например, каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст. 53 Конституции Республики Беларусь);

3) дозволения – нормы, разрешающие какому-либо органу или лицу совершать соответствующие действия (например, Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считает невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей (ст. 106 Конституции Республики Беларусь).

Отличительной чертой методов конституционного права является преобладание среди них методов императивно-властного характера, т. е. запрета и обязывания, что не предполагает равенства сторон, а влечет прямое осуществление власти, поскольку один из субъектов (государство), реализуя свою власть, обязывает другие субъекты выполнять его властные предписания. Нормы-дозволения используются реже, в основном при регулировании правового статуса личности.

Место конституционного права в системе права

Конституционное право является ведущей основополагающей отраслью национальной правовой системы. Такая роль данной отрасли права обусловлена, прежде всего, значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются ее нормами. С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль права не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более, противоречит им.

Конкретизируем эти общие положения на примерах.

- Так, конституционное право определяет систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и управления. Следовательно, оно устанавливает основы административного права, регулирующего общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления.

- В конституционное право входят нормы, закрепляющие экономический строй, основные принципы экономической деятельности, формы собственности, право частной собственности граждан и право ее наследования. Эти нормы составляют основы гражданского права, регулирующего имущественные отношения.

- Конституционно-правовые нормы закрепляют права граждан на труд, отдых. Эти нормы являются исходными для трудового права, которое регулирует трудовые отношения.

- В конституционное право входят нормы, определяющие принципы организации и деятельности суда и прокуратуры. Следовательно, они устанавливают основы уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

Примеры подобного рода можно продолжать и дальше.

Подводя итог изложенному, можно сказать, что конституционное право является своеобразным фундаментом всей национальной правовой системы.

Система конституционного права

Система конституционного права является достаточно сложной проблемой, имеющей многоплановые аспекты. Не случайно она трактуется в литературе неоднозначно.

К примеру, Б. Н. Габричидзе и А. Г. Чернявский полагают, что систему конституционного права следует рассматривать с точки зрения трех ее составляющих:

1) системы конституционного права как отрасли права;

2) системы конституционного права как науки;

3) системы учебного курса конституционного права.

В рамках данной темы мы ограничимся рассмотрением сущности и содержания системы конституционного права как отрасли права. Пожалуй, все исследователи включают в нее такие элементы, как нормы и институты конституционного права.

Некоторые же ученые в систему конституционного права как отрасли права дополнительно включают и третий элемент – принципы конституционного права.

Полагаем, что позиция авторов, которые не ведут речь о принципах, является более приемлемой, ведь система права – это его внутреннее строение, определенный порядок организации. Безусловно, та или иная отрасль права строится на соответствующих принципах и должна им отвечать.

В то же время эти принципы есть не что иное, как отражение норм, посредством которых они материализуются. И именно эти нормы, а не принципы можно сгруппировать и расположить в определенной последовательности, создавая систему отрасли права. Принципы же (демократизм, разделение властей, суверенитет народа и др.) пронизывают всю отрасль конституционного права, всю Конституцию или же многие ее разделы и главы. Поэтому принципы в систему права включать, на наш взгляд, не следует.

Система конституционного права – совокупность конституционно-правовых норм, сгруппированных по институтам в определенной последовательности в зависимости от их содержания и характера регулируемых ими общественных отношений.

Основой для создания системы конституционного права служат разделы и главы Конституции Республики Беларусь, представляющие собой соответствующие правовые институты.

Конституционно-правовые нормы и институты

Нормы конституционного права – общеобязательные правила, установленные нормативно-правовыми актами и обеспечиваемые государственным принуждением. Иными словами, к конституционно-правовым нормам относятся те правовые нормы, которые в своей совокупности составляют конституционное право.

В статье Конституции или закона может содержаться одна или несколько норм конституционного права. Например, ст.17 Конституции Республики Беларусь определяет, что «государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки». Данная статья содержит одну норму (правило). Но во многих случаях в статьях Конституции или закона содержится несколько норм.

Например, ст. 118 Конституции Республики Беларусь определяет, что «местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на 4 года». Данная статья содержит две нормы. Во-первых, местные Советы депутатов избираются гражданами только соответствующих административно-территориальных единиц. Во-вторых, устанавливается срок избрания местных Советов депутатов – 4 года.

Рассматривая конституционно-правовые нормы, следует отметить, что им свойственны как общие признаки, присущие всем правовым нормам (исходят от государства; имеют формальную определенность, т. е. выражаются в письменной форме и имеют определенную внутреннюю структуру; при необходимости обеспечиваются государственным принуждением и др.), так и особенности, выделяющие их в самостоятельную отрасль системы права.

По сравнению с другими нормами права они отличаются:

1) своим содержанием, т. е. той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены, что проявляется в предмете конституционного права;

2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы, выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права – в Конституции Республики Беларусь;

3) своеобразием вида норм. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм регулятивного, а не конкретно регулирующего характера. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов;

4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Нормы конституционного права определяют саму систему органов государственной власти. Конституционно-правовые нормы устанавливают обязательный для создания всех норм других отраслей порядок: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими актов;

5) особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве);

6) специфическим характером субъектов. Среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, высшие государственные органы, депутатов, избирателей;

7) особенностями структуры.

Принято считать, что правовые нормы состоят из трех частей:

- диспозиции – предписание должного либо дозволенного поведения участников правоотношений, их права и обязанности;

- гипотезы – часть нормы, которая указывает на условия ее действия;

- санкции – определяет возможные меры государственного воздействия в отношении нарушителя данной нормы.

Для большинства же конституционно-правовых норм характерно наличие лишь диспозиции. Например, очень важная конституционно-правовая норма содержится в ст. 79 Конституции Республики Беларусь: «Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина». В ней есть только одна диспозиция, и нет ни гипотезы, ни санкции. Однако их отсутствие не лишает данную статью характера правовой нормы, т. к. она определяет положение Президента Республики Беларусь как Главы государства.

Имеются конституционно-правовые нормы, состоящие из двух элементов: гипотезы и диспозиции. Так, в ст. 94 Конституции говорится, что полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента при отказе в доверии Правительству, либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра, и в других случаях. В этой норме гипотеза (при отказе в доверии Правительству) является условием принятия Президентом решения о досрочном прекращении полномочий Палаты представителей.

Характерной особенностью конституционно-правовых норм является то, что в них редко присутствуют санкции, а если они и имеются, то носят в основном не конкретный, а общий характер. Так, ст. 64 Конституции предусматривает, что любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан (в случаях не предусмотренных Конституцией. – Авт.) является недопустимым и наказывается согласно закону. Данная норма не определяет конкретную меру ответственности, ее санкция является отсылочной – к уголовному либо административному законодательству (в зависимости от вида и характера совершенного правонарушения).

Виды конституционно-правовых норм

Классификация конституционно-правовых норм может быть проведена по различным критериям:

а) по содержанию – на нормы, закрепляющие:

- основы конституционного строя;

- основы правового положения личности;

- систему государственных органов;

- избирательную систему и т. д.;

б) по характеру предписаний:

- управомочивающие – определяют компетенцию государственных органов, основные права граждан (ст. 48 Конституции Республики Беларусь: «Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище…»);

- обязывающие – устанавливают обязанности государственных органов и граждан (ст. 57 Конституции Республики Беларусь: «Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь…»);

- запрещающие – предусматривают правила запретительного характера. Такой является, например, норма ст. 110 Конституции Республики Беларусь, в которой сказано, что «Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону»;

в) по характеру регулируемых общественных отношений:

- материальные – определяют содержание нормы, т. е. что подлежит регулированию (ст. 56 Конституции Республики Беларусь: «Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей»);

- процессуальные – регулируют порядок деятельности государственных органов – (ст. 95 Конституции Республики Беларусь: «Палаты собираются на две очередные сессии в год»);

г) по степени определенности содержащихся предписаний:

- императивные, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием (например, ст. 106 Конституции Республики Беларусь: «…Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом...»);

- диспозитивные, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбирать одно из действий, предусмотренных в данной норме (например, ст. 87 Конституции: «Президент может в любое время подать в отставку...»);

д) по территории действия:

- республиканские – действуют в пределах государства;

- местные – действуют в пределах отдельной административно-территориальной единицы.

К числу первых относятся, например, нормы, устанавливаемые высшими органами государственной власти республики (законы; декреты Президента и др.), ко вторым – местными органами (Советами депутатов, исполнительными комитетами, местными администрациями);

е) по действию во времени:

- временные (обычно содержатся в переходных положениях конституций). Они регулируют переход от состояния до вступления в силу Конституции, к состоянию, предусмотренному этой Конституцией;

- постоянные (их большинство, они имеют неопределенный срок действия);

- исключительные (устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств).

Такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм. Так, в соответствии с Основным Законом Республики Беларусь: «Осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом» (ст. 63);

ж) по источникам, т. е. характеру актов, в которых они содержатся.

Прежде всего, это нормы, устанавливаемые Конституцией Республики Беларусь. Все другие правовые нормы, содержащиеся в иных источниках (законах, декретах Президента, постановлениях правительства и др.), исходят из норм Конституции и на них базируются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: