double arrow

Разъяснение смысла юридических норм содержится в актах толкования права — интерпретационных актах

Под интерпретационными актами понимаются правовые акты, которые содержат разъяснение юридических норм. В отличие от нормативных правовых актов интерпретационные акты не содержат новых юридических норм, а только разъясняют их.Интерпретационные акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям.

По типу официального толкования можно выделить акты нормативного и казуального толкования.

Актами нормативного толкования являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и акты разъяснения Конституционного Суда РФ.

Актами казуального толкования являются разъяснения судов и административных органов по конкретным делам.

По юридической природе выделяют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения. Интерпретационные акты правотворчества предсташтяют собой правовые акты, изданные в порядке аутентичного, или легального, толкования. Такими актами являются указы, постановления, разъяснения, конкретизирующие ранее изданные нормативные правовые акты.

Интерпретационные акты правоприменения представляют собой правовые акты, которые разъясняют практику применения ранее изданных нормативных правовых актов.

По юридической силе различают акты официального и неофициального толкования.

Актами официального толкования являются указы, постановления, разъяснения государственных органов, обязательные для правоприменительных органов.

Актами неофициального толкования являются юридические учебники, монографии, комментарии к кодексам и другие акты доктринального толкования. Все виды актов неофициального толкования не имеют юридической силы. Их практическая значимость определяется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.

76.​ Способы толкования права.

Существует ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм, которые преодолеваются с помощью специальных приемов-способов толкования (уяснения). В теории права выделяют следующие основные способы толкования:

филологический;

систематический;

логический;

Исторический.

Филологический способ толкования иногда называют грамматическим. Он включает в себя морфологическое (основанное на внутренней структуре слова) и синтаксическое (основанное на правилах сочетания слов в предложении) толкование. Особое внимание при данном способе толкования уделяется употреблению соединительных и разделительных союзов, а также различным формам глаголов и причастий. Хорошо известно, что от того, где будет стоять запятая в предложении «казнить нельзя помиловать», зависит его смысл.

Систематический способ толкования основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержатся, например, искомые определения юридических терминов. Ссылочные и бланкетные статьи также не могут быть поняты без обращения к тем статьям, на которые они ссылаются.

Систематический способ толкования используется при сравнении общих и специальных норм. В юриспруденции действует правило, в соответствии с которым специальные нормы ограничивают сферу действия общей нормы. Например, ст. 80 СК РФ обязывает родителей материально содержать своих несовершеннолетних детей. Статья 120 С К РФ делает исключение из этой статьи, определяя, что в случае эмансипации (приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия) такая обязанность с родителей снимается.

Логический способ толкования - использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др.

Исторический способ толкования помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий ее возникновения. При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, причинах и поводах, вызывавших принятие толкуемого акта, для того, чтобы уточнить его смысл. Наибольшее значение имеют обстоятельства, относящиеся к правотворческому процессу: проекты нормативных правовых актов, пояснительные записки к ним, стенограммы обсуждения их в законодательных органах, статьи в печати.

77.​ Правовое воздействие.

78.​ Правовая культура: понятие, структура, виды.

Правовая культура - система идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей.

Правовая культура это часть общей культуры общества или отдельной личности, т.е. правовая образованность гражданина.

Виды правовой культуры:

-правовая культура общества

-культура отдельного индивида

-культура различных слове и групп населения

-культура должностных лиц, работников госаппарата, профессиональная культура

-внутренняя и внешняя культура

Правовая культура общества включает в себя:

1.достигнутый уровень правового сознания

2.полноценное законодательство

3.развитую правовую систему

4.эффективное независимое правосудие

5.широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии

6.состояние законности и правопорядка

7.прочные правовые традиции

8.юридическую грамотность основной массы населения

9.четкую работу правоохранительных органов

10.уважение законов

Правовая культура личности включает в себя:

1.высокий уровень правосознания

2.знание действующих законов (незнание не освобождает от наказания)

3.соблюдение и исполнение законов

4.убеждение в необходимости законов

5.правильное понимание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего статуса в обществе, взаимоотношений с другими людьми

6.правовая активность, т.е. деятельность по пресечению правонарушений, поддержание правопорядка и законопослушания в обществе, преодоление правового нигилизма.

Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: "знать-уважать-соблюдать".

79.​ Правосознание. Правовое воспитание.

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, о гренок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Правосознание - неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических предписаний до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей. В то же время и воздействие права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание граждан. Все это и вызывает к жизни известный комплекс правовых представлений, чувств, настроений, переживаний, взглядов и т.п.

Правосознание - это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, конкретные проекты нормативных актов и т.п. Так, принятый в 1995 г. Федеральный закон "О ветеранах" сначала обрадовал участников и инвалидов войны. Установленные в нем льготы и гарантии они восприняли как запоздалую, но все же заботу о тех, кто отдавал свою жизнь и свое здоровье на полях Великой Отечественной войны. Однако как только данный закон стал реализовываться, радость сменилась разочарованием, ибо он практически не был обеспечен финансово-экономическими мерами.

Правосознанию присущи следующие черты:

- это есть самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с нравственными, религиозными, политическими и иными формами;

- оно выражает психическое и идеологическое отношение людей к праву и правовым явлениям (правотворчеству и правоприменению, законности и правопорядку, правомерному и противоправному поведению и т.п.);

- оно охватывает и волю, и чувства, и воображение, и мысль, и всю сферу бессознательного духовного опыта;

- дает представление о прошлом, настоящем и будущем права (взгляд в прошлое помогает понять историю его становления и развития; оценивая настоящее, можно понять, насколько сегодня право соответствует сложившимся представлениям о свободе, равенстве и справедливости; внося предложения по совершенствованию права, люди тем самым закладывают основы желаемого, будущего права).

Структура прав осознания включает в себя два элемента:

1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектами права);

2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой рациональный уровень правовых оценок).

Правовая идеология - главный элемент в структуре правосознания.

В зависимости от субъектов правосознание может быть:

- индивидуальным (правосознание отдельных граждан);

- групповым (правосознание различных социальных групп - государственных служащих, должностных лиц, молодежи, крестьян и т.п.);

- общественным (правосознание всего общества).

По содержанию правосознание подразделяется:

- на обыденное (массовые представления людей, настроения "по поводу" права, возникающие под влиянием жизненного опыта; это чувства неискушенных в юридической материи граждан, решающих самостоятельно жилищные, семейные и иные проблемы; это выполнение обывателем роли избирателя, потребителя, налогоплательщика);

- на профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов в процессе получения ими юридического образования и на основе юридической практики);

- на научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права, складывающиеся у ученых в процессе исследований права и правовой жизни; результатом такой работы являются монографии, статьи, в которых раскрываются сущность, содержание правовых явлений, дается прогноз их дальнейшего развития).

С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания как уровня правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению; оно необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов). В процессуальном законодательстве сказано, что судья разрешает дело, руководствуясь конкретной статьей закона и собственным правосознанием.

Правосознание играет ведущую роль в правотворческой и правоприменительной деятельности. Оно наполняет правовые акты своим содержанием, стимулирует обновление законодательства в целях обеспечения поступательного развития общества. Особенно ярко это проявляется на референдумах, куда выносится обсуждение основополагающих законов.

Таким образом, правосознание пронизывает всю правовую жизнь конкретного общества, предшествует изданию юридических норм и сопровождает их на всем протяжении действия.

Правовое воспитание: понятие, формы, методы

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должноcтных лиц правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следующие составные части:

1) субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);

2) объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);

3) содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);

4) методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

5) формы воспитания.

К формам воспитания относятся:

- правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях);

- правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации);

- юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.);

- самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).

Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующихзаконов.

80.​ Деформация правового сознания: правовой идеализм и правовой нигилизм.

81.​ Понятие и структура правового статуса личности.

Правовой статус - система признанных и гарантируемых госу​дарством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Он отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:

а) правовые нормы;

б) правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом;

в) основные права, свободы и обязанности;

г) законные интересы;

д) гражданство;

е) юридическая ответственность;

ж) правовые принципы;

з) правоотношения.

В зависимости от перечисленных критериев различают:

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой статус определенных категорий граждан;

в) индивидуальный статус.

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три. Остановимся на их характеристике более подробно.

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Определяется он прежде всего Основным законом (Конституцией) государства и не зависит от различных текущих обстоятельств. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права, свободы и обязанности, которые закреплены и гарантированы всем и каждому Конституцией страны.

Общий правовой статус личности является основным, базовым, исходным, определяющим для всех остальных.

Специальный или родовой статус отражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.

Таким образом, рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус.

Общий правовой статус у всех один, специальных - множество, в зависимости от особенностей правового положения отдельных категорий людей, а индивидуальных ровно столько, сколько физических лиц, проживающих на территории определенного государства.

82.​ Правосубъектность и гражданство: общая характеристика.

83.​ Права человека: понятие, признаки, виды.

Права человека - это такие права и свободы, которые имеются у человека от рождения, которыми он наделен в силу своей принадлежности к человеческому роду.

Признаки прав человека:

1. носят естественный характер (т. е. принадлежат человеку от рождения, в силу принадлежности к человеческому роду);

2. носят неотъемлемый, неотчуждаемый характер (т. е. их существование не зависит от того, признает данное государство эти права или нет);

3. носят универсальный характер, что означает:

* эти права принадлежат всем людям,

* они выступают в качестве критерия оценки деятельности государства, деятельности власти.

Легитимность власти зависит от того, насколько она уважает и обеспечивает права человека, насколько полно эти права зафиксированы в законодательстве.

Права человека зафиксированы в международно-правовых документах, прежде всего это - Всеобщая Декларация прав человека, а также ряд конвенций, например, конвенции о правах ребенка, о правах женщин и др.

Кроме этого, права человека закреплены во внутреннем законодательстве каждой страны. Обычно это делается в Конституции, которая декларирует основные права и свободы человека. Положения Конституции находят свое развитие и конкретизацию в текущем законодательстве.

Классификация прав человека:

1. политические права и свободы (например, право на участие в управлении государством, право на объединение, право избирать и быть избранным);

2. социально-культурные права и свободы (например, право собственности, право на труд, право на использование культурных достижений);

3. юридические права (например, презумпция невиновности, право на судебную защиту и др.).

В литературе права человека традиционно делятся на 3 поколения

1. первое поколение - гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями (английский Билль о правах 1689г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Билль о правах, внесенный в качестве первых десяти поправок в Конституцию США);

2. второе поколение - социально-экономические права, имеющие в своей основе социалистические учения. Стали появляться в результате борьбы трудящихся за улучшение своего положения в капиталистическом обществе;

3. третье поколение - права коллективные или солидаристские, провозглашенные главным образом странами третьего мира (право на социальное и экономическое развитие, на самоопределение, на здоровую окружающую среду, на мир).

Если права, относимые к первым двум поколениям, - это права и свободы, принадлежащие каждому индивиду как таковому, то права третьего поколения можно назвать правами человека и народов. Так, право на мир, на здоровую окружающую среду, на социальное и экономическое развитие принадлежат человечеству в целом.

Права третьего поколения отличаются еще и тем, что находятся на стадии становления в качестве юридически обязательных норм (кроме права на самоопределение, которое является принципом международного права). Они содержатся только в резолюциях международных организаций (например, Декларация о правах народов на мир, провозглашенная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1984 г.). Их положения часто весьма неопределенны и только постепенно происходит уточнение их нормативного содержания как прав человека и народов.

В зависимости от масштаба участия государства в обеспечении прав человека и характера возлагаемых на него обязанностей перед личностью в конституционно-правовой доктрине возможно различать следующие категории субъективных прав человека и гражданина (См.: Теория государства и права./Под ред. Матузова Н. И., Малько А. В. - Саратов, 1995. - С. 195 - 196.).

Первая группа прав характеризуется тем, что государство признает за личностью определенную сферу отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства Напротив, на государство возложена юридическая обязанность защищать эту сферу самоопределения личности от вторжения своих органов и должностных лиц, общественных объединений и других граждан мерами административно-правового и уголовно-правового характера. В эту группу прав, которые составляют так называемый отрицательный правовой статус, входят права личной свободы (неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, свобода передвижения и др.), а также права общественной свободы, включая свободу мысли, совести и религии, свободу слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, свободу ассоциаций и др.

Для второй группы прав характерно признание государством за личностью права на участие в управлении государством и в политической деятельности вообще. Сюда можно отнести право граждан на управление делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Третья группа прав дает возможность индивиду требовать от государства положительной деятельности по созданию условий для реализация личностью признаваемых за нею прав. Они составляют т. н. положительный правовой статус, включающий, к примеру, право на труд, образование, материальное обеспечение в старости, по болезни, в случае потери кормильца, полной или частичной утраты трудоспособности и др.

84.​ Типология права.

Это специфическая классификация права и выражает она определенную концепцию правопонимания, то или иное общее понятие права.
Марксистско-ленинская теория для характеристик исторического развития права использовала категорию «исторический тип права». Эта категория во многом совпадает с категорией «исторический тип государства».
Исторический тип права - совокупность общих, существенных признаков, присущих правовым системам одной общественно-экономической формации, т.е. право в определённых конкретно-исторических условиях (оно выражает общие признаки различных правовых систем).
Марксистско-ленинская теория выделяла пять общественноэкономических формаций и четыре основных исторических типов права: рабовладельческое; феодальное; капиталистическое (буржуазное); социалистическое.
Каждый тип выражал; определённую ступень в историческом развитии права. В соответствии с марксистско-ленинской теорией право развивается от рабовладельческого типа к социалистическому (последний этап - нормы коммунистического общежития). В последнее время эта типология подвергается сомнению, т.к. она не совсем адекватно отражает процесс развития права.
В науке ТТЛ существуют и другие точки зрения по данному вопросу, например, своеобразной и весьма интересной является типология права, предложенная профессором Лейстом О.Э., который выделяет три типа права:
1. Сословное право. Для него характерно то, что оно делит людей на определённые сословия, устанавливает различный правовой статус этих сословий; данный тип права присущ правовым системам Древнего мира и Средневековья - рабовладельческое и феодальное право; памятники права носят сословный характер, т.к. они выделяют сословия или касты (варны).
2. Формальное или буржуазное право. Оно приходит на смену сословному праву, появляется в эпоху Нового времени и присуще буржуазному государству (право Нового времени). Правовые нормы отменили сословность и установили формальное равенство независимо от пола, национальности, размере дохода и т.д..
3. Социальное право. Оно присуще обществу Новейшего времени (право Новейшего времени). Социальное право отличается от формального тем, что оно устанавливает не только формальное равенство, но стремится и к фактическому равенству, оно связано с решением социальных проблем;, направлено на повышение благосостояния народа,, пронизано гуманизмом, заботой о человеке).
Основой данной типологии является не общественно-экономическая формация, а право как таковое, его специфика.
В свою очередь, проф. Алексеев С.С., пытаясь охватить развитие права в целом, отмечает, что право развивается от дикости, варварства к цивилизации, а именно, к гуманистическому праву. Рабовладельческое, феодальное право по своей сути не заботится о человеке, оно направлено против личности, его назначение состоит в преследовании, подавлении личности. Эта жестокость постепенно исчезает из права (на смену жестоким наказаниям приходят более гуманные и т.д.). Современное право повёрнуто лицом к человеку, защищает его, заботится о нём.
В настоящее время вопрос о типологии права чаще всего рассматривается по аналогии с вопросом о типологии государства, поэтому те подходы, которые используются при рассмотрении вопроса о типологии государства, применимы и при рассмотрении вопроса о типологии права. Поэтому при рассмотрении вопроса о типологии права сегодня используют:
1) формационный подход, учитывающий уровень экономического развития государства (материальную сферу);
2) цивилизационный подход, учитывающий пути возникновения и развития права (духовную сферу).
Формационный подход основан на марксистко-ленинской теории, которая признает базис (тип производственных отношений) решающим фактором и выделяет выше указанные типы права (рабовладетельское, феодальное, буржуазное. социалистическое). Цивилизационный подход в основном базируется на трудах английского историка А.Тойнби и в его рамках выделяются следующие типы права: право древних государств, право средневековых государств, право государств Нового времени и право современных государств. К данной типологии некоторые авторы добавляют еще классификацию права в зависимости от конкретно-географических, национально-исторических, религиозных и других признаков: национальноправовая система (конкретного государства) и правовая семья (романогерманская, англо-саксонская, религиозно-традиционная).

85.​ Романо-германская семья континентального права.

РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ (КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ) ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ (КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ТИП ПРАВОВЫХ СИСТЕМ) — совокупность национальных правовых систем государств, имеющих общие черты, которые проявляются в единстве закономерностей и тенденций развития на основе древнеримского права и его приспособления к новым национальным условиям. К романо-германской правовой семье относятся правовые системы государств континентальной Европы (Германия, Испания, Италия Португалия, Австрия, Швейцария и др.). В этой семье выделяют две ветви: романскую (Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания — при ведущей роли национальной правовой системы Франции) и германскую (ФРГ, Австрия, Швейцария и др. — при ведущей роли правовой системы ФРГ). В то же время эта семья оказывает влияние на страны Латинской Америки, значительную часть Африки, страны Ближнего Востока, Японию, Индонезию.

Общие черты: доминирование нормативного правового акта в системе источников права, деление системы права на частное и публичное, подразделение на отрасли права, кодификация законодательства. Понимание права основывается (при различиях к проблеме) на его нормативности.

Романо-германская правовая система зарождается в XII — начале XIII вв. на основе рецепции римского права и использования права канонического (влияние последнего вплоть до XVII в. было определяющим). В этом заключена и главная особенность этой правовой семьи. Страны, возникающие на территории бывшей Римской Империи, в буквальном смысле пропитывались духом римского права. Начиная с XII—XIII вв., и на протяжении всего периода Нового времени римское право являлось основной юридической дисциплиной во всех средневековых университетах. Именно университеты создали общую для европейских стран юридическую науку на базе свода законов (кодекса) Юстиниана (529—534 гг.).

Становление национальных правовых систем, совпавшее с изучением римского права, объективно породило явление его рецепции. Из римского права были восприняты: идеи закона как воплощения общей воли и его высшей юридической силы; активная правотворческая деятельность государственных органов, а отсюда приоритетное значение нормативного правового акта в правовой системе; ведущая или существенная роль законотворческих органов; кодификация законодательства (свою роль в этом сыграла кодификация Юстиниана).

Благодаря огромному влиянию католической церкви и широкой юрисдикции церковных судов (особенно в Испании), существенный вклад в становление романо-германской правовой семьи внесло каноническое (церковное) право — система канонов, правил, установленных церковью и относящихся как к устройству церкви, так и к жизни верующих (брак, завещание). Каноническое право основывалось на принципах римского права, изучалось в университетах наравне с римским гражданским правом.

е (не совершаются определенные действия в пользу управомоченного);

Континентальное право — это иерархичная, согласованная, внутренне непротиворечивая, иерархическая система права: на ее вершине располагаются писанные конституции, конституционные законы, органичные законы, обычные законы, множество кодексов — комплексов правовых норм отраслевого характера, собранных в одном акте. Особую роль сыграли кодексы Наполеона — Гражданский — 1804, Торговый — 1876 г., Уголовно-процессуальный — 1808 г. Уголовный — 1810 г.В некоторых странах романо-германской правовой семьи (ФРГ) равными по силе признаются решения органов конституционного контроля. Кроме законов, источниками права являются акты исполнительных органов власти — регламенты, декреты, административные циркуляры и др., объединяемые общим понятием «подзаконные акты». Особую роль занимает делегированное законотворчество — правотворческая деятельность центрального правительства, принимающего по полномочию парламента акты законодательного уровня. В целом ряде случаев решения кассационного суда — высшей судебной инстанции стран романо-германской правовой семьи также признаются источниками права. Длительное влияние школы естественного права в романо-германской правовой семьи обусловило широкое использование в качестве источника права общих принципов права.

Современное континентальное право — это статутное право, оно иерархично. Писанные конституции и иные законы обладают безусловным приоритетом в национальной системе права. Судебная практика в некоторых странах, например, во Франции признается источником права, но она не имеет того значения, какое имеет судебная практика в Англии (хотя, как замечено, при определённых обстоятельствах решения кассационного суда или Государственного Совета часто играют в правовой жизни Франции роль не меньшую, чем закон). В Англии также признаются источниками права принципы права и правовая доктрина. Однако их нормативность имеет принципиально иное значение для правоприменителя и органа толкующего закон. Важной особенностью правовых систем стран романо-германской правовой системы является дифференциация права на публичное и частное. При этом публичное право, как и частное, подразделяется во всех странах этой правовой семьи на одни и те же основные отрасли: конституционное право, административное право, международное публичное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и др.

Сходство институтов, отраслей частного права связано с тем, что его основой является римское право. В странах романо-германской правовой семьи норма права оценивается своеобразно: как общее, формально-определенное правило поведения. При этом правовая норма романо-германской правовой семьи является чем-то средним между конкретным правилом поведения и общими принципами права. Отсюда мастерство юриста усматривается в умении отыскать норму и сформулировать ее с учетом определенного равновесия.

Традиционно значительную роль играет юридическая доктрина (теория права, научные труды по проблемам правотворчества и правоприменения). Доктрина в континентальном праве имеет исторические корни; университетская наука в XIII—XIX вв. разработала основные принципы и конструкции романо-германского права («право юристов»). Следуя традициям римской правовой культуры, на высокий уровень была поднята юридическая наука. Как следствие этого правовая доктрина многие столетия признавалась одним из ведущих источников права, пока эта роль не перешла к закону. Приоритет права обусловил создание высокоавторитетной судебной системы, законопослушное поведение граждан. В современных условиях доктрина оказывает заметное влияние на правопонимание и толкование права, на интерпретацию общих принципов и целей права, методов уяснения смысла норм права, их применение и т.д., на применение права и др.

Концепция континентального понятия права основывалась на понятии права как должного (каким должно быть), а не сущего (какое есть). Практическая деятельность судей была ориентирована не на самостоятельное вынесение решений по делу, а на положения действующего права.

Под влиянием романо-германской правовой семьи сформировались смешанные правовые системы, модернизируется право Японии. В частности, УК и УПК Японии построены по французской модели, а ГК — по германской. Однако после второй мировой войны право Японии находится под сильным влиянием США (сходство в конституциях, УПК, антитрестовском законодательстве и др.).

86.​ Англосаксонская семья общего права.

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Данная семья характеризуется следующими признаками: основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела); ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке; главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; нет кодифицированных отраслей права;

отсутствует классическое деление права на частное и публичное; широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

В своем становлении англосаксонская правовая семья прошла четыре главных этапа:

1) до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

2) 1066 - 1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды;

3) 1485 - 1832 гг. - период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться посредством возникшего "права справедливости", которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

4) 1832 г. - наши дни - судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости (т.е. при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом - судебные прецеденты, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, - "судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи"); распространение данной системы на английские колонии, где они внедрились, согласуясь с местной спецификой.

87.​ Религиозные и традиционные правовые семьи.

Правовые системы многих стран Азии и Африки отличаются от романо-германской и англо-американской правовых семей, поскольку ни законы, ни судебные прецеденты не являются в них основными источниками права. Более того, в большинстве стран Африки основным источником права, особенно в далеких от столиц селениях, признаются местные обычаи. В других странах право рассматривается как часть религии (мусульманское право, индусское право). Конечно, со временем эти страны все больше заимствуют идеи других правовых семей, но в значительной степени остаются традиционными.

Мусульманское право — это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии — исламе, исходящем из того, что право произошло от Аллаха, который открыл его людям через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы общественной жизни, а не только те, которые регулируются правом в Европе и Америке. По мусульманскому праву государство выполняет роль служителя религии. Государство в лице монарха не создает право, поскольку оно создано самим Аллахом, а лишь издает административные акты и осуществляет правосудие.

Мусульманское право регулирует отношения только между мусульманами. Оно основано на идее обязанностей, которые возложены на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их не выполнил, и последующие страдания грешника. Поэтомумусульманское право не уделяет много внимания юридическим санкциям. Основной источник мусульманского права — Коран — священная книга, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, заклинания, назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом. Однако содержащихся в Коране отдельных положений юридического характера явно недостаточно для правового регулирования многих общественных отношений. По этому мусульманский судья при осуществлении правосудия опирается непосредственно не на Коран, который он не может толковать, а на книги, написанные авторитетными юристами и учеными-богословами. Коран же — это «руководство для богобоязненных» и предостережение для неверующих, для всех, кто «пытается обмануть Аллаха».

Другой источник мусульманского права — Сунна — является сборником традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммеда, обработанных рядом богословов и юристов. Сунна представляет собой своеобразное толкование Корана. Также, как и Коран, она не содержит четких нормативных положений, указаний на права и обязанности участников правоотношений. Еще один источник мусульманского права — Иджма — согласованное заключение древних правоведов и знатоков исламской религии об обязанностях правоверных. Иджма выступает своеобразным средством восполнения пробелов в мусульманском праве в случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут однозначно ответить на возникающие вопросы. Наконец, источником мусульманского права является также кияс — рассуждение в области права по аналогии. Его суть заключается в применении установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным эти ми источниками права случаям. Таким образом, мусульманское право характеризуется архаичностью, казуистичноегью и слабой систематизацией. Для преодоления содержащихся в нем многочисленных запретов и ограничений используются различные способы. Например, запрет Кораном ростовщичества, выдачи займа под процент обходится путем ограничительного толкования круга лиц, на который он распространяется. Утверждается, что данный запрет распространяется лишь на людей, но не на банки. Запрет на договор страхования между мусульманами обходится путем его заключения между мусульманином и немусульманином и т.п.

Существование многочисленных приемов обхода канонов мусульманского права со всей очевидностью свидетельствует о том, что реальная жизнь гораздо богаче и сложнее, чем она представлена в религиозных текстах. Это несовпадение выявляется тем четче, чем больше прошло времени после их составления. Не случайно во всех странах мусульманского права оно дополнялось и изменялось с помощью законов, до говоров, обычаев.

Индусское право — это право не только Индии. Оно есть также в Пакистане, Бирме, Малайзии, Сингапуре, а также в некоторых странах Африки: Танзании, Уганде, Кении, исповедующих индуизм. Наряду с известным представлением о переселении душ одно из основных убеждений индуизма — разделение людей с момента рождения на социальные иерархические категории — касты, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей. Каждый обязан вести себя так, как это предписано касте. В качестве регулятора поведения допускается обычай, не противоречащий индуизму как религиозной доктрине. В масштабе касты все споры разрешаются собранием касты.

88.​ Законодательный текст: понятие, реквизиты, структура, виды статей.

89.​ Юридическая техника: понятие, средства (правовая терминоло​гия, юридические конструкции, правовые аксиомы, символы, презумпции, фикции).

90.​ Акты применения права: понятие, виды, предъявляемые к ним требования.

Акт применения права – официальное, выраженное в разнообразных формах индивидуальное веление (правило) компетентных органов, направленное на организацию осуществления права.

Признаки акта применения:

- это официальный акт. Он исходит не от любых, а только от государственных, либо с санкции государства других органов и организаций (муниципальных, общественных). Кроме того, официальность означает, что акт применения имеет юридическую силу:

- исходит компетентного органа. Каждый правоприменительный орган обладает только ему присущим кругом полномочий. Поэтому, например, приговор может вынести только суд, а не какой-то другой орган.

- содержит конкретное веление (правило) поведения. Именно из акта применения можно узнать какие конкретно права и обязанности принадлежат гражданину, что он конкретно может и что должен делать, какими гарантиями обеспечивается, что права будут, безусловно, предоставлены, а обязанности соблюдены и (или) исполнены;

- выносится (совершается) в отношении других субъектов. Акт применения выносится, как правило, не в отношении себя, а в отношении других. Недопустимо, например, чтобы судья сам в свою пользу вынес решение о разделе имущества. И все же в редких случаях (не имеющих общественного, государственного значения, не затрагивающих права других людей) возможно вынесение приказа, например, о командировании, подписанного самим начальником в отношении самого себя;

- имеет разнообразные формы выражения. Наиболее важное значение имеет письменная, документальная форма. Посредством акта-документа решаются наиболее значимые для личности и общества жизненные вопросы. Каждый акт имеет строго определённую, только ему присущую документальную форму: решение, приговор, постановление, приказ.

Существуют другие формы акта применения: акт - действие (досмотр вещей при посадке в самолёт); акт - сигнал (свисток сотрудника ГИБД); акт - жест (указание сотрудника ГИБД жезлом водителю); устный приказ начальника;

-направлен на организацию осуществления права. Акт применения – итог правоприменительной деятельности. В нём содержатся положения о подтверждении прав и обязанностей, их объёме, о мерах поощрения и наказания и т.д. Другими словами, создавая условия для непосредственной реализации субъективных прав и обязанностей, акт применения доводит начатое правовым регулированием упорядочивание общественных отношений до конца.

Требования, предъявляемые к актам применения права.

Требования к содержанию акта:

- законности. Ондолжен издаваться в строгом соответствии с законом, в пределах компетенции данного органа;

- обоснованности. Он должен быть принят только при полном и всестороннем исследовании фактических обстоятельств, установлении объективной истины по делу. Акт, принятый на основе сомнительных данных должен быть отменен.

Требования к порядку издания.

Речь идёт о соблюдении установленной процедуры принятия того или иного акта применения. Такая процедура регламентируется специальным законом, прежде всего здесь следует назвать нормы ГПК, УПК, Арбитражного ПК и др.

Требование к документальной форме.

Акт применения имеет соответствующие ему реквизиты (название, дата подписания, наименование органа или должностного лица и т.д.) и структуру. Так, решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей (ст. 198 ГПК РФ). Соблюдение этих требований обязательно.

Отличие правоприменительных актов от нормативных:

1) По содержанию. Нормативные акты содержат принципы, нормы права; правоприменительные акты – индивидуальные правовые веления (правила).

2) По предмету регулирования. Нормативные акты регулируют типичные отношения; правоприменительные акты регулируют конкретные, индивидуально-определённые общественные отношения (например, алиментные отношения не вообще, а отношения между конкретными субъектами).

3) По адресатам. Нормативные акты обращены к персонально не определённому кругу лиц; акты применения содержат индивидуальные правила, обращённые к персонально указанным в них лицам и организациям.

4) По кратности их реализации.Нормативные акты реализуются неоднократно. Все субъекты, подпадающие под их действие, каждый раз вправе или обязаны сообразовывать поведение с ними. Акт применения (независимо от сроков, периодичности исполнения и т.д.) действует относительно конкретного случая только один раз. После полной реализации он прекращает своё действие, т.е. имеет лишь разовое значение. Например, приговор о лишении свободы.

Виды правоприменительных актов.

В повседневной правоприменительной практике издаётся множество индивидуальных актов. Обладая общими признаками, акты применения в то же время имеют черты, которые присущи только той или иной группе актов. Это и обуславливает необходимость проведения их к научной классификации.

6) По значению: основные и вспомогательные.

Основные – акты, содержащие окончательное, итоговое решение юридического дела (приговор по уголовному делу, решение о взыскании алиментов по гражданскому делу);

вспомогательные – акты, обеспечивающие подготовку и действие главного акта (таковым являются акты следственных, судебных органов и т.д., а именно, определения, постановления).

По правовым последствиям:

- правообразующие (постановление о возбуждении уголовного дела);

- правоизменяющие (изменение квалификации по уголовному делу с части третьей на часть вторую в процессе следствия);

- правопрекращающие (прекращение уголовного дела в связи со смертью обвиняемого).

По субъектам их издания:

- акты органов представительной государственной власти;

- акты органов исполнительной государственной власти;

- акты судебных органов;

- акты органов представительной и исполнительной власти местного самоуправления;

- акты органов контроля, надзора и следствия;

- акты организаций.

По видам функций права:

Регулятивные акты. Они устанавливают и подтверждают наличие или отсутствие субъективных прав и обязанностей участников правоотношения, определяют их объём и т.д.

Правообеспечительные акты. Они устанавливают меры охраны, защиты субъективных прав, меры поощрения и принуждения.

По наименованию: указы, распоряжения, приказы, постановления, решения, приговоры и т.д.

Существуют и иные классификации правоприменительных актов

Применения права по аналогии. Применение норм права по аналогии (аналогия закона) предусмотрено гражданским законодательством (ст. 6 ГК РФ), семейным законодательством (ст. 5 СК РФ) и т.д. Условия для применения аналогии закона:

1) случай должен быть в сфере правового регулирования;

2) отсутствует конкретная юридическая норма, регулирующая данные правоотношения в законодательстве, в соглашении сторон, в применяемых к ним обычаях делового оборота;

3) имеется норма, регулирующая сходный вид отношений.

Два вида аналогии:

Аналогия закона – применение к данным отношениям конкретных юридических норм, регулирующих сходные отношения. Аналогия применяется, как правило, в рамках одной отрасли права. Здесь сходство обеспечивается единством предмета и метода правового регулирования.

Субсидиарное применение. При отсутствии в конкретной отрасли права юридических условий для применения собственных норм по аналогии закона, допускается применение норм другой (смежной, родственной) отрасли права. Например, к семейным отношениям сходных норм гражданского права.

Аналогия права – принятие решения правоприменительным органом исходя из общих начал и смысла законодательства. Она должна применяться, когда нет конкретной нормы ни в данной отрасли, ни в смежных отраслях. Однако в целом, случай в сфере правового регулирования находится.

91. Российская правовая система: источники, особенности становле​ния, развития в современный период.

92. Пробелы в праве: понятие и пути преодоления. Аналогия закона и аналогия права.

Ни одно законодательство не в состоянии учесть все многообразие общественных отношений, которые требуют правового регулирования. Поэтому в практике правоприменения может оказаться, что определен- ные обстоятельства, имеющие юридический характер, не находятся в сфере правового регулирования. Налицо пробел в праве.

Под пробелом в праве понимают отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования.

Наличие пробелов в праве нежелательно и свидетельствует об определенных недостатках правовой системы. Однако они объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны. Пробелы в праве возникают по трем причинам: 1) в силу того, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования; 2) в результате недостатков юридической техники; 3) вследствие постоянного развития общественных отношений.

Единственным способом устранения пробелов в праве является принятие соответствующим полномочным органом недостающей нормы или группы норм права. Однако быстрое устранение таким спо-;

собом пробелов не всегда возможно, поскольку связано с процессом;

нормотворчества. Но органы, применяющие нормы права, не могут отказаться от решения конкретного дела по причине неполноты законодательства. Во избежание этого в праве существует институт аналогий, означающий сходство жизненных ситуаций и правовых норм. Он предусматривает два оперативных метода преодоления, восполнения пробелов – аналогию закона и аналогию права.

Аналогия закона применяется, когда отсутствует норма права, регулирующая рассматриваемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве имеется другая норма, регулирующая сходные с ним отношения. Например, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР не предусматривает отвод общественного обвинителя. Однако решение об отводе этого участника уголовного процесса решается на основе статьи того же Кодекса, предусматривающей отвод прокурора.

Аналогия права применяется, когда в закондательстве отсутствует и норма права, регулирующая сходный случай, и дело решается на основе общих принципов права. Речь прежде всего идет о таких принципах права, как справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др. Подобные принципы закрепляются в Конституции и других законах.

Аналогия закона и аналогия права – исключительные средства в праве и требуют соблюдения ряда определенных условий, обеспечивающих правильное их применение. Поэтому для того, чтобы использовать аналогию права, необходимо: во-первых, установить, что данная жизненная ситуация имеет юридический характер и требует правового решения; во-вторых, убедиться, что в законодательстве отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать подобные случаи; в-третьих, отыскать в законодательстве норму, регулирующую сходный случай, и на ее основе решить дело (аналогия закона), а при отсутствии таковой опереться на общий принцип права и на его " основе решить дело (аналогия права); в-четвертых, в решении по делу дать мотивированное объяснение причин применения к данному случаю аналогии закона или аналогии права. Тем самым обеспечивается возможность проверить правильность решения дела.

Таким образом, применение права по аналогии – это не произвольное разрешение дела. Принятие решения осуществляется в соответствии с государственной волей, выраженной в правовой системе в целом или в отдельных нормах права, регулирующих сходные отношения. Путем аналогии правоприменительный орган пробел в праве не устраняет, а лишь преодолевает. Пробел может быть устранен только компетентным нормотворческим органом.

Институт аналогии имеет ограниченное применение в праве. В области уголовного права аналогия закона и аналогия права не допускаются, поскольку действует непреложный принцип «нет преступления без указания на то в законен, что служит гарантией защиты личности. В других отраслях права аналогия допускается, а в таких, как гражданское и гражданско-процессуальное право, она прямо закреплена.

93. Система права: понятие и структура. Соотношение с системой источников (форм) права.

94. Интерпретационные акты: понятие, виды.

Интерпретационные акты – это акты официального толкования.

Виды актов:

1) Индивидуального толкования – ст. 202 ГПК. В случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания.

2) Нормативного толкования – издаются, как правило, высшими органами, особенно судебными (КС, ВС, ВАС).

Юридическая природа интерпретационных актов. Две позиции:

а) ИА содержат только толкование юридических норм и не являются источником права.

2) ИА содержат интерпретационные нормы, которые могут конкретизировать правовой акт. Являются дополнительным источником права.

Различают аутентичное толкование – осуществляется самим органом издавшим толкуемый акт.

Договор - это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Если участники оказались не в состоянии прийти к единому толкованию договора, спор передается на рассмотрение суда.

Суд принимает во внимание буквальное значение содержащихся в договоре слов и выражений. При этом в первую очередь анализируются те из них, которыми излагается толкуемое условие.

Если в результате такого анализа буквальное значение условия остается неясным, это значение устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Если этот способ не позволяет определить содержание договора, суд вправе перейти к применению второго способа - толкованию договора путем выяснения действительной общей воли сторон. Эта воля выясняется с учетом цели договора, т.е. тех правовых последствий, которые должны были наступить в результате его надлежащего исполнения.

95. Толкование Конституции и иных законов Конституционным су​дом.

Переживаемые страной глубокие формационные преобразования и обусловленная ими всесторонняя демократизация общества постепенно приводят к тому, что Конституция из способа закрепления строя абсолютного государства с характерной для него не ограниченной правовыми рамками властью становится законом правового государства,

власть которого ограничена суверенитетом народа и правами человека и гражданина, составляющими сферу индивидуальной автономии личности, свободную от произвольного вторжения государства, его органов и должностных лиц.

Под конституцией, несмотря на различие трактовок этого документа, понимают законодательный акт, которым определяются организация высших органов государства, порядок призвания их к отправлению своих функций, их взаимоотношения и компетенция, а также положение личности по отношению к государственной власти.

С формальной точки зрения конституция может совпадать с другими законами государства, но в практике современного конституционализма она обычно отличается от них по способу издания, внесения в нее изменений и дополнений, а юриспруденцией признается ядром правовой системы соответствующего государства.

Конституция обладает высшей юридической силой и тем самым поставлена над всеми иными законами и нормативными актами, определяет деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти. Это основной закон государства, но государство и право не представляют собой изолированную субстанцию, напротив, они являются именно результатом развития социальных связей, способом организации совместной деятельности людей, их взаимодействия во имя индивидуальной и социальной жизни. Конституция формирует основы правового режима общества, его политическое единство, определяет цели, функции, организацию и порядок деятельности государства и его органов, принципы взаимоотношений с гражданами.

Этим и обусловлена значимость толкования Конституции Российской Федерации, которое (ч. 5 ст. 125) отнесено к компетенции Конституционного Суда РФ. Именно Конституционному Суду предоставлено право интерпретировать волю народа, выраженную в принятом всенародным референдумом Основном Законе.

Конституционное закрепление этого права Суда означает, что никакой иной орган государственной власти в России – федеральный или субъекта Федерации – не может давать официального и обязательного для органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений толкования Конституции. Это исключительная прерогатива Конституционного Суда. Причем для конституционного права в силу недостаточной конкретности его основного источника и широты конституционных положений, допускающих различные интерпретации, толкование имеет приоритетное значение, чем в иных детализиро-ванно нормированных отраслях права.

Традиционно теория толкования акцентирует внимание на необходимость выяснения либо воли конституционного (и обычного) законо-дателя, либо воли и смысла самой Конституции. Нет однозначного «рецепта», пригодного на все времена и для каждого случая, и в решениях Конституционного Суда.

В частности, если в Постановлении от 12 апреля 1995 г. по делу о толковании статей 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. З) и 135 (ч. 2) Конституции РФ Суд отдал предпочтение смыслу самой Конституции и признал, что положение об общем числе депутатов Государственной Думы, содержащееся в указанных статьях Основного Закона, следует понимать как число депутатов, установленное для депутатов Государственной Думы частью 3 статьи 95 Конституции, 450 депутатов, то в Постановлении от 20 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. предпочтение было отдано изначальному видению объема депутатских иммунитетов, из которого исходили создатели проекта Основного Закона2.

В силу этого толкование Конституции и ее норм требует в каждом конкретном случае тщательного анализа дословного текста толкуемого положения, источника его возникновения, места в системе Конституции, его смысла и цели.

Конституция РФ не содержит определения понятия толкования Конституции РФ, а в Законе 0 Конституционном Суде Российской Федерации» говорится лишь о «неопределенности в понимании положения Конституции», которая преодолевается толкованием Конституционного Суда.

Не обращался специально к этому вопросу и Конституционный Суд, но принятые им решения позволяют сделать вывод, что, по мнению Суда, сложившемуся на основании отечественной правовой доктрины, толкование Конституции и ее норм включает в свое содержание как уяснение, так и разъяснение смысла интерпретируемых норм.

Процесс толкования означает и познание конституционной нормы, т.е. интеллектуальную деятельность, не выходящую за рамки сознания самого интерпретатора, и разъяснение нормы, т.е. предметную деятельность Конституционного Суда по доведению до всеобщего сведения содержания конституционных норм и выраженной в них воли законодателя.

Такая предметная деятельность применительно к статусу Конституционного Суда всегда воплощается в письменных решениях – либо по конкретным делам (и в этом случае речь идет о казуальном толковании), либо в итоговом Постановлении Конституционного Суда о толковании Конституции РФ, ее норм, которое согласно части 2 статьи 71 названного Закона обладает нормативным значением.

Глава XIV Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» регламентирует только порядок нормативного толкования, которое рассчитано на неоднократное применение и осуществляется в отношении широкого круга общественных отношений, являясь официальным и обязательным.

Таким образом, толкование Конституции РФ состоит в преодолении Конституционным Судом неопределенности в понимании ее положений, в выяснении объективного смысла и содержащихся в ней позитивных правовых принципов. По существу, толкование Конституции есть ее конкретизация.

Вопрос об объеме толкования (адекватном, расширительном, ограничительном), способах толкования (систематическом, филологическом, истррико-политическом, логическом), значении цели в толковании конституционной нормы (телеологическое толкование) не получил разрешения ни в Конституции, ни в Законе «О Конституционном Суде Российской Федерации». Однако некоторые требования к осуществляемому Судом толкованию Основного Закона в этих актах, а также в решениях самого Конституционного Суда сформулированы. В частности, согласно ч. 2 ст. 16 Конституции никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя России. Интерпретация всех последующих положений Конституции не может расходиться с нормами главы 1 Основного Закона и поэтому должна осуществляться в сопряжении с ними.

В связи с этим возникает требование о системности толкования, выявлении системообразующих связей конституционных норм и права в целом: субординации, координации, происхождении и т.п. В Послании Конституционного Суда Верховному Совету Российской Федерации «О состоянии конституционной законности в Российской Федерации» от 5 марта 1993 г. подчеркивалось, что «нельзя не учитывать, что Конституция есть единый документ и все ее положения должны рассматриваться во взаимосвязи, системно».

Конституционный Суд при толковании положений Основного Закона не должен ограничиваться только дословным изложением нормы, но и обязан оценивать ее контекст, а также место в общей системе конституционных норм. При этом любая конституционная норма должна интерпретироваться таким образом, чтобы избежать противоречий с другими нормами Конституции, ибо все элементы Основного Закона находятся во взаимосвязанности и в рамках единой системы выполняют свою роль.

Отсюда следует также требование к Конституционному Суду: в процессе толкования Конституции с уважением относиться к позитивному праву, учитывая иерархию правовых норм и их многообразие. Речь идет о том, что Конституционный Суд в процессе толкования Конституции часто вынужден обращаться к содержанию иных законов – федеральных конституционных и федеральных, а также законов субъектов Российской федерации.

В последнем случае конституционные нормы выступают мерилом конституционности иных законов с точки зрения их содержания и соответствия защищаемым Основным Законом целям и ценностям. При этом закон не должен признаваться ничтожным, если его противоречие Конституции не является явным или его можно интерпретировать в соответствии с Конституцией.

Данное положение не противоречит праву Суда выводить способ объективног


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: