Сменные крановые грузозахватные механизмы

Крановые грузозахватные приспособления называют съемными, так как их навешивают на крюк крана, легко снимают и эксплуатируют без закрепления за конкретным краном. Простейшими из них являются стропы из стальных, растительных и синтетических канатов и лент, а также цепей.

Стропы применяют одноветьевые и многоветьевые, концевые и кольцевые. Изготовление огонов концевых стропов и соединение концов каната при изготовлении кольцевых стропов можно производить заплеткой или другими способами.

Стропы для подъема груза подбирают по грузоподъемности и размерам. При симметричной застропке соответствие по грузоподъемности в общем случае можно определить по формуле:

(Rp \ G) n cos a > К, (7.2.1)

где:

Rp -разрывное усилие каната в целом, Н;

G - вес груза, Н;

n - число ветвей стропов при данном способе застропки;

a -угол наклона ветви стропа к вертикали:

К - коэффициент запаса прочности.

При расчете стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, принимают a = 45°, для стропов целевого назначения, предназначенных для подъема определенного груза, берут фактический угол. Коэффициент (К) принимают равным 5 для цепей, 6 для стальных и 8 для растительных канатов. Конструкция многоветвевых стропов и способ захвата ими груза должны обеспечивать равномерное натяжение всех ветвей.

При несимметричной застропке стропы могут быть разными по прочности. Каждый строп подбирают по формуле:

Rp \ S > К, (7.2.2)

Где: S - натяжение в соответствующей ветви, Н.

Натяжение в соответствующей ветви определяется из выражений для стропа:

двухветвевого:

(7.2.3)

трехветвевого

(7.2.4)

Четырехветвевого

(7.2.5)

Приведенные выражения для четырехветвевого стропа справедливы при выполнении условий о равномерной нагруженности ветвей попарно между собой, т.е. Sa = Sв и Sc = Sд. Это требует строгого соблюдения геометрических размеров, что на практике весьма трудно достижимо, или использования для образования каждой из пар ветвей одного стропа, перегибающегося на крюке крана.

Несмотря на простоту конструкции, относительно небольшую массу и доступность в изготовлении, стропы имеют и целый ряд недостатков: необходимость в ручной застропке и отстропке, которая во многих случаях представляет собой весьма трудоемкую и длительную операцию: необходимость свободного пространства под грузом, образованного подкладками или прокладками, с целью заведения стропов под груз и выведения их из-под груза, что вызывает значительный расход лесоматериалов и дополнительные ручные операции по укладке и уборке сепарации (если грузовые места не имеют штатных, прикрепленных к ним подкладок); малый срок службы, особенно при перегрузке грузов с острыми кромками.

Среди захватов наиболее широко распространены зацепы разной конструкции. С их помощью застропку и удержание груза производят за его конструктивные элементы, специально предусмотренные для перегрузочных операций или предназначенные для других целей, но пригодные для застропки и подъема.

В первом случае места застропки имеют соответствующую маркировку отправителя либо указаны в сопроводительных документах на груз.

Во втором — выбор мест застропки представляет один из наиболее ответственных элементов проектирования технологии и должен отвечать ряду требований: прочность и надежность как самих конструктивных элементов, выбираемых в качестве мест застропки, так и их крепления к остальной части груза; удобное положение на грузе с точки зрения доступности для выполнения операций по застропке и отстропке; удобная конфигурация для создания захватных приспособлений рациональной конструкции; обеспечение условий (по возможности) для автоматической либо автоматизированной застропки и отстропки.

Удобство в обращении и эффективность применения зацепов, кроме уже рассмотренных факторов, зависит также от того, фиксируются они на местах застропки или после установки на место, и до натяжения краном стропов их необходимо удерживать руками. Грузозахватное приспособление, все зацепы которого фиксируются на местах застропки в результате своей конфигурации либо с помощью специальных фиксаторов. Это дает возможность одному рабочему самостоятельно произвести застропку. Для ускорения эту операцию выполняют вдвоем. У показанного на приспособления зацепы не имеют фиксации. Как следствие, для застропки необходимо участие четырех рабочих. Дополнительный достаточно важный эффект от фиксации избавляет от необходимости в каждом из многочисленных случаев неточного опускания крановщиком груза на место укладки производить перестропку заново для перестановки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: