Отличительной особенностью причальных сооружений свайной конструкции является наличие опор из отдельных свай, погружаемых в грунт дна на необходимую глубину. Вследствие этого свайные опоры имеют значительную свободную длину (консоль) в воде и выше уровня воды. На головы свай опирается верхнее строение в виде плиты (высокий ростверк), которое объединяет их в единое сооружение. По сравнению с гравитационными причальные сооружения свайной конструкции более экономичны, особенно при больших глубинах.
Различают два основных типа причальных сооружений свайной конструкции:
- сквозные (эстакадные), не подверженные боковому давлению грунта;
- распорные, в состав которых кроме свай входят сплошные тонкие шпунтовые стенки; при расположении стенки по кордонной линии конструкция называется набережной стенкой с передним шпунтом, а в тыловой части - с задний шпунтом.
Сваи обычно используют металлические (обычно из стальных труб) и призматические железобетонные. Могут также использоваться винтовые сваи и сваи-оболочки.
При изготовлении железобетонных свай часто применяют предварительное натяжение рабочей арматуры. После набора бетонном проектной прочности натяжение арматуры прекращают и бетон обжимается усилием, передаваемым от арматуры. Этим приемом повышают трещи- и долговечность свай. Использование при предварительном напряжении бетона более тонкой, но высокопрочной арматуры позволяет сократить расход дорогостоящей стали.
Примеры эстакад на предварительно напряжённых призматических железобетонных сваях со сборным и монолитным ростверками приведены на рис. 4.9. В обоих вариантах откосы, предохраняющие берег от размывания, состоят из слоя наброски камней весом до 100 кг, выровненного с уклоном 1: 1,5.
Ростверки жёстко связаны со сваями посредством в них выпусков арматуры из свай. Для бетонирования монолитного ростверка требуется устройство опалубки, подвешиваемой на сваях. Она, как правило, бывает несъёмной, предохраняя бетон от коррозии. Сваи располагают таким образом, чтобы по их головам проходили строения подкрановых путей.
Вопрос о предпочтении ростверка с передним или задним шпунтом в каждом конкретном случае решается с учётом их преимуществ и недостатков. На стадии проработок составляются варианты свайных ростверков, а затем на основе технико-экономических расчётов (сопоставление стоимости вариантов, технологии возведения, учёт эксплуатационных факторов) выбирается окончательный вариант.
В случае необходимости увеличения глубин перед существующими сооружениями или прокладки требующихся подкрановых путей строя I оторочки-эстакады, увеличивающие общую ширину существующего причального сооружения. Одновременно допускается проведение перед новой линией кордона. Чтобы увеличить глубину перед причалом оторочка может быть выполнена так же шпунтовой стенки.