Билет №6 Золотая пропорция

1. Особенности сценографического образа. Рождение сценографического образа

2. Определить приемы декорационного оформление сцены по эскизу

Билет №7

1. Целостность содержания в теории композиции

Итак, для того, чтобы возникла целостность художественного произведения, необходимо выполнить три условия.

Первое условие предполагает обязательную целостность содержания, т. е. того смысла, который несёт данное художественное произведение.

Некоторые считают, что смысл сосредоточивается в названии темы произведения. Однако, это не совсем так. Конечно, название не обязательно отражает тему, даже может с нею не совпадать. Например, танец «У колодца» обозначает место действия, а темой является зарождение любви двух молодых людей. Тема является частью смысла, но это только внешняя сторона содержания. Для того чтобы донести более глубинную его суть, необходимо наличие идеи произведения. Но присутствие идеи ещё не обеспечивает целостность содержания, если нет третьего, обязательного условия.

Смысл приобретает единство и целостность при условии однозначности его цели. Цели любого театрализованного представления, как правило, формулируется режиссером в сверхзадаче. В других видах и жанрах искусства художнику или композитору нет необходимости формулировать для себя сверхзадачу, ему достаточно ясно чувствовать свой замысел. Режиссёр не может обойтись только этим, ему необходимо именно сформулировать точно вдохновляющую его мысль, идею и на этой основе обозначить цель, которая всегда ориентирована на нравственный потенциал зрителя.

Режиссёру надо определить, какую этическую норму с помощью этой «вдохновляющей» его идеи можно развить и выявить у зрителя.

Любой человек, выходящий на подмостки и обращающийся к людям, волей-неволей становится учителем, он начинает влиять на их внутренний духовный мир и даже изменять этот мир в ту или другую сторону (сторону добра или зла). Третьего нет. Сверхзадача своего рода нравственный контроль, помогающий режиссёру не только целостно выстроить содержание, но и уберечься от случайностей, снижающих художественное качество данного произведения.

Искусством может быть только то, что гуманистично, что сделано во имя добра. Так было во все времена его существования и сформулировано это требование к искусству еще великим греком – Аристотелем. Но во все времена, а в наши дни особенно, находятся силы, которые пытаются подменить высокие нравственные цели искусства на низменные.

Всё пошлое, двусмысленное и откровенно безнравственное на наших сценах появляется от безответственного отношения к «святой» традиции гуманистического театра: строгое следование сверхзадаче, обеспечивает искусству высокие нравственные цели.

Для целостности содержания недостаточно наличие темы, идеи и сверхзадачи. Необходима ещё жесткая логическая связь между ними, которая придаёт ясность содержанию, помогает точно донести его смысл до зрителя.

2. Определить тип декорации по конструктивным особенностям (по эскизу)

Билет №8

1. Целостность формы в теории композиции

Форму мы осязаем, потом чувствуем, переживаем, именно её видим первой, она вызывает интерес и, нередко, сильнее запоминается. Главная задача формы – раскрыть содержание. Она существует не сама по себе, но является средством, которое должно оставлять однозначное и целостное впечатление о художественном произведении, иначе может произойти дезориентация зрителя. Поэтому целостность формы – второе важнейшее условие, обеспечивающее целостность художественного произведения. Построение формы это, в сущности, построение внешней стороны художественного произведения, той стороны, которая воспринимается глазами и ушами зрителя, а потом уже сердцем и умом.

2. Определить тему, идею, сверхзадачу по стихотворению из русской классики

Билет №9

1. Подчинение формы содержанию в теории композиции

Форма, как известно, вторична. Она может стать понятной только после того, как станет известен характер содержания, назначения произведения искусства. Нельзя понять, какая может быть форма у дома, если точно не знать, для чего этот дом предназначен.

Сценографический образ не может возникнуть раньше сценария. Раньше определения художественных задач на основе этого сценария. Содержанием искусства является вся наша жизнь, во всех её проявлениях и противоречиях. Каждая отрасль науки, техники и всякой другой человеческой практики, как материальной, так и духовной. Поэтому создать классификацию содержания искусства весьма не просто. Это и не входит в наши задачи. Однако, нам надо как-то определиться с вопросом о том, какую форму нам найти для конкретного содержания, т. к. в одном произведении не может быть отражена вся сложность этого мира. Поэтому для начала условно разделим всё содержание на две большие группы. В первую мы объединим позитивные взгляды художников на этот мир. В этих произведениях будут превалировать, как главные, категории эстетики прекрасное и возвышенное. Художник понимает, что мир не совершенен, но сосредотачивает внимание на лучшем в этом мире, а всё плохое, проблемное он уводит на второй план. Доминантой является положительная сторона жизни. Рассмотрим картину Леонардо да Винчи «Мадонна Литта». Здесь очень активно «работают» категории эстетики прекрасное и возвышенное. Речь идёт о христианских идеалах любви и добра. Мы с нежностью, умилением, восторгом смотрим на это произведение. Однако картина вызывает не только восхищение, но и лёгкую грусть, потому что одновременно здесь действует и скрытое трагическое. Леонардо не акцентирует на нём внимание, но и не игнорирует драматическое будущее и настоящее этого мира. Если позитивное в содержании художественного произведения доминирует, то форма должна быть приятной для осязания, гармоничной, соразмерной. В картине «Мадонна Литта» Леонардо находит идеально гармоничную форму, соразмерные пропорции картины, гармоничные цветосочетания.

Но бывает такое содержание искусства, когда художник выступает как борец со злом, когда акцентирует внимание зрителя на каких-то социально важных, больных для общества проблемах. Художник, как врач, вскрывает язвы в отношениях между людьми.

Конечно, при таком содержании форма не должна вызывать притягательных ощущений у зрителя. Иначе получится не борьба со злом, а пропаганда зла, или его реклама. Когда художник пытается бороться с негативными проявлениями в жизни, он акцентирует внимание на отрицательном. В этом случае включаются в работу такие категории эстетики как безобразное, низменное, комическое на уровне сатиры, иронии, сарказма. Здесь нужна дисгармония: некрасивые цветовые сочетания, диспропорции, резкие световые контрасты с преобладанием тёмных мутных тонов. Разберём, при каких условиях возникает гармония или дисгармония. Ещё древние люди пытались разгадать загадку красоты. Наука сегодня не знает, когда впервые и кем была сформулирована знаменитая «золотая пропорция» или закон «золотого сечения». В философской школе Пифагора эта пропорция широко исследовалась и применялась. Она обеспечивает идеальное гармоническое соотношение двух величин. При помощи этой закономерности пифагорейской школой выстроена система музыкальных ладов, идеальные пропорции мужской и женской фигуры.

Исследована работа этого закона и в природе. Античная скульптура «Дорифор» показывает античного спортсмена копьеносца с пропорциями, выполненными в пифагорейской системе.

Этот закон звучит следующим образом: малое так относится к большому, как большее относится к сумме малого и большого. Другими словами, ав/вс =вс/ав+вс.

1.
 
 


Математически она выражается числом 1,619… Это число обладает многими интересными свойствами.
2. Например, пятиконечная звезда выстраивается из линий, разделённых по золотому сечению. Эта фигура считалась магической и описывалась во многих античных и средневековых трактатах (рис. 6).

Золотая пропорция используется с древних времён в изобразительном искусстве и в архитектуре. Но далеко не всегда удобно пользоваться этими, достаточно сложными расчётами, чаще в практике встречается так называемый «принцип модуля». Берётся модуль, например квадрат 2 х 2, и все последующие размеры предметов на сцене должны быть кратными этому модулю. Если это условие будет выполнено, то пропорции нашего сооружения станут достаточно гармоничны.

Видимый человеком мир очень сложно окрашен. Сочетания цветов могут быть гармоничными и дисгармоничными. Цвет имеет волновую природу и собственное число в спектре. Поэтому гармоничное цветосочетание можно вычислить, но это неудобно в практике. Художник работает кистью, а не калькулятором, и использует чувство гармонии, которым каждый человек от природы наделён, но, к сожалению, разные художники колористически одарены в очень разной степени. Нередко встречаются люди, страдающие частичным или полным дальтонизмом. Чувство гармонии можно воспитывать, но школьные программы не озадачены этим.

В практике изобразительной деятельности используются законы гармонии цвета, о которых мы ещё будем говорить ниже. Содержание художественного произведения бывает очень разным по характеру тех эмоций, которое оно выражает. Одни произведения вызывают чувства возвышенной грусти, тонкой сосредоточенности, другие выражают радость, гордость, тревогу, страх и т. д. С другой стороны эмоциональные реакции различаются по силе. Например, страх может быть скрытый, а может быть страх-ужас, заставляющий зрителя остановиться и застыть перед картиной или замереть в кресле зрительного зала, затаив дыхание. Конечно, такие разные реакции зрителя требуют разных формальных средств. Прежде всего, нужно запомнить, что динамичные изображения всегда больше волнуют зрителя, чем статичные. Как возникает ди намика в визуальном объекте?

       
   


а в с

На рис. 7 мы можем сами ощутить возникновение движения в двухмерном пространстве. Диск квадрата «а» более спокоен, чем диск квадрата «в». Диск квадрата «с» самый подвижный, на него действуют самые большие перцептивные силы, т. к. он находится на диагонали, по которой движутся эти силы. Кроме того, на него действуют силы притяжения с боковой и верхней линий. Диск квадрата «в» более спокоен, т. к. на него действует сила притяжения к одной стороне, которая противодействует центростремительной силе. Также он более тяжёлый, чем диск квадрата «а», который находится в центре. Центр самое спокойное место любой композиции. Картины, мизансцены, выстроенные симметрично (с центром на осевой) всегда более спокойны, чем картины асимметричные. Наклонные диагональные линии в визуальной композиции создают более эмоциональную ситуацию, чем вертикали и горизонтали. Ниже предлагается таблица выразительности линий.

Предложить тип декорации для сценографического образа по стихотворению

Билет №10

1. Анализ эстетической и гедонистической функции искусства (по репродукции)

2. Психологическое воздействие цвета

Воздействие бывают

Оптическое, может удалять-приближать, повышать-снижать, высветлять-омрачать, объединять, расширять-сужать и др.

Психофизическое, может успокаивать или создавать дискомфорт, раздражение горячо-тепло-холодно, сухо, легко, рыхло, пушисто, мягко идр.

Эмоциональное, может стимулировать чувства, веселить, бодрить, оживлять, отвращение, ирония, презрение, сарказм, радует, одобряет, восторг, счастье и др.

Символика цвета, солнце, благодарность, слава, божество, ревность, зависть, измена, трусость, мощь, торжество и др.

Билет №11

1. Типы декораций по характеру выразительности

Декорации различаются еще по характеру выразительности. Каждый такой тип декораций базируется на одном или нескольких типах по конструктивным качествам.

Повествовательная декорация изображает реальное пространство того места, где происходит действие. Главное ее выразительное качество – достоверность. Повествовательная декорация самое большое распространение получила в реалистическом театре. В этом типе декораций работали художники Шишков, Бочаров, Симов и многие другие. Архитектура повествовательной декорации выполняется через павильон и макеты. Пейзажи изображаются с помощью мягких декораций. В повествовательных декорациях большую роль играет точная работа театрального света, который имитирует реальные состояния погоды, времени суток и времени года. Наивысшего расцвета этот тип декораций получил в творчестве молодого Станиславского в период его сотрудничества с художником Симовым. Этот тип декораций включал в себя очень внимательное отношение к национальным традициям в архитектуре, костюме, к этнографии.

Метафорическая декорация представляет собой обобщенный образ всего спектакля в целом. Сама декорация это символ идеи спектакля. Метафорическая декорация стала использоваться с 10-х годов XX века. Одной из первых постановок в метафорических декорациях был спектакль «Победа над солнцем» в оформлении К. Малевича. Одной из картин этого спектакля был знаменитый «черный квадрат» символизирующий победу зла в мире. Это было очень смелое и неожиданное использование павильона, который до сих пор применялся только для повествовательных целей. Чаще всего, метафорическая декорация выполняется при помощи установки. Однако, может быть использовано и оформление в сукнах, и кулисные декорации. Метафорические декорации используют в своем творчестве все современные художники вслед за великими мастерами XX века: братьями Весниными, Экстер, Дмитриевым, Шифриным, Акимовым, Кноблоком и многими другими.

Живописная декорация – это такое декоративное решение, где доминантой является цвет, колорит художественного образа спектакля. Тонкая работа цвета помогает создать лирическую силу образу, глубокий психологический язык спектакля, вызывать яркий ряд эмоций зрительного зала. Живописная декорация пришла на русскую сцену вместе с появлением в постановочной театральной работе ярких русских художников-станковистов: В. Васнецова, М. Врубеля, В. Поленова, В. Серова, К. Коровина, А. Бенуа, Л. Бакста и многих других. Живописные декорации могут быть выполнены практически в любом типе конструктивных декораций. Цветовое решение выполняется и через театральную живопись и через тонкий цветовой подбор тканей, фактур, окрашенных поверхностей бутафории и реквизита и костюмов. Живописная декорация особенно ярко украшает музыкальные спектакли, в которых цвет органично сливается со звуковой лексикой. Особую страницу в историю живописных декораций внесла антреприза Дягилева. Волшебная живопись наших художников вместе с богатейшей национальной музыкой и новаторством постановки потрясли Европу.

Архитектурно-пространственная декорация призвана создавать на сцене образ масштабный, эпичный, несущий глобальные мировые идеи. Масштабность может быть 2-х типов: масштабность, направленная вертикально в вверх, и масштабность, направленная горизонтально в ширину.

Сценографический образ с направленными вверх вертикалями создает условия для подъема духа, пафоса, торжественности и величия идеи. Примером может быть знаменитая постановка «Гамлета» Станиславского и Крэга, где образ спектакля строился при помощи высоких вертикальных движущихся ширм. Эти вертикали зрительно делали сцену более высокой и предавали образу значительность и возвышенный пафос. Архитектурно-пространственная декорация, направленная горизонтально, зрительно расширяет пространство сцены и передает чувство свободы, воли, бесконечности пространства. Человек испытывает чувство полета, простора. Известная постановка «Оптимистической трагедии» Вишневского (художник В. Рындин) может быть хорошим примером масштабной декорации. На сцене была установка, напоминающая палубу корабля, с доминирующими горизонтальными линиями, которые хорошо передавали идею свободы этого спектакля. Архитектурно-пространственные декорации могут выполняться в любом типе конструктивных декораций. Многие из них дополняются горизонтом с живописью, панорамой, или видео проекцией на его плоскости.

Динамическая декорация представляет собой образ, который выстраивается при помощи движущихся элементов оформления сцены. Такая декорация хорошо создает образ быстро меняющегося времени. Движение декораций на сцене определяет ритм спектакля, передает лихорадочную смену человеческих переживаний, психическое состояние людей, не приспособившихся к новизне жизни и ее быстрому темпу. Движение может быть в самых разных направлениях: параллельно рампе, по кругу, вверх, вниз. Декорации могут быть разными по конструктивным качествам, мягкими и жесткими. Примером может быть знаменитый спектакль «Мандат» Эрдмана, где движущиеся стены в сочетании с движущимися тротуарами на сцене, создавали ощущение уходящей из-под ног жизни персонажей. XXI век принес в жизнь мощное ускорение. Поэтому неслучайно, что динамическая декорация используется все чаще.

Световая декорация строится на световых эффектах. В театральных постановках всегда работает сценический свет, но в этом случае свет несет самую главную образную нагрузку, именно он несет основную идею спектакля. Световая декорация хорошо передает светлую лирику, разнообразный мистический смысл, поэтическую легкость. В качестве примера можно вспомнить известный спектакль в оформлении Й. Свободы «Вишневый сад», где световой занавес, неожиданно возникающий и исчезающий, поглощающий персонажей на глазах у зрителя, создавал особый лирический строй в спектакле, где судьба вершит свой суд. Световая декорация может быть прекрасно организована в мягком тюле, полупрозрачном шелке, так как эти материалы хорошо вбирают в себя свет и становятся сами его источником в воображении зрителя. Здесь могут быть использованы и жесткие декорации, выполненные из прозрачных пластиков, стекла, зеркал, металлов хорошо отражающих свет. Современный театр все большее внимание уделяет мистике, идет активный поиск все новых световых эффектов и возможностей, активно обогащается спектр осветительной театральной аппаратуры.

2. Опишите оптическое и психофизическое действие желто-зеленого и фиолетового цветов

Жёлто-зелёный ОПТИЧЕСКОЕ Расширяет, Возвышает, Удаляет, Раздваивает, ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ Холодно, Легко, Ощущение свежести, молодости организма.
Фиолетовый Снижает, Сужает, Сближает, Омрачает. Прохладно, Прочно, Массивно, Густо, Антидепрессант, Улучшает память

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: