В те времена литература развивала традиции, культивировала
старые жанры ораторско-учительной, агиографической, паломнической,
полемической прозы. Ее представителями были Л. Баранович, И. Гизель,
И. Галятовский и др. Издаются сборники легенд о чудесах святых,
церквей, икон, Богородицы.
Одновременно зарождаются новые жанры, а литература посте-
пенно освобождается от религиозной тематики. Литературно-эстетичес-
кая мысль формировалась в стенах учебных заведений и прежде всего
Киево-Могилянской академии, где читались поэтика и риторика.
На этот период приходится расцвет мемуарно-исторической прозы,
в которой освещались события освободительной войны, борьбы с тур-
ками, татарами и польской шляхтой, распри между гетманскими группи-
ровками. Эти памятники историографии не были лишены литературных
качеств. Прежде всего это касается «казацких летописей», которые
писались в форме рассказов и «сказаний». Ведущее место занимают
летописи Самовидца, Григория Грабянки, Самийла Величка. В конце XVIII
|
|
в. возник важный памятник исторической прозы – анонимная «История
Русов», где рассказывается о событиях от древнейших времен до 1769 г.
В этот период достигают вершин школьная драматургия, поэзия,
делившаяся на духовную и светскую, последняя занимает все более
важное место. Особо ценились панегирики, стихи к торжествам, в честь
царей, гетманов, высоких должностных лиц. Выдающимися
представителями барокко были поэты И. Величковский, утверждавший
высокое барокко, и К. Зиновиев, творчество которого не выходило за
пределы низового барокко. Частью народной культуры была сатирически-
юмористическая, бурлескно-травестийная поэзия. Главным объектом
сатиры были духовенство, старшина, зажиточное крестьянство.
Выдающейся фигурой в культурной и литературной жизни был Г.С.
Сковорода. Как поэт он прославился сборником «Сад божественных
песен», содержавшим 30 оригинальных произведений.
В архитектуре стиль барокко ярче всего проявился в культовых
сооружениях. От западной архитектуры их отличают более умеренный
орнамент и упрощенные, более естественные формы, а также отсутствие
выраженного главного фасада. Это символизировало открытость собора.
Распространение получил крестообразный храм, состоявший из 5
соединенных восьмигранных участков. Украинским изобретением стали
заломы. Они встраивались в верховья храма в виде нескольких,
поставленных друг на друга ярусов, каждый из которых прорезал своды
предыдущего. Для казацкого собора присущим был грушевидный купол.
Архитектурное барокко достигло расцвета во времена гетмана И.
|
|
Мазепы. Возник термин "мазепинское барокко". Это было закономерно,
ведь в то время казацкая старшина окончательно утверждает свою
власть. Чертами "мазепинского барокко" было использование пилястр,
колонн и полуколонн, которые предоставляли храмам величавую
суровость. Всего И. Мазепа построил 14 и реконструировал еще более 20
храмов (Софиевский собор, Успенская церковь Киево-Печерской Лавры,
Михайловский собор, Выдубечский монастырь, Киево-Могилянская
академия, "Китаевская пустынь" и др.)
В Западной Украине утвердился европейский шик резиденции –
дворец Вишневецких, дворец Любомирских в Ривном, резиденция
Кошоцких архиепископов в Оброшино, дворец Потоцких в Христинополе.
Иной характер имел этот тип строительства на Левобережье, где
резиденции даже высшего слоя были скромнее, о чем свидетельствуют
дома Лизогуба в Седневе, Мазепы в Ивановке, Полуботка в Чернигове.
Распространение достижений европейской резиденционной архи-
тектуры в Киеве и на Левобережье приходится на вторую половину 18 в.
Это Мариинский дворец (арх. Растрелли), Киевский дворец (П. Неелов, С.
Ковнир), резиденции К. Разумовского и П. Румянцева в Глухове.
Важное место в культуре занял барочный театр. В Украине театр
развивался как школьный. Если в первой половине XVII в. главным
центром театра был Львов, то со второй его половины – Киево-
Могилянская академия. В большинстве спектаклей пропагандировалась
Библия. Исполнителями были школьники, авторами – профессоры.
Практиковалось сочетание трагических и комических моментов, из чего
возникла трагикомедия – характерный жанр барочного театра. Среди
школьных драм в первой половине XVIII в. основное место занимают
драмы рождественского и пасхального циклов. Драмы на исторические
темы стали вершиной школьной драматургии первой половины XVIII в.
Отдельный цикл школьной драмы составляли моралите, то есть пьесы
морально-дидактического характера с аллегорическим смыслом.
Со второй трети XVIII в. барочные формы театра приходят в
упадок. Наступала эпоха рококо с требованиями легкого жанра. После
каждого действия драмы выставлялась интермедия. Действующими
лицами интермедий выступали крестьяне, казаки, цыгане, корчмари,
немцы, студенты. В лучших образцах украинская интермедия была
острой сатирой на социальные явления.
Это был один из самых плодотворных периодов в истории музыки.
Развитие получил фольклор. К середине XVIII в. сформировался его
классический фонд. В профессиональной музыке ярко проявились стили
барокко, рококо, а во второй половине XVIII в. – и классицизм.
К ведущим направлениям принадлежала церковная музыка,
достигшая вершин в творчестве композиторов М. Дилецкого, Д.
Бортнянского, М. Березовского, А Веделя. Возникли и новые, светские,
жанры – песня, романс, опера, инструментальная музыка.
Украинский народ имеет славу музыкального. Но музыкальность
его ограничена. Это почти сплошь вокальная музыка. В украинской
церкви нет инструмента, в ней музыка тоже вокальная (хоровое пение). У
украинцев есть оригинальные инструменты, но они мало подходят для
самостоятельных композиций, а в основном служат аккомпанементом.
Таково назначение бандуры, торбана, лиры. Другие струнные
инструменты (гусли, заимствованная из Италии скрипка) или ударный
бубен служат музыкой к танцу. Трио из скрипки, басоли и бубна
называется «троистой музыкой», обслуживает танцы и никогда не
используется для выполнения чистой музыки.
Вследствие вокального характера национальной музыки и отсут-
ствия композиторов-инструменталистов в музыкальном театральном
творчестве выработался жанр драматического произведения, в которое
|
|
вкраплены народные или скомпонованные на народных мотивах песни.
Бытовали календарно-обрядовые песни – колядки, веснянки. Интерес-
ным по содержанию и эстетике являлся свадебный обряд, составляющей
которого были песни. Жанр лирически-бытовых песен принадлежит к
высшим художественным достояниям народа. Значительные события в
развитии страны – основная тема исторических песен. Нотные записи
народных песен впервые в конце XVIII в. напечатал в Петербурге В.
Трутовский в сборнике «Собрание русских простых песен с нотами».
Под влиянием крестьянского фольклора возникли городские песни.
Среди них выделяются романсы. Хотя они были результатом
индивидуального творчества, но распространялись устно,
фольклоризировались. Выполнялись украинские песни и танцы, канты,
романсы с инструментальным сопровождением. Использовали, кроме
бандуры и скрипки, клавишные иструменты – клавикорды, клавицимбалы,
клавесины, в конце XVIII в. – фортепиано.
Музыка играла значительную роль в казацком быту. Существовала
«Кошевая музыка», которая состояла из кобзарей, гитаристов, сурмачей,
трубачей, скрипачей, цимбалистов. У гетманов и старшины часто были
свои певчие, бандуристы и исполнители на других инструментах.
Большая капелла из 200 музыкантов была у князя Г. Потемкина.
В Украине существовали прекрасные церковные хоры. Ведущим
жанром в музыке становится хоровое, или партесное пение. В противовес
католическому богослужению православная церковь развивала хоровое
пение акапельно. В партесной музыке ярко проявились барочные черты.
Если мир древнеукраинской монодии отмечался спокойствием,
величавостью, то партесная музыка была полна динамики и контрастов.
В 1770-х гг М. Березовский и Д. Бортнянский, находясь в Италии,
впервые обратились к оперному жанру.