Несмотря на школьную реформу 1804 г., открытие в 1805 и 1834 гг.
Харьковского и Киевского университетов, в целом состояние образования
в Приднепровье не отвечало общественным запросам. Особенно это
касалось школьного образования. Поэтому, реформируя страну в 1850-
1870-х гг., Власти империи обратилась и к этой сфере. Были созданы
начальные училища, где изучали Закон Божий, учили писать, читать,
считать, петь церковные песни. Постепенно круг предметов расширялся:
преподавались естественные дисциплины, геометрия, черчение и др.
Значительную роль в развитии образования сыграли земства. Среднее
образование включало классические гимназии (где изучались
гуманитарные дисциплины) и реальные училища (технические). Был
открыт ряд вузов – Одесский университет, Киевский политехнический
институт, Екатеринославское горное училище, Высшие женские курсы.
Вместе с тем тяжелые материальные условия не позволяли большинству
детей крестьян и рабочих получать образование, поэтому в 1890-х гг.
удельный вес грамотных колебалась в губерниях от 15% до 28%.
В Австро-Венгрии в 1869 г. было введено обязательное обучение
детей 6-14 лет. В 1914 г. в Восточной Галиции существовало 2500
украинских школ и 6 гимназий. Были созданы кафедра украинского языка
в Черновицком и кафедра истории Украины во Львовском университетах.
И все же на рубеже веков 55-75% населения оставались неграмотными.
В те времена возникают альтернативные формы народного образо-
вания – музеи (в 1917 г. в Украине было 36 музеев), библиотеки (в начале
ХХ в. – 3153 библиотеки с книжным фондом 2 млн. единиц), клубы.
Среди научных достижений стоит назвать создание Н. Бекетовым
физической химии, основание школы русских доменщиков М. Курако,
открытие бактериологической станции И. Мечниковым, создание военно-
полевой хирургии Н. Пироговым. Появляются первые обобщающие
работы по истории Украины, языковедению ("Грамматика
малороссийского наречия", "Словарь малорусского или юго-
восточнорусского языка"). Выдающийся след в истории оставили Н.
Костомаров, В. Антонович и особенно М. Грушевский.
XIX в. дал новые формы научного производства. Речь идет о соз-
дании обществ, которые были направлены на синергию индивидуальных
усилий ученых и популяризацию науки. Так, возникают Одесское
общество истории и древностей, Научное общество им. Шевченко и др.
Литература романтизма, критического реализма и модернизма
В 1820-1830-х гг. утверждается романтизм. Первым начал
оформление украинского языка в литературный И. Котляревский в
"Энеиде". Его последователями были П. Гулак-Артемовский, Е. Гребинка,
Г. Квитка-Основьяненко. На русском писал Н. Гоголь, но его украинское
происхождение отразилось на тематике и художественном мышлении.
Знаменательным событием в становлении литературного языка
стало творчество Т. Шевченко, выступавшего против крепостничества,
защищавшего достоинство личности. Он оказал большое влияние на
культуру следующих поколений, стал одним из национальных символов.
1850-1860-е гг. отмечены творчеством баснописца Л. Глебова,
создателя скороговорок С. Руданского, автора первого украинского
социально-психологического романа "Люборацкие" А. Свидницкого,
буковинского поэта и прозаика О. Федьковича. Центральной фигурой
прозы Марко Вовчок становится женщина. Эпоха критического реализма
в 1870-1890-х гг. отмечена именами И. Нечуй-Левицкого (создателя
социально-бытовой повести в отечественной литературе), П. Мирного, И.
Франко (автор стихов, исторических повестей, психологических драм),
Леси Украинки, М. Коцюбинского (развил жанр психологической новеллы,
продолжил традицию социальной повести).
В конце XIX в. – нач. XX в. наряду с реализмом утверждается
модернизм, под лозунгами которого выступил в 1901 г. М. Вороной.