Развитие образования и науки в Украине в XIX в

Несмотря на школьную реформу 1804 г., открытие в 1805 и 1834 гг.

Харьковского и Киевского университетов, в целом состояние образования

в Приднепровье не отвечало общественным запросам. Особенно это

касалось школьного образования. Поэтому, реформируя страну в 1850-

1870-х гг., Власти империи обратилась и к этой сфере. Были созданы

начальные училища, где изучали Закон Божий, учили писать, читать,

считать, петь церковные песни. Постепенно круг предметов расширялся:

преподавались естественные дисциплины, геометрия, черчение и др.

Значительную роль в развитии образования сыграли земства. Среднее

образование включало классические гимназии (где изучались

гуманитарные дисциплины) и реальные училища (технические). Был

открыт ряд вузов – Одесский университет, Киевский политехнический

институт, Екатеринославское горное училище, Высшие женские курсы.

Вместе с тем тяжелые материальные условия не позволяли большинству

детей крестьян и рабочих получать образование, поэтому в 1890-х гг.

удельный вес грамотных колебалась в губерниях от 15% до 28%.

В Австро-Венгрии в 1869 г. было введено обязательное обучение

детей 6-14 лет. В 1914 г. в Восточной Галиции существовало 2500

украинских школ и 6 гимназий. Были созданы кафедра украинского языка

в Черновицком и кафедра истории Украины во Львовском университетах.

И все же на рубеже веков 55-75% населения оставались неграмотными.

В те времена возникают альтернативные формы народного образо-

вания – музеи (в 1917 г. в Украине было 36 музеев), библиотеки (в начале

ХХ в. – 3153 библиотеки с книжным фондом 2 млн. единиц), клубы.

Среди научных достижений стоит назвать создание Н. Бекетовым

физической химии, основание школы русских доменщиков М. Курако,

открытие бактериологической станции И. Мечниковым, создание военно-

полевой хирургии Н. Пироговым. Появляются первые обобщающие

работы по истории Украины, языковедению ("Грамматика

малороссийского наречия", "Словарь малорусского или юго-

восточнорусского языка"). Выдающийся след в истории оставили Н.

Костомаров, В. Антонович и особенно М. Грушевский.

XIX в. дал новые формы научного производства. Речь идет о соз-

дании обществ, которые были направлены на синергию индивидуальных

усилий ученых и популяризацию науки. Так, возникают Одесское

общество истории и древностей, Научное общество им. Шевченко и др.

Литература романтизма, критического реализма и модернизма

В 1820-1830-х гг. утверждается романтизм. Первым начал

оформление украинского языка в литературный И. Котляревский в

"Энеиде". Его последователями были П. Гулак-Артемовский, Е. Гребинка,

Г. Квитка-Основьяненко. На русском писал Н. Гоголь, но его украинское

происхождение отразилось на тематике и художественном мышлении.

Знаменательным событием в становлении литературного языка

стало творчество Т. Шевченко, выступавшего против крепостничества,

защищавшего достоинство личности. Он оказал большое влияние на

культуру следующих поколений, стал одним из национальных символов.

1850-1860-е гг. отмечены творчеством баснописца Л. Глебова,

создателя скороговорок С. Руданского, автора первого украинского

социально-психологического романа "Люборацкие" А. Свидницкого,

буковинского поэта и прозаика О. Федьковича. Центральной фигурой

прозы Марко Вовчок становится женщина. Эпоха критического реализма

в 1870-1890-х гг. отмечена именами И. Нечуй-Левицкого (создателя

социально-бытовой повести в отечественной литературе), П. Мирного, И.

Франко (автор стихов, исторических повестей, психологических драм),

Леси Украинки, М. Коцюбинского (развил жанр психологической новеллы,

продолжил традицию социальной повести).

В конце XIX в. – нач. XX в. наряду с реализмом утверждается

модернизм, под лозунгами которого выступил в 1901 г. М. Вороной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: