Независимость открыла путь для культурного возрождения Украины.
Были утверждены символы государства – гимн („Ще не вмерла України і
слава, і воля‖), малый герб (трезубец), флаг (сине-желтое знамя), переос-
мыслены исторические события. Украинский язык стал государственным.
Культурное возрождение коснулось нацменьшинств. Издается литерату-
ра на их языках, созданы национальные издательства, театры, школы.
Но информационная революция вела к распространению масс-
культуры, слому границ на пути межкультурного взаимодействия, что
усложняло формирование национальной культуры. Возросла роль
рыночных механизмов развития культуры. Традиционные формы
культуры становились неэффективными.
Сильно повлиял на культуру кризис 1990-х гг. Культурная жизнь не
прекращалась – проходили музыкальные фестивали, возникали частные
театры, издательства, появились новые эстрадные имена (А. Пономарев,
«ВВ», «Океан Эльзы» «Пиккардийская терция»). Но посещаемость теат-
ров сократилась с 17,6 до 5,6 млн. в год, концертов – с 15,0 до 3,9 млн.,
|
|
кино – с 416 до 5 млн. Новые вызовы встали перед моралью. Героями
многих кинофильмов, романов были преступники, проститутки и т.п.
Ситуация стала меняться на рубеже веков. Возобновление экономи-
ческого роста сделало культуру выгодным объектом инвестирования.
Возникают сети распространения книжной продукции («Книжный супер-
маркет»), частные галереи (Pinchuk Art Center), новые фестивали – музы-
кальные ("Таврийские игры", "Казантип"), этнокультурные ("Страна грез",
"Гогольфест"), кинематографические (Киевский, Одесский).
Телерадиовещание достигло 450-550 часов в сутки. Многочисленные
телесериалы, шоу («Танцы со звездами», «В Украине есть таланты»)
стимулируют привлечение граждан. Проникновение интернета в Украине
достигает 32%, широко распространены социальные сети.
Обострились взаимоотношения украинской и русской культур. Проис-
ходила украинизация образования, культуры. С другой стороны, русская
культура завоевала большие позиции на отдельных рынках, чем ранее.
Запущенными остаются многие памятники культуры, финансирова-
ние подвергается коррупции, благотворительность используется для ук-
лонения от налогов, архитектурные решения не согласуются с генплана-
ми городов, телесериалы акцентируют на конфликтах. Это объясняется
социальными тенденциями – растет разрыв между наиболее и наименее
обеспеченными, между регионами, городом и деревней. "Погружение"
граждан в новейшие средства коммуникации отстает от других стран.