Сюрреализм. Сюрреализм (от французского слова surrealite –сверхреальное, сверхествественное) –направление изобразительного искусства стремящееся стереть грань между сном

Сюрреализм (от французского слова surrealite –сверхреальное, сверхествественное) –направление изобразительного искусства стремящееся стереть грань между сном и реальностью, между бессознательным и реальным.

Он вобрал в свою теорию смесь различных философских учений. Из философских трудов Анри Бергсона взята идея о том, что интуиция единственное средство познания истины и то, что появилось искусство, в котором реальность воспринимается не через логические понятия, а в формах «индивидуального виденья». Акт творчества имеет иррациональный, мистический характер. Большое валяние на эстетику художников-сююреалистов оказало учение З. Фрейда о психоанализе.

Впервые понятие «сюрреализм» было упомянуто французским поэтом Гийомом Аполнером в 1917 году. Однако сюрреализм получил теоретическое обоснование лишь в 1924 году в «Первом манифесте», написанном Андре Бретоном.

По теории сюрреализма, «только бессознательное, интуитивное чувство» способно отразить истинную сущность человека и окружающего мира. Сон и бредовые галлюцинации сюрреалисты считали возможным объединить с действительностью и получить абсолютную реальность – сверхреальность. Один из главных приемов творчества сюрреалистов стремление «соединить несоединимое», сблизить образы и изображения совершенно чуждые друг другу. В творчестве сюрреалистов имели большой смысл магические значения вещей, символика образов. Сюрреализм объединил ищущую, прогрессивную молодежь, стремившуюся преобразовать общество. Новое направление давало возможность освободиться от опостылевшей действительности, получить полную свободу мысли и творчества. Казалось, что именно сюрреализм может преодолеть разрыв между художником и обществом, путем возвышения первого над реальной действительностью.

Преобладающим методом в сюрреализме стал принцип «чистого психологического автоматизма», художники изображали отрывочные изображения реальных и вымышленных предметов, сливающихся друг с другом в самых немыслимых сопоставлениях. Таким образом, на полотнах сюрреалистов рационалистическим методом создаются надуманные иррационалистические представления, лишая картину внутренней эмоциональности.

Этот подход стимулировал в свою очередь, к изобретению новых приемов изображения – натирания, расклеивания, снимание верхнего слоя картины с последующим просвечиванием красок, копчения и др.

На первом этапе становления сюрреализма (20-е годы XX века) выделились четыре ведущих мастера – Макс Эрнст, Андре Массон, Жоан Миро и Ив Танги. В 1930-е годы сюрреализм нашел признание во всем мире. Ряды ведущих мастеров пополнились новыми именами: Дали, Магритт.

Начало Второй мировой войны вызвало кризис движения. Многие художники были вынуждены эмигрировать в США. Вновь активизируется деятельность этого направления в послевоенные годы. Бесспорное первенство в этом направлении принадлежит Сальвадору Дали.

К 1970-м годам сюрреализм как программное течение, отошел в прошлое, но его принципы получили большое распространение, и поныне остаются актуальными. Сюрреализм проник в дизайн, в сценографию, нашел свое отражение в других авангардных направлениях изобразительного искусства.

Представители сюрреализма: Джоржо де Кирико, Жоан Миро, Ив Танги, Рене Магритт,Сальвадор Дали.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: