Понятие и сущность государственности

Государство:

 является основным субъектом политической системы общества;

 центральным институтом политической власти в обществе.

Определение «государства»:1) Государство в узком смысле - как совокупность властных институтов, осуществляющих политическую власть в пределах определенного сообщества (т.е. президент, правительство, парламент, суд);2) Государство в широком смысле - как общность людей, организованная и представляемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории (т.е. все граждане государства).Определенный срок возникновения первых в истории человечества государств четко не установлен,однако, история различных государств в поступательном развитии человечества, а также отражение этого процесса в сознании, теоретической мысли породили множество взглядов, теорий возникновения и развития государства.Наиболее распространенными являются:

1. Теократические представления (или теологические, связанные с богословием), рассматривающие государство как проявление божьей воли, как потребность созданного богом человека как существа политического. Отсюда в средневековье монарх, царь рассматривался как посланец высшего существа. Само государство имеет «естественное происхождение» (Аристотель). Государство, говорил Гегель, есть «шествие бога в мире». 2. Патриархальная теория, появившаяся в Англии в ХVШ веке, утверждает, что государство возникло в результате соединения племен, родов и на всех этапах своего развития сохраняет власть патриарха, который заботится обо всех гражданах, о благе всего общества. 3. Теория общественного договора. Преобладала в ХVП-ХVШ вв., изложена в произведениях Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо. Они продолжили развитие идеи древних мыслителей (Платон, Эпикур), что столкновение интересов людей, «страстей» (чувств, темпераментов) создает угрозу для их существования, поэтому люди приходят к осознанию вручения власти кому-либо для защиты всех. Люди, писал Т. Гоббс, по своей природе необщительны, они боятся друг друга. Этот страх порожден тем, что они равны от природы, но вредят друг другу, так как многие желают одного и того же. Борьба решает, кому достается желанная вещь. Вместе с тем люди имеют право на самосохранение. Это право и одновременно страх перед другими ведет в до государственном обществе к войне всех против всех. От состояния войны к миру люди идут через государство двояким путем: естественным (победитель подчиняет побежденного) и искусственным: по соглашению люди подчиняются тому, кто может защитить их от тех, кого они боятся. Право всех на все утрачивается: часть прав по договору передается народом одному лицу или группе лиц. Так возникает государство.

20. Глава государства и его полномочия. Институт президентства. Глава государства — это чаще всего высшее должностное лицо, официально занимающее высшую ступень в иерархии институтов государственной власти. В первом случае речь сегодня идет обычно о монархах, являющихся главами государств с соответствующей формой правления — монархией, и президентах, возглавляющих республикиСтатья 79 Конституции Республики Беларусь: «Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина.Требования к кандидатам:1. Гражданин РБ по рождению2. Возраст более 35 лет3. Наделен избирательным правом4. Постоянно проживает в РБ более 10 лет перед выбораПрезидент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом».Полномочия Президента Республики Беларусь- назначает республиканские референдумы;- назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;- распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;- назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;- образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;- с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;- определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;- назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;- назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;- обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;- обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;- назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;- устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;- осуществляет помилование осужденных;- ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;- подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;- имеет право отменять акты Правительства;- имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;- является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;- назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;В условиях формирования социального правового государства в Республике Беларусь ведущее место в системе организации государственной власти принадлежит институту президентства. Относительная новизна данного института в белорусской действительности, которой он порожден, предопределяет актуальность выбранной темы. Специфика рассматриваемого правового института состоит в том, что его возникновение происходило в характерных условиях на стадии перехода от тоталитарного государственно-политического устройства к демократическому. Именно введение института президентства в Беларуси и других странах СНГ способствовало решению задач утверждения их независимости, ликвидации всевластия партийной системы, ускорение темпов социально-экономических реформ, политической и конституционной стабильности.В Беларуси институт президентства был введен в 1994 году, когда наиболее остро стала ощущаться объективная необходимость в его учреждении. Это было вызвано следующими обстоятельствами: образовавшимся вакуумом власти в силу кардинального изменения в политической системе общества, связанной с ликвидацией командно – административной системы, устранением руководящей роли КПСС, передачей власти Советам народных депутатов, которые по ряду причин не смогли обеспечить полноту власти в центре и на местах, не обеспечили координацию действий государственных структур; ослаблением исполнительной власти, повлекшим за собой появление серьезных недостатков в реализации принимаемых решений; искажением принципа коллективного руководства, что обусловило появление безответственности, ошибок и злоупотреблений.Институт президентства был призван только легитимировать политико-правовой статус правящей номенклатуры, а не стать ведущим государственным органом. Концепция президентской власти была слабо разработана, а ее введение не привело к коренному изменению всего механизма государственного управления.Редакция Конституции Республики Беларусь, принятая на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года, закрепила иную модель государственного устройства, в которой институту президентства отводится ведущая роль, что отражает мировую тенденцию конца XX века..

21 базовые социально политические идеи пацифизма,феменизма, экологизма. ПАЦИФИЗМ (от лат. pacificus - умиротворяющий) общественное движение, участники которого выступают против всяких войн вне зависимости от их характера и целей.Сторонники пацифизма стоят на позициях морального осуждения любой вооруженной борьбы, влекущей за собой человеческие жертвы, в том числе и справедливой освободительной войны. В основе пацифистской установки лежат гуманистические идеи о всеобщем братстве людей, о неотъемлемом праве каждого человека на жизнь. Основной формой борьбы пацифистов за ненасильственный мир — убеждение и личный пример. Участники пацифистского движения ведут пропаганду, убеждают власти решать конфликтные вопросы путем переговоров, отказываются участвовать в любых насильственных актах, организуют массовые выступления, направленные на мирное урегулирование международных конфликтов.Пацифизм внес существенный вклад в развертывание современного движения людей на всех континентах за выживание человечества и сохранение биосферы, за безъядерный, ненасильственный и безопасный мир. ФЕМИНИЗМ (от лат. femina – женщина) — теоретическая установка, лежащая в основе общественного движения, ставящего своей целью уравнение в правах женщин с мужчинами.В более широком смысле термином «феминизм» обозначаются течения философской, политической и правовой мысли, занимающиеся женской проблематикой.Возникновение феминизма связано с эмансипационными процессами, т.е. освобождением людей от зависимости и угнетения, стимулированными Французской революцией 1789 г. Непосредственным толчком к появлению феминистского движения послужил отказ творцов революции признать женщин в качестве полноправных граждан своего отечества. Первым документом феминизма явилась вышедшая в 1791 г. из-под пера Олимпии де Гуж (1745–1793) «Декларация прав женщины и гражданки».По ее убеждению, «естественным правом» обладает каждый человек, в том числе и женщина, и женщина ничуть не менее способна к его отправлению; конституция же не действительна, если она выработана не большинством всех индивидуумов, из которых состоит нация. ЭКОЛОГИЗМ (от греч. oikos – дом, жилище, и logos – учение) — система взглядов, характеризующаяся критическим отношением к индустриальной модели развития экономики, ведущая к возрастающему загрязнению и деградации окружающей человека природной среды.Считается, что экологизм как система воззрений и политическая практика стал складываться в конце XX в., когда дал знать о себе глобальный экологический кризис. Это верно, но только отчасти. Корни экологизма можно видеть уже в стихийных возмущениях против промышленной революции, которые имели место в XIX в. В плане конкретных действий экологисты делятся на умеренных, или «светлозеленых», и радикальных, или «темнозеленых». Умеренные экологисты уповают на то, что чувство самосохранения и осознания человечеством нависшей над ним опасности в конце концов принудят его перейти на позиции экологически здравой политики и образа жизни. При этом они настаивают на необходимости создания соответствующих институтов экологической политики и проведении широкомасштабных природоохранных мероприятий, включая использование ресурсосберегающих технологий, альтернативных источников энергии. Наиболее радикальные приверженцы экологизма выступают за фундаментальную перестройку политических отношений, полностью отвергают приоритеты «общества потребления», призывают к изменению образа жизни, стандартов потребления, консервации невозобнавляемых природных ресурсов.

22.Формирование белорусской общности и нац. Идеи.

народность — это исторически сформировавшаяся общность людей (этническая общность), для которой характерны единые язык, территория, общие экономическое устройство, этническое самосознание, психический склад и культура На западнорусских землях в ВКЛ продолжался процесс образования новой этнической общности — белорусской народности. Она, как и русская и украинская, формировалась на основе древнерусской народности... Дальнейший процесс формирования белорусской народности продолжался в период политической раздробленности и во времена ВКЛ.

23, Тенденция развития современных государств: Правовое государство – тип государства, последовательно воплощающий принципы конституционализма, ограниченное в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем.Признаки правового государства: 1. Приоритет прав личности, равная ответственность и обязанность государства перед гражданами и граждан перед государством.2. Действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом» Верховенство гуманных законов.3. Разделение властей, общественный контроль за их функционированием.4. Социальная основа государства – зрелое гражданское общество.Гражданское общество (Ж.Ж. Руссо и Г. Гегеля) – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.Характерные признаки гражданского общества:• Гуманизм и стабильность социальных отношений. • Правовая защищенность каждого гражданина. • Высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности. • Полит плюрализм, развитая система самоуправления, свободная инициатива граждан. • Эффективный социальный контроль над деятельностью институтов власти. • Равная ответственность государства, общества, личности. • Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством, что обеспечивает верховенство права и свободы граждан

25.Гос институты.

Институты государственной власти.
1. Парламент - высший законодательный и представительный ор-ган власти.
2. Правительство - высший исполнительный орган.
3. Глава государтсва и его роль в структуре интитутов власти.
4. Судебная власть, как вид государственной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: