Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства

Особенности конституции – ее прямое действие, т.е. нормы конституции обязательны для органов власти, а каждый гражданин может обратиться в суд, если считает свои конституционные права нарушенными.

Конституция Республики Беларусь была принята Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 г., вступила в силу со дня опубликования – 30 марта 1994 г., действует с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, с точки зрения формального подхода, конституционный строй – это форма организации государства, закрепленная в его конституции.

Основы конституционного строя представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного строя. Основы конституционного строя Республики Беларусь закреплены в статье 1 Конституцией Республики Беларусь: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство».

Унитарное государство /лат. Unitaras – единство/ - государство, не имеющее в своем составе, в отличии от федерации, других государств. Унитарное государство делится на административно-территориальные единицы. В унитарном государстве – одна конституция, один высший представительный орган, одно правительство и т.п.

Демократическое государство – государство, в котором обеспечиваются:

- подлинное народовластие. Источником власти и легитимизации всех органов государства является суверенитет народа, т.е. обла­дание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства;

- политический и идеологический плюрализм, который включает многопартийность, право выбора политических и иных взглядов и исключает закрепление в законодательстве обязательной (офи­циальной) идеологии.

- принцип разделения властей. Главное требование этого принципа заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на три ветви: законодательную, избранную народом и призванную принимать законы и вырабатывать стратегию развития общества, регулировать общественные отношения, исполнительную, занимающуюся реализацией принятых законов, судебную, выступающую гарантом восстановления нарушенных норм, выполняющую роль независимого арбитра, следящего за соблюдением общепринятых правовых норм. Каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимно сдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов,

- развитое местное самоуправление.

Социальное государство – это государство, социальная политика кото­рого направлена на обеспечение достойного в материальном отношении существования человека и его свободное развитие, на преодоление неоправданных социальных различий. Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум, при этом каждый взрослый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Наиболее характерные черты социального государства отражены в его социальной политике, основными элементами которой являются: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Правовое государства – государство, которое во всей своей деятельно­сти подчиняется праву и главной целью ставит обеспечение прав и свобод человека.

Основные черты правового государства:

- права и свободы человека как высшая ценность (человек и его права не могут быть принесены в жертву какой-либо общей – государственной, религиозной, идеологической – цели;

- верховенство демократической конституции по отношению к другим законам;

- приоритет норм международного права перед нормами национального права;

- обязанность государства, его органов, учреждений и должностных лиц действовать в рамках конституции и законов;

- равенство всех перед законом (в правовом государстве никто не может быть исключен из сферы действия закона, только закон регулирует отношения между людьми).

44. Дефиниция «права человека» относится к очень широкому спектру прав: от права на жизнь до права свободно участвовать в культурной жизни общества. Наиболее рельефно права и свободы граждан прописаны во Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года.

Конституция Республики Беларусь провозглашает человека, его права, свободы, а также гарантии их реализации высшей целью государства и общества. В Республике Беларусь приняты законы, развивающие и конкретизирующие положения Конституции, целью которых является совершенствование механизмов обеспечения прав и свобод граждан. Идет активный процесс приведения существующих законодательных актов в соответствие с международными обязательствами нашей страны в области прав человека.

И все же анализ практики соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь свидетельствует как позитивных сдвигах в этой области, так и об имеющихся случаях грубого нарушенияконституционных прав и свобод граждан в различных сферах.

Среди причин возникновения данных проблем можно выделить следующие:

• ограниченность финансовых возможностей Республики Беларусь;

• неразвитость гражданского общества, невысокая гражданская и правовая культура населения,политическая апатия;

• неготовность многих граждан рассматривать судебную систему как действенное средство защитысвоих прав;

• слабую защищенность граждан, относящихся к категории нетрудоспособных (многодетные мате-ри, дети, инвалиды, ветераны, граждане без определенного места жительства, лица, изолированные от общества и т.д.);

• отсутствие комплексной законодательной системы защиты прав человека.

Для разрешения назревших проблем необходимо:

• выработать стратегии и тактики Республики Беларусь в области законодательного обеспеченияправ и свобод человека, защиты личности от произвола и беззакония;

• определить основные направления развития законодательной практики в области прав человека;

• создать комплексную законодательную систему защиты прав человека, сформировать законода-тельство, направленное на осуществление прав и свобод граждан, декларируемых Конституцией Республики Беларусь, законами и иными нормативными правовыми актами страны;

• развивать правовую культуру и правовое воспитание с целью овладениякаждым гражданиномзнаниями о правах и свободах людей;

• развивать гласность и свободу слова, поддерживать независимые общественные организации исредства массовой информации;

• повысить ответственность органов государственной власти Республики Беларусь и структур мес-тного самоуправления, их должностных лиц, депутатов всех уровней за обеспечение прав человека и гражданина;

• должен быть создан Институт уполномоченного по правам человека, который охраняет как част-ные, так и публичные интересы, гарантирует осведомленность граждан об ошибках и злоупотреблениях администрации, способствует рационализации управленческого процесса, его открытости для общества. По моему мнению, проведение вышеуказанных мероприятий позволит решить проблемы с правами и свободами граждан в Республике Беларусь.

45. Закрепление в Конституции и законодательстве Республики Беларусь гуманистического идеала. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации - наивысшая ценность и цель белорусского общества и государства. Конституция Республики Беларусь об основных правах и свободах граждан. Принципы ответственности государства перед личностью за создание условий для ее свободного развития и ответственности личности перед государством за неуклонное выполнение своих гражданских обязанностей.

Республика - форма организации государственной власти (форма правления) в Беларуси. Особенности формы правления в современном белорусском государстве. Идея унитарности государственного устройства и объективные предпосылки ее реализации в Республике Беларусь. Особенности административно-территориального устройства белорусского государства. Территориальная целостность Беларуси и национальное единство — базовые ценности белорусского общества.

Республика Беларусь - социальное правовое государство. Идея верховенства права и ее реализация в законодательстве белорусского государства. Правовой характер взаимоотношений личности, общества и государства. Идея конституционного контроля и ее реализация в Республике Беларусь. Понятие социального государства.

Государственные герб, флаг и гимн Республики Беларусь - символы государственного суверенитета Беларуси.

Белорусский народ - носитель и субъект формирования национально-государственной идеологии. Роль белорусских мыслителей, писателей, ученых, общественных и политических деятелей, граждан и их объединений в формировании национально-государственной идеологии. Значение Всебелорусских народных собраний в формировании государственной идеологии Республики Беларусь. Белорусское государство как выразитель национальных интересов и основной инструмент их реализации.

Роль Президента Республики Беларусь в выражении национальных интересов, формулировании идей и положений национально-государственной идеологии, ее правовом закреплении и обеспечении реализации целей и задач развития белорусского общества. Смысл избрания гражданина в качестве Президента Республики Беларусь - одобрение народом предложенной им программы развития общества. Формы и методы деятельности Президента по реализации положений национально-государственной идеологии: правовые, административные, моральные.

Роль средств массовой информации (печать, радио, телевидение) в формировании и распространении национально-государственной идеологии. Консолидация белорусского общества, защита национальных интересов, формирование положительного образа Беларуси, обеспечение благожелательного отношения к белорусскому народу в мировом сообществе - основная задача СМИ. Информационная политика Республики Беларусь.

Профессиональные союзы (Федерация профсоюзов Беларуси), общественные объединения патриотической направленности (БРПО, БРСМ)и их роль в усвоении гражданами содержания идеологии белорусского государства, формировании гражданственности. Общенациональный компонент в содержании идеологии и деятельности политических партий и других общественно-политических объединений. Роль конфессиональных организаций (церкви) в поддержании авторитета идеалов и ценностей белорусского народа, в формировании у верующих гражданских качеств, чувства патриотизма.

Национальная идея — систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Она может выражаться посредством художественных произведений или различных философских текстов.

Национальная идея призвана дать ответ на ряд вопросов, характеризующих народ. В частности, вопрос истории и возникновения нации, а также вопрос об исторической миссии и о смысле существования. Далее можно рассказать про газету «Звязда» и ее роль в формировании национальной идеи.

Национальная идея веками для всех народов одна. Мы лучшие, исключительные, великие. Древний Рим - римляне гордились тем, что принадлежат к Великой Римской Империи, самой сильной, самой большой, самой могучей и т.д. самой. Третий рейх - сверх люди, самые, самые. СССР - самая большая страна, самый прогрессивный путь, самая совершенная система, самые лучшие спортсмены, самая сильная армия, самые, самые. США - самая сильная страна (см. СССР) Бразилия - самые лучшие футболисты Канада - самый лучший хоккей.

Национальная идея для Беларуси - мы самые, самые в чем? Нация самая "умная". Выбрать сколько великих людей родилось на территории Беларуси (главы других государств, полководцы, изобретатели, писатели и т.д. независимо от национальности, главное, что родились на самой благодатной земле, где все способствует, чтобы стать великим) посчитать, сколько на душу населения великих и все. Великих людей рожденных на территории Белоруссии много. Первый президент Гавайских островов, Израиля, Сухой, Алферов, Чижевских и много других.

Национальная идея связана с идеологией. Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений.

Идеология белорусского государства – это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития. (С.В. Решетников)

«Общество, – отмечал Президент А.Г.Лукашенко, – не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более, противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам».

Принципами идеологии белорусского государства являются:

-- социальная справедливость;

-- историческая преемственность;

-- человеческая солидарность;

-- межнациональное согласие;

-- курс на союз с Россией

В стране осуществляется последовательный курс по формированию идеологии белорусского государства, кристаллизации белорусской национальной идеи. Наиболее ёмко и лаконично национальная идея воплощается в лозунге Президента Республики Беларусь: «За сильную и процветающую Беларусь!».

47. Существующие в настоящее время избирательные системы при всей их пестроте и многообразии могут быть сведены к трем типам:

- мажоритарные;

- пропорциональные;

- смешанного представительства.

Каждая избирательная система во многом обусловлена существующей в той или иной стране политический системой.

Мажоритарная система (от фр.majorite – большинство) в настоящее время действует в Великобритании, США, Канаде, Ирландии, Франции, Японии. При мажоритарной системе выигравшим считается тот кандидат или список кандидатов, который набрал установленное законом большинство голосов. В современных государствах применяются мажоритарные системы

А) абсолютного большинства (Ирландия, Австралия);

Б) относительного большинства (США, Великобритания, Индия).

При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается тот, кто получил абсолютное (или простое) большинство голосов (т.е.50% + 1 голос) от общего числа поданных и признанных действительными голосов. Если ни один из кандидатов не набрал положенного количества голосов, проводится перебаллотировка, причем, в списке остаются 2 кандидата, набравшие наибольшее количество голосов, или проводится второй тур голосования, результаты которого могут определяться по другой системе. Причем, в промежутке между турами несколько партий могут объединиться вокруг одного кандидата и создать единый предвыборный блок. В условиях многопартийности решающим, при такой системе, является второй тур.

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. При этой системе нередко большинство в парламенте получает партия, не располагающая поддержкой большинства избирателей. Например, представим, что 5 тыс. избирателей должны выбрать одного из пяти кандидатов. Допустим, что голоса распределятся таким образом: 2000-1500-1000-450-50. Избранным будет признан первый кандидат, несмотря на то, что против него голосовало большинство избирателей (3000 чел.). Существует редко применяемый вид мажоритарной системы – квалифицированного большинства. Для победы необходимо набрать 2/3, ¾ от общего числа поданных голосов.

В зависимости от числа депутатов, избираемых от каждого округа, различаются мажоритарные униноминальные, или одномандатные (1 депутат от округа) системы и полиноминальные, или многомандатные (несколько депутатов от округа).

Главное достоинство мажоритарной избирательной системы – учет мнения большинства избирателей определенного округа, недостаток – неучет мнения большинства в целом, при специфическом формировании избирательных округов.

Пропорциональная система представительства – это порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с количеством полученных ими голосов. Пропорциональная система имеет следующие модификации:

• пропорциональная система на общенациональном уровне, когда избирательные округа не вычленяются, и избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны;

• пропорциональная система в многомандатных округах, когда избиратели голосуют за представителей партии в масштабах округа, при этом места в парламенте распределяются в зависимости от влияния партии в округе. Для преодоления недостатков мажоритарной и пропорциональной избирательных систем создаются разного рода смешанные избирательные системы. В масштабе страны создается система, при которой часть депутатских мандатов завоевывается на основе принципов мажоритарной системы, а другая часть – распределяется в зависимости от голосования по партийным спискам. Например, в ФРГ половину депутатов бундестага выбирают по мажоритарной системе, половину – по пропорциональной. Каждый избиратель имеет два голоса. Первый он подает за кандидата, второй – за тот или иной партийный список. Подсчет голосов производится раздельно. Точно так же проводились выборы в Государственную Думу Российской Федерации. 225 депутатов проходят по одномандатным мажоритарным округам, 225 – по партийным спискам.

С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму.

При смешанной избирательной системе избирательное законодательство определяет нижний предел для ограничения представительства мелких партий. Например, и у нас, и в ФРГ партии, набравшие менее 5% голосов избирателей в целом по стране в парламент не проходят.

50. Согласно концепции разделения властей, законодательная власть, которая осуществляется прежде общенациональным представительным органом - парламентом, занимает особое место в системе высших органов государственной в власти Парламент играет чрезвычайно важную роль в жизни общества Он был, и есть, выразителем интересов различных социальных и политических сил, ареной для согласования социальных интересов, поиска компроми сел, решение имеющихся в обществе социальных и политических суперечностеей.

Место и роль парламента, как правило, закрепляется в конституции, На сегодня в мире нет ни одного государства, за исключением стран с абсолютной монархией, где не было бы парламенту В унитарных государствах парламенты формируются на общенациональном уровне, а в федеративных - также и на уровне их субъектов При этом их полномочия разграничиваются на принципах, определенных конституциейєю.

Парламент - это единственный постоянно действующий общенациональный коллегиальный представительный орган законодательной власти государства, полностью или частично избирается народом, выражает его суверену волю и с осуществляет представительные, законодательные, государственно, организационные и контрольные функции.

Функции парламента - это основные направления и виды деятельности, отражающие его политико-правовую природу и определяют его место в общей системе органов публичной власти Объем полномочий парлам мента зависит от различных факторов: формы государственного правления, формы политико-территориального устройства, исторических условий формирования государственности, уровня демократии, соотношение политических сил и т.п. Напр иклад, в ст85 Конституции Украины 1996 г. перечисляется 36 наименований и предписаний, согласно которым Верховная Рада Украины осуществляет свои полномочияення.

Множественность полномочий парламента сводится к следующим основным его функции:

1) представительная функция которая заключается в том, что парламент является выразителем интересов и воли народа (нации), то есть всей совокупности граждан определенного государства, уполномоченный принимать важные решения от имени народа

Представительная природа парламента обусловленная его выборностью, периодичностью формирования, коллегиальностью, свободным мандатом депутатов и реализуется через сотрудничество в различных межпарламентских объединениях х Например, членами Европейской Межпарламентской Ассамблеи православия (ЕМАП) являются парламентские делегации Армении, Белоруссии, Болгарии, Греции, Грузии, Эстонии, Кипра, Латвии, Молдовы, России, Румынии, Украины, Финляндии, Черногории, а наблюдателями - делегации Албании, Казахстана, Польши, Словакии, Чехии;

2) законодательная функция которая заключается в том, что парламент принимает законы Принятие законов является главной задачей парламента, которое занимает ведущее место в его деятельности

Парламенты с неограниченной законодательной компетенцией существуют в Великобритании, Греции, Ирландии, Италии, Новой Зеландии, Португалии, Польши, Японии и в большинстве стран с англосаксонской системой права есть указанные парламенты наделены правом принимать ты решения по любому вопросу Например, в ст.70 Конституции Итальянской Республики 1947 г. указано, что \"законодательная функция осуществляется совместно обеими палатами\", а в ч. 1 ст 77 этой Конституции признается чено, что \"правительство не может без делегирования палат издавать декреты, которые должны силу обычного закона\" В Великобритании верховной властью в законодательстве наделен парламент в целом, то есть никто не может ограничить его верховенство в законодательной власти закон, принятый обеими палатами и принят королевой, никто не может подвергать сомнению, даже суд Во многих странах законодательная компетенция п арламентив ограничена Ограничение может быть абсолютным или относительным бути абсолютним або відносним.

- \Конституциями парламентарных республик предусмотрен порядок избрания главы государства - президента или парламентом, или специальной коллегией с участием парламента Например, в п. 1 ст 30 Конституции Греции 1 1975 г. предусмотрено, что \"Президент Республикиобираеться парламентом на 5-летний срок согласно правилам, определенным в статьях 32 и 33\", а в ст 54 Конституции Республики Индия 1949 указано, что \"Президен ент избирается членами коллегии выборщиков, которые состоят из: а) выборных членов обеих Палат Парламента и б) выборных членов Законодательного Собрания ШтатовЗаконодавчих Зборів Штатів".

Парламенты принимают активное участие в формировании правительств Формы и способы такого участия в разных странах бывают разные Например, согласно ч. 2 ст 175 Федеральной Конституции Швейцарской Конфедерации 19 998 р \"члены Федерального правительства избираются Федеральным парламентом\", в п 14 ч ИИИ Конституции Королевства Дания 1953 г. указано, что \"Король назначает и отправляет в отставку Премьер-министра и других сред х министров \", в п. 1 ст 63 Основного Закона ФРГ 1949 определено, что,\" Федеральный канцлер избирается без прений Бундестагом по предложению Федерального президента \", а в ч. 2 ст 92 Конституции Италийс ькои Республики 1947 г. провозглашено, что \"Президент Республики назначает Председателя Совета министров и по его предложение министров\" и только после этого согласно ч. 1 ст 94 этой Конституции \"Правительство должно полу ты доверие обеих палат цієї Конституції "Уряд повинен отримати довіру обох палат".В ряде стран парламенты также принимают участие в формировании других органов или избрании или назначении других должностных лиц;

4) функция парламентского контроля, которая заключается в осуществлении контроля за деятельностью прежде органов исполнительной власти и других государственных органов и должностных лиц Указанная функция присуща почти все им парламентам мира независимо от формы государственного правления Например, в ст 62 Конституции Республики Болгария 1991 г. указано, что \"Народное собрание применяют парламентский контроль\", а согласно ч. 1 в 169 Федеральной Конституции Швейцарской Конфедерации 1998 г. Федеральное собрание осуществляют высший надзор за Федеральным Советом (правительством) и федеральной администрацией, судами Конфедерации тощ Конфедерації тощо.

В большинстве государств в конституции или специальных законах закреплены различные формы парламентского контроля, которые можно свести к следующему:

- обсуждение основных направлений деятельности правительства, то есть, заслушивания на пленарном заседании доклады или отчета правительства или отдельных министров об их деятельности;

- процедура интерпелляции, то есть, постановка общественно значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение главы правительства или ответственного министра, обсуждения и принятия решения пу яхом голосования Эта процедура применяется в парламентской практике Бельгии, Дании, Италии, Нидерландов, Финляндии, Японии, однако в Великобритании и странах, которые восприняли англосаксонскую систему права интерпелляция не применяется;

- парламентские расследования, которые проводят создании постоянные комитеты (комиссии) или специально созданные временные следственные комитеты (комиссии) Во многих странах они создаются на основании законов, п парламентских уставов или регламентов или даже конституции;

- парламентские дебаты по заранее определенным вопросам, которые, как правило, предлагает оппозиция, но они могут поступать и от правительства, стремящегося обеспечить себе поддержку населения;

- постановка вопроса о вотуме недоверия правительству или отдельным министрам с помощью резолюции порицания В президентских республиках такого права парламент не имеет, а в парламентарных республиках и парламента арных монархиях эта форма парламентского контроля иногда применяется (Великобритания, Израиль, Италия, Германия);

5) финансовая функция которая заключается в полномочии парламентов прежде утверждать государственный бюджет и устанавливать налоги

Как правило, проект бюджета разрабатывается правительством, по которому всегда проходят парламентские дебаты и по результатам которых принимается основной финансовый документ государства - закон о государственном бюдж жет, а также утверждается отчет правительства о выполнении предыдущего бюджета Например, в п. 4 ст 85 Конституции Украины 1996 г. указано, что \"к полномочиям Верховной Рады Украины относится утверждение Д ержавного бюджета Украины и внесение в него, контроль за выполнением Государственного бюджета Украины, принятие решения по отчету о его исполнении \", а в п. 6 ст 116 этой Конституции определено, что \"Кабинет Министров Украины разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает выполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, подает Верховной Раде Украины с вит о его выполнении \"Кроме того, в ст ст 95-97 указанной Конституции подробно и конкретно определяются полномочия парламента Украины в этой важной сфере жизнедеятельности, а также согласно ст 98 уст ановлено, что \"контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины от имени Верховной Рады Украины осуществляет Счетная палата Ради України здійснює Рахункова палата".

Особенно важное место среди полномочий парламента принадлежит налоговым полномочиям Например, п 2 ст 60 и п. 3 ст 84 Конституции Республики Болгария 1991 г. предусматривает, что налоги, налоговые льготы устанавливаются только законом и принадлежат исключительно к компетенции Народного сборезборів.

Кроме указанных функций, парламент осуществляет и ряд других полномочий Он может назначать, согласно конституции страны, выборы и референдумы (Куба, Украина, Хорватия), ратифицировать и денонсов вать международные договоры (Бразилия, Испания, Италия, Германия, Украина, Франция, США), объявлять состояние войны и заключать мир (Италия, Германия, США, Украина, Франция, Швейцария) тощо.

53. Россия - стратегический союзник Беларуси. Выбор России в качестве главного стратегического союзника и внешнеполитического партнера Беларуси обосновывается несколькими факторами. Во-первых, общностью этнического происхождения белорусского и русского народов. Оба они сформировались на одной этнической основе — древнерусской народности. Во-вторых, цивилизационной идентичностью белорусского и русского народов. В-третьих, высоким уровнем производственно-экономических, военно-политических и духовно-культурных связей, сложившихся между двумя народами в предшествующие периоды их истории. Наконец, в-четвертых, волей белорусского народа, выраженной на двух всенародных референдумах. На Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 г. за сохранение СССР высказалось 82,7% граждан Беларуси, принявших участие в голосовании; на Республиканском референдуме 14 мая 1995 г. политику, направленную на экономическую интеграцию с Россией, одобрили 83,3% белорусов, участвовавших в голосовании. Вслед за Россией предметом внешнеполитических приоритетов Беларуси являются Украина и другие страны Содружества Независимых Государств. Беларусь заинтересована в развитии взаимовыгодных отношений со странами-членами Европейского союза, Соединенными Штатами Америки, другими государствами Запада. Республика Беларусь стремится повысить эффективность своего участия в международных организациях, прежде всего в Организации Объединенных Наций. Наша страна является членом-учредителем ООН и имеет более чем 60-й опыт работы в ней. В последнее время Беларусь выступила в структурах ООН с рядом инициатив гуманитарного характера, получивших широкую международную поддержку. Активное участие Республики Беларусь в развитии Евразийского экономического сообщества создает основу для продвинутого уровня межотраслевого взаимодействия. ЕврАзЭС вплотную подошло к такому этапу, на котором, помимо сугубо экономической интеграции – стержня данной международной структуры, – появляется все большая потребность в новых гранях сотрудничества: в социальной сфере, науке, образовании, здравоохранении. Динамично развиваются интеграционные процессы на Европейском континенте. Наряду с функционированием и созданием таких региональных организаций, как Содружество Независимых Государств и Европейский союз, межгосударственных объединений Евразийское экономическое сообщество и Таможенный союз (ТС), с 1 января 2012 г. осуществлен запуск новой региональной интеграционной модели – Единое экономическое пространство (ЕЭП), которая с 1 января 2015 г. должна быть преобразована в Евразийский экономический союз. новой региональной интеграционной модели – Единое экономическое пространство (ЕЭП), которая с 1 января 2015 г. должна быть преобразована в Евразийский экономический союз.

54. Выделяют несколько типов национальных интересов:

1. Главные и второстепенные. 2. Краткосрочные и долгосрочные интересы. Различают также две формы национально-государственных интересов: а) мессианская форма; б) национально-государственные интересы как приоритетная форма интересов ведущих политических и экономических элит.

Национальные интересы – это фундамент, стержень всего общественного здания, государственного устройства. Они являются социальными по своей природе и государственными по предназначению. Национальные интересы – это осознание и выражение потребностей народа. Национальные интересы связаны с условиями жизни людей, их потребностями. Политики этим потребностям придают форму целей. Национальные интересы рассматриваются в нескольких плоскостях, в первую очередь, выделяют политические и экономические интересы государства. Внешнеполитические интересы Республики Беларусь. Основной внешнеполитический интерес Республики Беларусь связан с обеспечением суверенитета и территориальной целостности страны, созданием благоприятных международных предпосылок для ее всестороннего развития. Расположение страны по линии водораздела между двумя цивилизационными общностями — западной и православной — объективно предполагает многовекторность ее внешнеполитического курса, что, однако, не исключает и определенного выстраивания приоритетов ее внешней политики. Беларусь заинтересована в поддержании баланса между европейским и евразийским политическим и экономическим пространством. Одновременно в ее интересах — формирование многополярной системы международных отношений, отражающей многообразие современного мира. Ключевой приоритет внешней политики Республики Беларусь – страны-соседи. Стратегическим союзником Беларуси остается Россия, которая является основным торгово-экономическим партнером Беларуси, оказывает нашей стране практическую поддержку на международной арене. Строя отношения с Россией на союзнической основе, Беларусь считает принципиально важным сохранение своего суверенитета и международной правосубъектности.

Приоритетом для Беларуси является сотрудничество в рамках СНГ. Беларусь – последовательная сторонница укрепления и развития политических, экономических, научных и культурных связей в Содружестве. Функционирование далеко не совершенного механизма взаимодействия государств-участников СНГ осложнено последствиями прокатившихся по постсоветскому пространству «цветных революций». В некоторых странах, переживших такие потрясения, наметился отход от интеграционных планов в формате СНГ, что затрудняет углубление экономического партнерства и негативно отражается на иных сферах жизненных интересов народов Содружества. Это побуждает Республику Беларусь искать новые формулы взаимодействия в рамках СНГ, проявлять большую гибкость в сочетании с последовательностью и настойчивостью. Обеспеченный за последние годы стабильный рост товарооборота практически со всеми странами СНГ – свидетельство последовательной реализации Беларусью своих интересов на постсоветском пространстве.

55. Общесистемные условия включают в себя как внешние, так и внутренние аспекты устойчивого развития.

С общецивилизационной точки зрения под устойчивым развитием следует понимать глобально управляемое развитие всего мирового сообщества с целью сохранения биосферы и существования человечества, его непрерывного развития. Устойчивым может быть только мировое сообщество в целом, ибо биосфера и ноосфера – единый организм планеты Земля.

Экономическая модель, по которой страны мира развивались в течение тысячелетий, Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро была признана неприемлемой, ставящей под угрозу само существование жизни на Земле.

Всемирный Саммит в Йоханнесбурге (2002 г.) подтвердил, что мировое сообщество продолжает двигаться по сценарию неустойчивого развития. И если воплощение идеи устойчивости, или стабильного социально-экономического развития, не разрушающего природной среды и ориентированного на нужды нынешнего и будущего поколений, может произойти при всех благоприятствующих условиях в достаточно отдаленной перспективе, то сам переход к устойчивому развитию должен происходить в текущем ХХ веке, в его первой половине.

Общая приверженность мирового сообщества идее устойчивого развития, ее подтверждение в «Повестке дня на ХХ век» и других документах ООН обязывает все страны взять на себя «коллективную ответственность за усиление и упрочение взаимосвязанных и поддерживающих друг друга основ устойчивого развития – экономического развития, социального развития и охраны окружающей среды – на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях» (Итоговые документы Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, Йоханнесбург, сентябрь 2002 г.). При этом каждой стране необходимо соблюдать целый ряд принципов, реализовать определенные императивы и учитывать индикаторы, установленные ООН по характеристикам социальной сферы, экономики, экологии в их взаимодействии.

Этот глобальный императив устойчивого развития, отражающий принципы «Повестки дня на ХХ век» и сложившиеся в последние годы мировые тенденции, формы, стратегии, парадигмы развития человечества, трансформируется в национальные стратегии и императивы устойчивого развития, определяемые местом и ролью страны в мировом сообществе, национальной спецификой.

Национальный императив устойчивого развития, или обязательное требование к стране, нации в целом, состоит в том, чтобы, активно и конструктивно участвуя в мировом процессе перехода к устойчивому развитию, определить цели и механизмы развития страны посредством выработки стратегии устойчивого развития, объединяющей в одно целое социальную, экономическую и экологическую политику, интегрирующей усилия нации на достижение экономической эффективности, социальной справедливости и экологической безопасности.

Концептуальным ядром НСУР является модель устойчивого развития. В теоретическом плане модель устойчивого развития Республики Беларусь основывается на научной парадигме социальной эволюции в экосовместимой форме и включает совокупность принципов и требований (императивов) к системе, структуре экономики, режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих гармонизацию отношений в триаде «человек–окружающая среда–экономика» с целью сбалансированного социально ориентированного, экономически эффективного и эколого-защитного развития страны, удовлетворения необходимых потребностей нынешних и будущих поколений.

В прикладном плане модель устойчивого развития – это способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих предупреждение и нейтрализацию внешних и внутренних угроз. Национальная стратегия является долгосрочной программой поэтапного перехода к устойчивому развитию, определяющей конкретные направления преобразований и виды деятельности по достижению стратегических целей, необходимые для этого ресурсы и механизмы, системы управления и координации на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

Как показывает опыт реализации НСУР-97, ключевое значение в выработке и осуществлении стратегии имеют фундаментальные устои общества и государства, создающие принципиальные рамки мировоззренческого, идеологического, политического, социально-экономического характера для всех аспектов существования и устойчивого развития человека, семьи, общества и государства, или внутренние общесистемные условия. Среди них доминирующую роль в создании будущей социально-политической системы, нового экономического уклада, утверждении ценностей и принципов устойчивого развития играют:

• построение и развитие унитарного демократического социального правового государства;

• формирование современного гражданского общества;

• построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. 1.3. Основные компоненты устойчивого развития

Модель устойчивого развития, определяется в «Повестке дня на ХХI век», НСУР-97 и Концепции НСУР-2020 как система гармоничных отношений в триаде «человек–окружающая среда–экономика», реализующая сбалансированное социально ориентированное, экономически эффективное и природозащитное развитие страны в интересах удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений. Основными компонентами устойчивого развития являются социальная, экономическая и экологическая сферы, соответствующие им виды деятельности и направления политики, обеспечивающие их стабильное и взаимоподдерживающее движение. Каждый из компонентов базируется на общих принципах устойчивого развития и в то же время имеет свои особенности, цели и императивы функционирования и взаимодействия в рамках интеграционного механизма и единой политики устойчивого развития.

Важнейшими социально-экономическими составляющими устойчивого развития до 2020 г. и предметом особого внимания (приоритетами) с учетом принятого Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге являются:

• повышение уровня и качества жизни населения;

• борьба с бедностью;

• изменение структуры потребления и производства;

• охрана и укрепление здоровья;

• улучшение демографической ситуации;

• противодействие криминализации жизни общества.

56. Совет Министров Республики Беларусь (Правительство Республики Беларусь) является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь определена Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О Совете Министров Республики Беларусь».

В состав Правительства Республики Беларусь входят:

• Премьер-министр Республики Беларусь;

• Глава Администрации Президента Республики Беларусь;

• Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

• Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь;

• заместители Премьер-министра Республики Беларусь;

• министры;

• председатели государственных комитетов;

• Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь;

• Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси;

• Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ;

• иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.

Работой Правительства руководит Премьер-министр, который назначается на эту должность Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.

Премьер-министр Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь:

1. осуществляет непосредственное руководство деятельностью Совета Министров Республики Беларусь и несет персональную ответственность за его работу;

2. организует работу Совета Министров Республики Беларусь, руководит его заседаниями;

3. подписывает постановления Совета Министров Республики Беларусь;

4. издает распоряжения;

5. в двухмесячный срок после своего назначения представляет Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь в течение двух месяцев;

6. информирует Президента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности Совета Министров Республики Беларусь и о всех важнейших его решениях;

7. распределяет обязанности между заместителями Премьер-министра Республики Беларусь, координирует их деятельность;

8. представляет без дополнительных полномочий Совет Министров Республики Беларусь в международных отношениях, в установленном порядке проводит переговоры и подписывает международные договоры;

9. осуществляет полномочия Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, до принесения Присяги вновь избранным Президентом Республики Беларусь;

выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Совета Министров Республики Беларусь.

57-46. Президент Республики Беларусь (белор. Прэзідэнт Рэспублікі Беларусь) является главой государства, гарантом конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.Президент избирается на 5 лет.Согласно Конституции Белоруссии, Президент приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий. Статья 80:

• Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Статья 81:

• Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

• Кандидаты на должность президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

• Выборы президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего президента.

• Если должность президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

Статья 82:

• Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.

• Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

• Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Порядок проведения выборов президента определяется законом Республики Беларусь.

Статья 84:

Президент Республики Беларусь:

1. назначает республиканские референдумы;

2. назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

3. распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных конституцией;

4. назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

5. образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при президенте;

6. с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

7. определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

8. с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;

9. с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

10. назначает шесть судей Конституционного суда, иных судей Республики Беларусь;

11. освобождает от должности Председателя и судей Конституционного суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;

12. назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;

13. обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;

14. обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;

15. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

16. назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено конституцией;

17. решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

18. устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;

19. осуществляет помилование осужденных;

20. ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

21. принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатических представителей иностранных государств;

22. в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

23. в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить её, но не более чем на трехмесячный срок;

24. подписывает законы; имеет право в порядке, установленном конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

25. имеет право отменять акты Правительства;

26. непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

27. формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;

28. является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;

29. вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

58. В Республике Беларусь выбрана и функционирует социально-ориентированная модель экономического развития. Характерными особенностями этой модели являются следующие:

1. Построение сильной и эффективной государственной власти. Государство – институт, представляющий все общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Государственная власть должна: обеспечивать условия для развития конкуренции, нейтрализации ее недобросовестных форм, предотвращения криминализации хозяйственной деятельности; обеспечивать социальную ориентацию рыночной экономики, создание системы социальных гарантий и социальной защиты; проводить гибкую внешнеэкономическую политику, направленную на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики в масштабах мирового рынка; осуществлять приоритетную поддержку науки, образования и научно-технического прогресса как главного фактора повышения эффективности производства; Базовыми национально-государственными интересами Республики Беларусь являются:

- сохранение и укрепление независимости и суверенитета страны, ее территориальной целостности;

- обеспечение надежной безопасности страны;

- формирование «пояса добрососедства» по периметру белорусских границ;

- всесторонняя защита прав и свобод граждан;

- самоидентификация и утверждение своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и стабильности в международных отношениях;

- поддержание обеспеченности экономики страны энергетическими и сырьевыми ресурсами, конкурентоспособности производства, сохранения рабочих мест, стабильности денежной системы, экологического равновесия.создать систему гражданского законодательного регулирования функций государства, адекватной требованиям рыночной экономики.

2. Равноправное функционирование государственного и частного секторов экономики. Это означает, что частный сектор может и должен развиваться в таких же социально-экономических и правовых условиях, что и государственный, но не в ущерб национальным интересам.

3. Приватизация не как самоцель, а как средство привлечения заинтересованного инвестора, формирования эффективного собственника.

4. Многовекторность внешнеэкономической деятельности. Беларусь должна развивать экономические связи прежде всего с теми странами и регионами мира, где это экономически выгодно и отвечает ее национальным интересам. При этом приоритетными являются развитие интеграции с Россией и странами СНГ.

5. Сильная социальная политика. Главная цель социальной политики – обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения, создание условий для развития человеческого потенциала. Стратегия государства по реализации этой цели направлена на повышение денежных доходов населения как важнейшего показателя уровня жизни, совершенствование системы пенсионного обеспечения, усиление адресной социальной поддержки слабо защищенных групп населения; повышение доступности качественной медицинской помощи и образования для всех социальных групп населения, охрана материнства и детства.

Республика Беларусь в своей социально-экономической политике исходит из преемственности целей и приоритетов, которые сформулированы и хорошо зарекомендовали себя на протяжении последних 15 лет, а также новых подходов, определенных решениями четвертого Всебелорусского народного собрания.

Текущее пятилетие (2011 - 2015 годы) должно стать важным этапом в дальнейшем совершенствовании белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы - рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Для ее достижения предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 - 1,76 раза. Основной для этого станет рост ВВП в 1,62 - 1,68 раза, производительности труда в 1,63 - 1,68 раза, объемов производства продукции сельского хозяйства в 1,39 - 1,45 раза, промышленности в 1,54 - 1,6 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 - 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие в 1,9 - 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию рабочих мест.

Для достижения главной цели необходимо решение следующих задач:

формирование условий для развития человеческого потенциала на основе роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни населения, усиления роли семьи, повышения уровня здравоохранения, культуры и качества образования граждан;

модернизация организационно-экономических механизмов и институтов, создание благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования;

усиление мотивации к эффективной работе и повышение ответственности работников за результаты и качество своего труда;

формирование эффективной инновационной системы;

совершенствование структуры экономики на основе приоритетного развития ресурсосберегающих, наукоемких и высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости и прогрессивных видов услуг;

активизация инвестиционных процессов и стимулирование притока в страну прямых иностранных инвестиций;

развитие интеграционных связей, в первую очередь в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства, СНГ;

повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и обеспечение сбалансированности экономики, выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году;

обеспечение энергетической безопасности страны.

Реализация поставленных целей и задач будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно государство выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований. 2.Реализация поставленных задач предусматривает концентрацию ресурсов на следующих приоритетных направлениях социально-экономического развития страны.

Развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, граждан и повышение качества образования.

Инновационный путь развития экономики базируется прежде всего на человеческом потенциале, что требует создания условий для эффективного и всестороннего развития всех его основных составляющих - семейного благополучия, доходов, образования, здоровья, комфортности условий жизни.

Основа гармоничного развития белорусского государства - баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью, создание материальной базы и системы стимулирования творческого развития работника и его высокопроизводительного труда.

Потенциал человека - это потенциал государства, чем богаче человек, тем богаче страна.

Радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств.

Ключевая задача пятилетия - формирование нового облика белорусской экономики за счет создания принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию, в том числе в стратегическом партнерстве с передовыми мировыми компаниями. В этих целях будет создан благоприятный бизнес-климат для отечественных и иностранных инвесторов, что позволит провести структурные преобразования экономики, увеличить выпуск конкурентоспособной инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, повысить доходы предприятий, граждан и государства. Предусматривается повышение эффективности существующих производств путем включения их в состав интегрированных корпоративных структур, в которые также будут входить научные центры, взаимодействующие с академической и вузовской наукой.

Развитие национальной экономики основывается на новых знаниях и технологиях. В этих целях предусматривается формирование национальной инновационной системы. На новую правовую основу будет поставлен процесс коммерциализации результатов исследований и научных разработок. Дальнейшее развитие получит система создания, оборота и охраны прав интеллектуальной собственности. Реализация предусмотренных мер позволит сформировать эффективную национальную инновационную систему, быстро и результативно внедрять передовые достижения науки в производство, что станет основой устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни в стране.

Стимулирование предпринимательства и деловой инициативы.

Динамичность развития экономики зависит от предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности. Формирование условий для полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, постепенный отказ от административных форм управления экономикой, либерализация экономических отношений обеспечат ускоренное развитие предпринимательства. Создание безбарьерной деловой среды позволит предпринимательству стать основой развития экономики, обеспечит ее гибкость, инновационную активность, быстрое реагирование на изменение внешних факторов и рыночной конъюнктуры.

Рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли.

Концентрация экономической политики на наращивании экспортного потенциала страны позволит изменить структуру экспорта Беларуси в сторону увеличения доли высокотехнологичных товаров и услуг, снижения ее энергетической составляющей, а также обеспечить расширение традиционных и завоевание новых рынков сбыта. Это является обязательным условием снижения уязвимости экономики при изменении внешнеэкономической конъюнктуры, обеспечения необходимых объемов поступления валютных средств и будет способствовать достижению положительного сальдо внешней торговли.

Развитие импортозамещающих производств.

Требуется дальнейшее снижение зависимости республики от импорта товаров и услуг за счет выпуска высококачественной продукции собственного производства, повышения эффективности использования импортируемых энергетических и сырьевых ресурсов, увеличения доли собственных комплектующих для производства машин, оборудования и транспортных средств.

Важнейшими направлениями импортозамещения должны стать увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, создание производств, обеспечивающих высокую эффективность инвестиций, ориентация на экспорт создаваемых импортозамещающих производств.

Устойчивое развитие регионов.

Цель регионального развития - повышение эффективности экономики и ее структурное преобразование на основе рационального использования производственного и ресурсного потенциалов областей, районов и городов.

Условием динамичного роста экономики страны является комплексное решение социальных, экономических и экологических проблем на региональном уровне путем обеспечения сбалансированного развития экономики и социальной сферы.

Необходимо предоставить людям возможность иметь достойную оплату труда и пользоваться услугами высокого качества как в городах, так и в малых городских поселениях, а также в сельских населенных пунктах.

Это позволит равномерно улучшать уровень и качество жизни населения независимо от места жительства.

Строительство качественного и доступного жилья.

В предстоящей пятилетке предусматривается повышение уровня обеспеченности населения жильем, уменьшение количества граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Предстоит создать и развить рынок арендного жилья.

Доступность жилья для большинства граждан будет обеспечена за счет роста доходов населения и развития форм долгосрочного кредитования жилищного строительства на привлекательных условиях.

Среди важных задач, требующих первоочередного решения, - повышение качества жилья и жилищно-коммунальных услуг.

Повышение эффективности агропромышленного комплекса.

Основными направлениями повышения эффективности агропромышленного комплекса являются переход на интенсивный путь развития и внедрение передовых технологий.

Усилия в этой сфере будут сконцентрированы на формировании высокорентабельного и устойчивого сельскох


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: