Государство – основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление политики этой властью.
Причины возникновения государства:
1) углубленное общественное разделение труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;
2) возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации. Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев.
|
|
Политическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет и другие причины возникновения государства:
1) демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений.
2) антропологические факторы. Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;
3) психологические, рациональные и эмоциональные факторы. Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства.
4) завоевание одних народов другими. Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия – Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.
В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства, – географические, этнические.
Основными атрибутами (элементами) государства являются территория, население, власть.
|
|
Территория составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это не только так называемая «твердая земля», суша, но и недра, водное и воздушное пространства. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).
Население государства – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Несмотря на существующие социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.
Важным атрибутом государства является наличие отделенной от общества публичной власти. Такая власть не совпадает с населением, персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации – становления специального государственного аппарата и оснащения материально-техническими средствами.
Отличительными признаками государства в ряду других общественно-политических образований являются также:
- Суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Государство обладает высшей и неограниченной властью на данной территории, само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела.
- Монопольное право на применение принуждения. Обладая исключительным правом на легальное или узаконенное насилие, государство располагает для этого необходимыми органами (армия, полиция, службы безопасности, суд) и средствами (оружие, другие ресурсы).
- Монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения.
- Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для материального обеспечения государственной деятельности и содержания управленческого аппарата.
Современный государственный механизм включает в себя, как правило, следующие элементы:
1) представительные органы государственной власти. Представительные учреждения получают легитимацию посредством прямого волеизъявления граждан (всеобщие выборы). Они подразделяются на высшие представительные органы (парламент), обладающие законодательной властью, и местные органы власти и самоуправления, образуемые в соответствии с административно-территориальным делением страны;
2) исполнительно-распорядительные органы, или органы государственного управления. Назначение этих органов – непосредственное управление государственными делами, включающее в себя исполнительную деятельность (осуществление рекомендаций представительных учреждений) и распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий). Различают высшие (правительство), центральные (министерства, ведомства) и местные исполнительные органы, а также – с точки зрения их задач – органы общей компетенции и специальные органы;
3) органы судебной власти осуществляют правосудие, разрешение конфликтов и споров, восстановление нарушенных прав, наказание нарушителей закона. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и др. судопроизводства;
4) органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами;
|
|
5) органы государственного контроля;
6) органы охраны общественного порядка – милиция; полиция;
7) органы государственной безопасности;
8) вооруженные силы (армия).
Место и роль государства в политической системе общества во многом определяются его функциями. Функции отражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние.
К внутренним функциям относятся:
- защита существующего способа производства, экономической и социально-политической системы;
- регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений;
- культурно-воспитательная функция;
- обеспечение законности и правопорядка.
Внешние функции государства составляют: защита интересов данного государства на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами, участие в международном разделении труда.
40.Партии..Типы.интересы. Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. Необходимо отметить, что в целом типология политических партий достаточно условна. В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты разных типов партий.
Типология (классификация) партий | |
По социальной направленности программы и деятельности | · Социал-демократические; · либерально-демократические; · коммунистические; · классовые; · националистические; · расовые; · фашистские; · религиозные; · государственно-патриотические; · народные |
По идейным основаниям деятельности | · Доктринальные (защита своей идеологии); · прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий); · харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера) |
По методам выполнения программы | · Революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества); · реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких структурных изменений) |
По характеру политических действий | · Реакционные; · консервативные; · умеренные; · радикальные; · экстремистские |
По представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике | · Правящие; · оппозиционные (легальные, полулегальные и нелегальные) |
По месту в политическом спектре | · Левые; · центристские; · правые |
По стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами | · Демократические; · антидемократические |
По организационной структуре | · Парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты); · лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе трудовых коллективов); · авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) |
По характеру членства | · Кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью); · массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру) |
По виду партийного руководства | · Коллективного руководства; · руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера; · личностного руководства; · консенсусного руководства |
Партии, поддерживающие политику президента Лукашенко[править | править вики-текст]
|
|
· Коммунистическая партия Беларуси
· Либерально-демократическая партия (спорно, конструктивно-оппозиционная)
· Республиканская партия труда и справедливости
· Республиканская партия
· Белорусская аграрная партия
· Белорусская социально-спортивная партия
· Белорусская патриотическая партия