Формирование характера в младшем школьном возрасте. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от первого к четвертому классу

Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от первого к четвертому классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I—II классов основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей (которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь над их содержанием), то учащиеся III - IV классов, помимо опыта собственного поведения и указаний старших, пытаются анализировать опыт других людей.

Дети 7—8 лет совершают положительные моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям старших, в частности учителя; учащиеся 9 — 10 лет в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями. Во-вторых, младшие школьники (особенно I и II классов) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Не всегда характерологические проявления младших школьников можно расценить как устойчивые и закрепленные формы поведения, в которых реализуется система отношений. Характер в младшем школьном возрасте только начинает складываться.

Одна из возрастных особенностей характера младшего школьника — это импульсивность. Причина этого явления: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке. Но далеко не всегда недисциплинированность можно объяснить возрастными особенностями младших школьников. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник (особенно 7—8 лет) еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при неудаче потерять веру в свои силы и возможности. А распространенные в младшем школьном возрасте недостатки характера — капризность, упрямство — объясняются недостатками семейного воспитания. Ребенок привык к тому, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство являются своеобразной формой протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию, ребенок стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. Основными факторами нарушений поведения детей выступают уровень притязаний, самооценка и статус, коммуникативные способности и конфликтоустойчивость.

Настойчивая ежедневная коррекционная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа педагога даст возможность получить положительные результаты в коррекции нарушений поведения детей. Положительные качества будут формироваться постепенно, и сначала они будут сосуществовать с отрицательными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: