Мотивационная сфера младших школьников

Социальные мотивы учения. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других по­ощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордо­сти. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и роди­тели, его ставят в пример другим детям, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.

Другие широкие социальные мотивы учения — долг, ответ­ственность, необходимость получить образование («быть грамот­ным», как говорят дети). Но эти мотивы остают­ся только «знаемыми», по выражению А.Н. Леонтьева. Абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить образование в вузе не­посредственно побуждать его к учебной работе не могут. Отмет­ка — реально действующий мотив; чтобы получить высокую от­метку или похвалу, ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание.

Познаватель­ная мотивация. Развитаяпознаватель­ная мотивация,обеспечивающая интерес к изучению какого-либо учебно­го предмета в начальных классах встречается редко. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня.

Если ре­бенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, — значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожале­нию, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало де­тей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

Многие отстающие в учении школьники проявляют интерес чаще всего к наиболее легким, не­основным дисциплинам, иногда — только к одной, скажем, к физкультуре или пению. Трудные, малопонятные учебные предме­ты, связанные с постоянно низкими оценками — русский язык и математика, — редко вызывают познавательный интерес. Но и эти интересы менее содержательны, чем у хорошо успевающих детей. Неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в начальной школе сохраняют склонность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя, следова­нию его указаниям.

Мотивация достижения успехов. Младший школьный возраст можно рассматривать как период возникно­вения и закрепления очень важной личностной характеристики ребен­ка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успе­хи в различных видах деятельности. В младшем школьном возрасте складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Мотивация достижения включает два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи.

Как развивается мотивация достижения у детей младшего школьного возраста?

Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть действий ребенка приходятся на успехи, то складывается мо­тив достижения успехов.

Это обстоятельство было принято в расчет в педагогических работах Ш.А.Амонашвили, где рекомендовано в начальных клас­сах школы не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызы­вать у детей тревожность и беспокойство, связанные с развитием и функционированием мотива избегания неудачи.

У детей с высокой успеваемостью ярко вы­ражена мотивация достижения успеха желание хорошо, пра­вильно выполнить задание, получить нужный результат. И хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметки и одобрения взрослых), все же ориентирует ребенка на качество и результативность учебных действий. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее сле­дует отличать от престижной мотивации.

Престижная мотивация, менее распространенная, чем мотива­ция достижения, характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые спо­собности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов.

Если же престижная мотивация сочетается со средними спо­собностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осозна­ваемая ребенком, наряду с завышенным уровнем притязаний при­водят к аффективным реакциям в ситуациях неуспеха.

У неуспевающих учеников развивает­ся мотивация избегания неудачи. Дети стараются из­бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низ­кая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, и т.д.).

К окончанию началь­ной школы мотивация избегания не­успеха приобретает значительную силу. Она сопровождается тре­вожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.

К третьему классу у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится ис­точником тяжелых переживаний ребенка.

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников.

Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности. Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: