Нефтяной бизнес в США в 1917-1992 гг

После первой мировой войны в нефтяной промышленности США на первый план выходит производство высококачественного бензина из нефти, что требует основательной перестройки технологии нефтеперерабатывающих заводов и больших капитальных затрат. При этом правительство США продолжает политику ограничения власти монополий, предоставляет широкие права свободному предпринимательству, мелкому частному бизнесу, стимулирует развитие новых видов промышленности. Автомобиль как нельзя лучше вписывается в планы каждой американской семьи как доступный и комфортабельный вид транспорта. Двадцатые годы в США характеризуются возрастанием конкуренции среди нефтяных компаний, мощным развитием автомобильной промышленности, широким строительством дорог. Кроме того, усиливается государственный контроль за нефтяными компаниями, вводятся федеральные налоги на нефтепродукты и топливо. В 1928 г. ведущие нефтяные корпорации США, такие как Эксон, Мобил, Шеврон, Тексако и Галф, а также английская компания Бритиш Петролеум и англо-голандская компания Шелл, организуют международный нефтяной картель, известный как «Семь сестер». Этот союз сыграл исключительно важную роль в разработке нефтяных месторождений на Ближнем и Среднем Востоке, способствовал добыче и транспортировке дешевой арабской нефти в США.

Период 30-х годов проходит в условиях спада в работе большинства промышленных компаний США, усиления депрессии в коммерческой и общественной жизни страны. Нефтяной индустрии страны в эти годы помогло то, что, несмотря на спад, автомобильная промышленность продолжала развиваться. В 1933 г. (в «годы великой депрессии») правительство США согласилось объединить усилия государства и нефтяных компаний, чтобы в рамках общих государственных программ продавать нефтепродукты, поддерживая цены на них на определенном уровне. Это позволило в то нелегкое время нефтяной индустрии не только выжить, но и накопить силы для последующего бурного развития.

Надо отметить, что в 30-е годы усилиями нефтяных компаний США были открыты богатые месторождения нефти в Бахрейне, Кувейте, Саудовской Аравии, что резко усилило позиции корпораций-членов Международной нефтяной картели. В течении второй мировой войны и послевоенного периода особенно эффективно происходило взаимодействие нефтяной промышленности и правительства США. Действовала хорошо зарекомендовавшая себя во время первой мировой войны централизованная планирующая система регулирования цен и распределения нефтепродуктов и концессионная политика вывоза нефти из стран Персидского залива.

После второй мировой войны мир пережил 5 нефтяных кризисов. Первые два нефтяные кризиса произошли в 50-е годы и были связаны с национализацией англо-иранского предприятия и с Суэцким каналом, третий – с шестидневной арабо-израильской войной. На положении США они сильно не отразились, так как в эти годы совместная и слаженная работа правительства и нефтяных компаний позволяла держать под контролем иностранные нефтяные месторождения, особенно на Ближнем и Среднем Востоке. При поддержке государственного департамента США американские нефтяные компании получили возможность разрабатывать важные и дешевые месторождения во многих странах Персидского залива. Это определило государственную политику США в этих странах на многие годы, и этим объясняется то, что в течении 20 лет – с 1947 по 1967 гг. – цены на нефтепродукты практически оставались неизменными, а с учетом инфляции даже понижались. В 1930 г. баррель нефти стоил 1,2; в 1945 г. – 1,2; в 1951 г. – 1,7; в 1970 – 1,8$. США постоянно увеличивали импорт нефти, так как привозная нефть обходилась дешевле собственной. В 60-е годы расходы на добычу нефти в странах Ближнего и Среднего Востока были в 15-20 раз ниже, чем в США, что было связано с более дешевым бурением и большими мощностями скважин.

Очень сильное влияние на развитие политических событий в этих странах оказывал Международный нефтяной картель, где продолжали играть ведущую роль те самые 7 нефтяных компаний, которые его образовали. Практически под их контролем происходили разработка существующих нефтяных месторождений, поиск и разведка новых, транспортировка и переработка ближневосточной нефти. Эти компании на протяжении всей истории нефтяной промышленности входят в первую десятку самых крупных нефтяных компаний мира и определяют политику в США в области нефтяного бизнеса.

Эра стабильных цен на бензин закончилась в начале 70-х годов, когда 13 ведущих стран в области нефтедобычи, объединившись в организацию ОПЕК, перестали продавать по низким ценам нефть американским нефтяным компаниям (эмбарго 1973-1974гг.). Это были, прежде всего, страны Ближнего и Среднего Востока – Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, а также Нигерия, Алжир, Отар, Габон, Венесуэла, Эквадор и Индонезия. До сих пор добыча нефти в них составляет около 25 млн. баррелей в день. Американские компании лишились контроля над богатыми месторождениями, и результатом бойкота стало резкое увеличение цен на импортную нефть. Разразился энергетический кризис. Однако доже в условиях резкого повышения цен (41$ за баррель в 1980 г.) импорт ближневосточной нефти продолжался в крупных масштабах (8,4 млн. баррелей в день в 1979 г.) и оставался выгодным для нефтяных компаний США.

Вторым фактором, повлекшим за собой рост цен на нефть и нефтепродукты, явилось принятие за короткий срок (с1967 г. по 1971 г.) законов об охране окружающей среды, предъявляющих серьезные требования к качеству бензина и содержанию серы в дизельном топливе. Эти законы потребовали перестроить технологию получения светлых нефтепродуктов на заводах, что резко увеличило затраты на переработку нефти. Учитывая, что в США цены на бензин имеют огромное значение для населения, в августе 1971 г. при участии президента Р. Никсона Департамент по энергии вводит контроль за ценами, параллельно нефтяные компании энергично начинают перестраивать свои нефтеперерабатывающие заводы, резко увеличивая глубину переработки нефти и выход светлых нефтепродуктов, и закрывая маленькие нерентабельные заводы. Все эти мероприятия, а также открытие больших запасов нефти в Северном море в Европе, увеличение добычи нефти и высокая конкуренция среди стран-экспортеров позволили США преодолеть кризис и в 80-е годы выйти на средний уровень цен и свободный маркетинг нефтепродуктов. К 1986 году цены упали до 10$ за баррель, что привело к резкому сокращению добычи нефти. Это также отрицательно повлияло на деятельность нефтяных компаний США, так как резко сократились получаемые прибыли. В последние 5 лет можно наблюдать стабильность на нефтяном рынке – колебания цены составляет не более 3-4$ за баррель (исключение – период войны с Ираком, когда цены на нефть резко возросли).

В последние годы США переживают период спада. Снижаются цены на бензин, сокращается производство нефтепродуктов, идут увольнения сотрудников в нефтяных компаниях. Все эти события происходят на фоне высокой конкуренции компаний за рынки сбыта, что сопровождается повышенным вниманием к качеству продукции, и прежде всего бензина. В правительстве США, в ряде штатов приняты новые, более жесткие законы об охране окружающей среды, заставляющие нефтяные компании пересматривать технологические схемы процессов на своих заводах не только с целью увеличения глубины переработки нефти, но и с целью выпуска продукции, содержащей менее вредные для организма человека вещества. Как будут справляться с этим нефтяные компании – покажет будущее. Важно, что решая свои внутренние проблемы, нефтяные компании стремятся удовлетворить любые потребности населения в нефтепродуктах и сделать жизнь в стране более комфортной и удобной.

В настоящее время в США эффективно работают сотни нефтяных компаний, но в первой десятке наиболее крупных, определяющих лицо нефтяной промышленности, продолжают оставаться те, что были образованы при распаде треста Стандард Ойл. Это корпорации Эксон, Мобил, Шеврон, Амоко, Тексако.





Подборка статей по вашей теме: