Содержащие государственные нормативные требования охраны труда
Наименование документа | Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ |
1. Межотраслевые правила по ОТ (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ) | Минтруда России |
2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) | Федеральные органы исполнительной власти |
3. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) | Госгортехнадзор России Госатомнадзор России |
4. Государственные стандарты, системы стандартов безопасности труда (ГОСТ, ССБТ) | Госстандарт России |
5. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) | Госстрой России |
6. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) | Минздрав России |
Управление безопасностью жизнедеятельности, организация работ, надзор и контроль за состоянием промышленной безопасности – (правовые и нормативно-технические основы управления)– 4 ч
Наше законодательство предусматривает систему надзорных и контрольных органов за охраной труда.
Различают следующие виды надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда: государственный; общественный; внутрихозяйственный (работодателя).
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации от 30.12.01. № 197-ФЗ (ст. 353) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы – федеральные надзоры (Госгортехнадзор РФ, Госэнергонадзор, Госсанэпиднадзор, Госатомнадзор, Госстандарт, Госпожнадзор, ГИБДД и др. транспортные инспекции).
Внутриведомственный государственных контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют органы исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
В 2004 г. указами Президента РФ: «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 20.05.04. № 649; «О мерах по совершенствованию государственного управления» от 16.07.04. № 910 и др.; Федеральными законами: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» от 29.07.04. № 58-ФЗ, «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.04. № 122-ФЗ, а также соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации проведено реформирование системы государственного управления и структуры федеральных органов исполнительной власти, в том числе и органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Были созданы:
² Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
² Федеральная служба по труду и занятости (Роструднадзор);
² Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
² Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор);
² Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
² Федеральная служба по надзору в сфере образования (Рособрнадзор);
² Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);
² Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
² Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) и др.
. Анализируя результаты реформирования системы государственного надзора и контроля можно сделать следующие выводы:
1. Функции государственного надзора и контроля за охраной труда, промышленной безопасностью, которые ранее выполняли Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор возложены после реформирования на Ростехнадзор и дополнены задачами обеспечения экологической безопасности.
2. Функции государственного надзора и контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые выполняли органы федеральной инспекции труда, дополненные вопросами занятости населения и альтернативной службы возложены на Федеральную службу по труду занятости (Роструднадзор).
3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил теперь будет осуществляться Роспотребнадзором.
4. Функции Госстандарта возложены на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирования).
Остались прежними функциональные обязанности ГИБДД(ГАИ) и Госпожнадзора.