Стандартизация точности шпоночных и шлицевых соединений

Для соединений деталей машин с валами, когда к точности центрирования соединяемых деталей не предъявляют повышенных требований, применяют шпоночные соединения с призматическими, сегментными, тангенциальными и клиновыми шпонками.

Просты и удобны при сборке и разборке и экономичны, но не могут передавать большие крутящие моменты вследствие смятия и среза, ослабления сечения валов и втулок с пазами и образования концентратов напряжений. Поэтому их заменяют шлицевыми соединениями.

В любом шпоночном соединении имеется две разные посадки:

- посадка шпонки в паз вала

- посадка шпонки в паз втулки, что предопределяет применение системы вала.

В системе вала посадочным размером является ширина шпонки (в), по которой предусмотрено три вида соединения: свободное, нормальное, плотное (см. таблицу()мальное, плотноешштрено три вида соединения: т применение системы вала.

разования концентратов напряжений. поэтому становку р).

Схема расположения этих полей для ширины соединения в =10 мм показана на рис. 1, из которой видно, что в свободном соединении предусмотрены посадки шпонки в паз втулки с большим зазором, а в паз вала с нулевым гарантированным зазором.

Соединения шпонок с пазами по ширине в, поля допусков ИСО.

Соединение Шпонка Пазы
Вала втулки
Свободные h9 H9 D9
Нормальные N9 Is9
Плотные Р9 Р9
      Паз втулки +98 +40                          
                                   
      Паз вала Н9 +36       +18                  
Паз втулки Is9  
В=10мм     Шпонки h9 -10     Шпонка h9 -18   -15     Шпонка h9       -15  
Паз вала N9   Паз вала Р9 Паз втулки Р9  
  -36       -36       -36        
      -46                            
                  -51         -51  
                               
                               
                               

Свободное нормальное плотное

Рис.1. Расположение полей допусков трех видов шпоночных соединений.

Посадки нормального и плотного соединений относятся к группе переходных. Все три вида могут быть использованы в случае применения призматических шпонок, причем свободное соединение допускает взаимное перемещение деталей в осевом направлении по пазу втулки, что требуется в сцепных муфтах, тормозных устройствах.

Соединения сегментными шпонками могут выполняться только нормальными и плотными.

Соединения с клиновыми и тангенциальными шпонками являются напряженными с уклоном 1:100 на шпонке и дне паза втулки.

Тангенциальные односкосные шпонки устанавливают парами.

Предельные отклонения угла уклона клиновых шпонок симметричны и установлены по десятой степени точности углов

Поля допусков на остальные (не посадочные) размеры установлены следующие: на высоту шпонки h11 (при высоте 6 мм h9), на длину шпонки h14 (диаметр сегментной шпонки h12), на глубину паза вала и втулки нижнее отклонение 0, верхнее отклонение +0,1…+0,3 мм (в зависимости от значения глубины).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: