Для соединений деталей машин с валами, когда к точности центрирования соединяемых деталей не предъявляют повышенных требований, применяют шпоночные соединения с призматическими, сегментными, тангенциальными и клиновыми шпонками.
Просты и удобны при сборке и разборке и экономичны, но не могут передавать большие крутящие моменты вследствие смятия и среза, ослабления сечения валов и втулок с пазами и образования концентратов напряжений. Поэтому их заменяют шлицевыми соединениями.
В любом шпоночном соединении имеется две разные посадки:
- посадка шпонки в паз вала
- посадка шпонки в паз втулки, что предопределяет применение системы вала.
В системе вала посадочным размером является ширина шпонки (в), по которой предусмотрено три вида соединения: свободное, нормальное, плотное (см. таблицу()мальное, плотноешштрено три вида соединения: т применение системы вала.
разования концентратов напряжений. поэтому становку р).
Схема расположения этих полей для ширины соединения в =10 мм показана на рис. 1, из которой видно, что в свободном соединении предусмотрены посадки шпонки в паз втулки с большим зазором, а в паз вала с нулевым гарантированным зазором.
|
|
Соединения шпонок с пазами по ширине в, поля допусков ИСО.
Соединение | Шпонка | Пазы | |
Вала | втулки | ||
Свободные | h9 | H9 | D9 |
Нормальные | N9 | Is9 | |
Плотные | Р9 | Р9 |
Паз втулки | +98 +40 | ||||||||||||||||
Паз вала Н9 | +36 | +18 | |||||||||||||||
Паз втулки Is9 | |||||||||||||||||
В=10мм | Шпонки h9 | -10 | Шпонка h9 | -18 | -15 | Шпонка h9 | -15 | ||||||||||
Паз вала N9 | Паз вала Р9 | Паз втулки Р9 | |||||||||||||||
-36 | -36 | -36 | |||||||||||||||
-46 | |||||||||||||||||
-51 | -51 | ||||||||||||||||
Свободное нормальное плотное
Рис.1. Расположение полей допусков трех видов шпоночных соединений.
Посадки нормального и плотного соединений относятся к группе переходных. Все три вида могут быть использованы в случае применения призматических шпонок, причем свободное соединение допускает взаимное перемещение деталей в осевом направлении по пазу втулки, что требуется в сцепных муфтах, тормозных устройствах.
|
|
Соединения сегментными шпонками могут выполняться только нормальными и плотными.
Соединения с клиновыми и тангенциальными шпонками являются напряженными с уклоном 1:100 на шпонке и дне паза втулки.
Тангенциальные односкосные шпонки устанавливают парами.
Предельные отклонения угла уклона клиновых шпонок симметричны и установлены по десятой степени точности углов
Поля допусков на остальные (не посадочные) размеры установлены следующие: на высоту шпонки h11 (при высоте 6 мм h9), на длину шпонки h14 (диаметр сегментной шпонки h12), на глубину паза вала и втулки нижнее отклонение 0, верхнее отклонение +0,1…+0,3 мм (в зависимости от значения глубины).