К теории. ной. Есть тончайшие разработчики этого серьезного вопроса: и сама М

ной. Есть тончайшие разработчики этого серьезного вопроса: и сама М. О. Кнебель, которая была, по свидетельству А. В. Эфроса, блестящим аналитиком как в теории, так и в практике анализа кон­кретных пьес. И такой интереснейший теоретик, как А. М. Полами-шев, который видит событийно-действенный анализ по-своему1. И Г. А. Товстоногов, создавший своеобразную классификацию со­бытий пьесы2, и другие. Таким образом, в целом, методика Кнебель складывается из работы режиссера (по анализу структуры пьесы) и этюдной работы актеров. Иначе, именно из действенного анализа как режиссерского инструмента и этюдного анализа пьесы акте­рами3.

Поставим вопрос так: не существует ли этюдный метод в более широком смысле, чем у М. О. Кнебель? Ответим: да, безусловно, существует. Нам представляется, что этюдный метод в широком смысле слова именно и является главной методической идеей Ста­ниславского. Важнейшее место в его итоговом открытии занимают этюды на эпизоды пьесы. Момент озарения Станиславского, когда он выдвинул идею играть сюжет своими словами, был колоссаль­ным прорывом. Это было принципиально: оторваться от текста как от одного из главных элементов формы, начинать с отрыва от фор­мы во имя того, чтобы почувствовать первичный, содержательный импульс автора. Это, нам кажется, методическая, психологическая и философская основа этюдного метода.

Эту идею Станиславский нащупал давно. В его замечательных «Записных книжках» есть страничка «Как пользоваться системой, 1913 г.». Там он рассказывает о репетициях сцены из «Трактирщи­цы». После долгих, мучительных попыток сбить Бурджалова со штампов Станиславский говорит: «Ладно... Что такое — я «есмь»?... Делайте, что я скажу. Вы — Бурджалов, она — Гзовская, это комна­та студии. Гзовская хочет уйти, а вы ее задерживаете приблизите­льными словами роли. Только одно: вы действительно старайтесь уйти, а вы действительно старайтесь удержать ее»4.

1 Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. - М., 1982.

2 См.: Молочевская И. Б. Режиссерская школа Товстоногова. - СПб., 2003.

3 Иногда рассуждают и так, что, мол, метод действенного анализа одновре­менно и анализ ДЕЙСТВИЯ как структура пьесы и анализ ДЕЙСТВИЕМ, т. е. актерскими пробами (этюдами). Но это уже получается игра словом «действие». Неслучайно, кстати, оказалось, непросто перевести «Метод действенного анали­за», скажем, на английский язык. Переводчики спрашивают: THE METHOD OF ACTION или THE METHOD BY ACTION, т. е. анализ действия или анализ дей­ствием?

4 Станиславский К. С. Из записных книжек. Ч. 2. 1912-1938. - М., 1986.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: