К теории. того, что получилось у артиста

того, что получилось у артиста. Видимо, режиссер не только зерка­ло, по и скрупулезный аналитик себя, аналитик того, что предло­жил ему его организм.

Итак, за описанием «метода физических действий» обнаружива­ется нечто большее, обнаруживается, как нам кажется, этюдный

Метод.

Но не забыли ли мы, возлюбя этюды, о физических действиях?

Нет, не забыли.

Безусловно, очень существенно, что артист, делая этюд, во мно­гом опирается на простые физические действия. Более того, нам кажется, что мысли Станиславского о «физических действиях» — это целое учение или целая концепция неразрывности физическо­го и психического в организме артиста-человека. К.С. утверждал, что связь души с телом неразъединима, заботился о -«реальной фи­зической жизни пьесы», говорил о приеме «переноса внимания» актера на жизнь своего тела, о том, что надо «упорно держаться спасительной линии жизни человеческого тела роли». Тут много еще замечательных подробностей, замечательных методических подсказок, которые современным педагогам должны быть инте­ресны.

Тут есть и сложные места, требующие дальнейшего обдумыва­ния, например, указание Станиславского о решающем значении упражнений на «беспредметные действия»1. Десятки лет мы то де­лаем эти упражнения, то бросаем их. То, нам кажется, мы понима­ем, для чего нужен «воображаемый предмет», то это понимание уходит. Признаемся, что иногда мы думаем так: актер должен уметь замерзать, отогреваться, испытывать голод, испытывать опь­янение... А кому нужно на сцене пришивать воображаемую пугови­цу или жарить воображаемую яичницу?

В небольшом отрывке Станиславского мы читаем следующее:

«Начните с самого легкого, с физических действий. Так, напри­мер, в роли сказано, что тот человек, которого вы изображаете, при поднятии занавеса укладывает свои вещи в чемодан. Куда, зачем он уезжает — тоже видно из пьесы. Пользуясь тем, что вы теперь вла­деете беспредметными физическими действиями, вам нетрудно бу­дет выполнить указания автора и мотивировать их соответствую­щими предлагаемыми обстоятельствами, взятыми из пьесы или собственного воображения».

Когда мы сейчас перечитываем этот совет Станиславского, у нас возникает вопрос: а почему нельзя укладывание вещей в чемодан

1 Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч. 1. — М., 1954.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: