Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика. комнате у печки, пришиваю пуговицу, за окном пурга, сестра опаз­дывает»

комнате у печки, пришиваю пуговицу, за окном пурга, сестра опаз­дывает...».

Ю.В. Вы понимаете, почему это еще сложно, потому что мы с вами имеем дело с детьми определенного времени...

В.Ф. При чем тут это?

Ю.В. Как при чем? Потому что сегодня заставить студента по­чувствовать под собой траву и пройтись по ней босиком очень трудно, или, скажем, добиться, чтобы он почувствовал, что ходит в лаптях... Здесь никакое воображение без достаточной культуры не подскажет сообразную пластику.

В.Ф. Тем не менее, мы на первом курсе отправили студентов на «экскурсию» — на природу, в воскресенье, с педагогами. И эта вы­лазка стала основой будущего зимнего зачета по мастерству.

Ю.В. Но этого мало. Безусловно, эти акции нужно делать. И развивать воображение. Но есть такое понятие — мышление те­лом. Это не значит, что студент механически переводит свои мыс­ли в тело, но очень важно понять, что он воспринимает среду те­лом. А это единый процесс, формирующий психотип человека в определенное время и в определенном месте. Мы сталкиваемся как бы с экологически «нечистым» продуктом.

В.Ф. Вот это не совсем понятно. Это, мне кажется, немного опасно — сразу требовать мышления телом. Это все равно, что в достаииславском театре говорить: «Чувствуй, как Отелло ходит!». Я бы очень хотел поначалу строго держаться этих понятий: физи­ческие действия и физические ощущения, заимствованные у при­роды и проверяемые на природе. Однако я согласен, очень важно и то, о чем вы сегодня напомнили, и это, видимо, должно параллель­но прослеживаться и развиваться: напряжение, расслабление, то­нус.

Ю.В. Тонус — это энергия. Не случайно же внимание на неко­торых наших уроках мы обращали на то, как держать паузу, как стоять в позах. Потому что сохранить паузу и быть в ней выразите­льным очень важно. Внешнее движение может быть насыщено то­лько движением внутренним. Внутренний текст, как это у вас на­зывается, постоянно присутствует в движении. Но развитие ощущения «быть» может не столько заключаться в упражнениях на дождь, на мороз, сколько в другом... При обсуждении последне­го урока Зибров сказал, что он себя чувствовал дураком в первой позиции. Так вот, не чувствовать себя дураком в нервой позиции — это и есть найти ощущение «быть».

В.Ф. Но вы, кажется, бросаетесь в крайности. Быть, а не казать­ся, существовать — это вершина мастерства. В этом и состоит мето-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: