Диалоги с коллегами. вашей педагогике. Мне кажется, методика у вас изменилась очень сильно

вашей педагогике. Мне кажется, методика у вас изменилась очень сильно...

Ю.В. Я бы не сказал, Вениамин Михайлович, что особо измени­лась методика, скорее, логичнее выстроилась программа. Методика остается на базе профессиональной танцевальной школы, а измени­лось осмысление, которое и привело к изменению программы. Бо­льше всего меня волновал вопрос о воспитании свободной жизни тела и о якобы существующем противоречии между этим воспита­нием и классической школой.

В.Ф. А в чем именно противоречие? В том, что классическое танцевальное образование якобы закрепощает?

Ю.В. Вот именно, «якобы»\ Но так говорят все апологеты танца модерн, системы Далькроза, всех западных движенческих дисцип­лин, от которых мы порой находимся, как мне кажется, в излиш­нем восторге, начиная от специалистов но движению и кончая спе­циалистами по актерскому мастерству...

Сразу скажу, как я отношусь к классическому танцу. Я это для себя сформулировал уже после того нашего разговора. Я считаю, что нужно подходить к классическому треиажному танцу не с точ­ки зрения овладения балетной эстетикой, а с точки зрения необхо­димой организации тела. Кстати, и Любовь Дмитриевна Блок писа­ла об этом. Классический тренаж нужно использовать именно для организации тела, когда осанка, ощущение лопаток — самый суще­ственный момент. От этого идет и свобода. В противном случае возникает закрепощенность. Мне кажется, то, к чему мы сейчас пришли, — это достаточно универсальный метод. Наши студенты должны не столько владеть стилевыми танцевальными образцами, сколько уметь их осваивать. Они и умеют. Например, недавно я, разговаривая с Хабенским, спросил: «У тебя есть проблемы с плас­тикой?». Он говорит: «Да пет, все, что Реутов ставит, я могу вы­полнить».

В.Ф. Я видел «Калигулу», где играют он, Зибров, Поречен-ков — все они хорошо двигаются. А недавно смотрел спектакль «Король, дама, валет» но Набокову, там в течение всего спектакля танцуют Хабенский и Зибров. Можно ио-разному относиться к предложенному хореографическому тексту, но они все делают живо, чисто, легко.

Ю.В. Это меня очень радует. Так же, как, скажем, Маша Лоба-чева в МДТ или Ольга Родина, которая, попав к Райкину, была аб­солютно свободна в освоении любого рисунка... Они не просто вы­учивают текст, но воспринимают его как смысл.

В.Ф. И все же. Мне кажется, что па нынешнем курсе у вас со­вершенно другая логика методического продвижения от зачета к зачету. Расскажите... Вот, например, ваш первый семестр был та­ким же, как в прошлый раз?

Ю.В. Нет. Если в прошлый раз мы начинали почти сразу с классической азбуки, с изучения грамоты тела, то в этот раз мы на­чали с познания своего тела. У нас три ступеньки. Сначала мы за­нимаемся телом на уровне эмпирическом, потом учим грамоту, а потом уже складываем «слова» и «фразы». Это основная идея на­шей программы. На первом этапе очень существенно то, что мы учимся не просто на материале некоей свободной пластики, при­ближаясь к природе, изображая природу, но мы это делаем еще и в художественном задании.

В.Ф. То есть, в обстоятельствах?

Ю.В. Не только в обстоятельствах. Вот, например, помните наши упражнения, которые назывались «Город», «Вода», «Огонь», «Земля», «Воздух». Кстати, мы с вами аналогичными вещами зани­мались параллельно.

В.Ф. Да. По актерскому мастерству у нас в это время была тема «Человек и вода».

Ю.В. Вот, например. Начинаем с хаотичного движения, которое мы условно назвали «Город». Тут может быть только одно допол­нительное условие — не сталкиваться или, наоборот, имея разные энергии, именно сталкиваться. И вот все должны вместе с музыка­льным аккордом упасть и погрузиться в некое состояние... а потом начинается дыхание, потом начинается «рождение» рук от лопаток, причем технологическая задача — не только рождение рук, но изу­чение сочленения всех частей рук — плеча, предплечья, запястья и кисти до пальцев. Это очень важно, и студентам это задание очень нравится. Говорят: «Как здорово!» Потом даю другое задание и но­вую технологическую задачу. Музыка тут была — Дебюсси, пре­красная музыка...

В.Ф. Которая тоже, видимо, толкает к свободному телу...

Ю.В. Конечно. Видите, мы как бы говорим о природе, но и о по­знании своего тела через художественное слышание, через художе­ственное воображение, художественную интуицию. Это очень су­щественно. Если же ориентироваться на чистую природу, мне кажется, это будет более физиологично, натуралистично и в то же время — умозрительно. Должно быть познание тела, когда я погло­щен действительно слушанием своего тела. Я чувствую, как у меня запястье перекручено с предплечьем. И вдруг из этого возникает пластика, так что я не просто делаю пластично, подражая водорос-

16 Заказ № 1775


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: