Система педагогических наук. 1)Педагогика вычленилась из философии, поэтому философия является фундаментом науки, ее методологической основы

1)Педагогика вычленилась из философии, поэтому философия является фундаментом науки, ее методологической основы.

2)Из философии зарождается история педагогики – она изучает развитие педагогических идей в различные исторические эпохи.

3) Сама педагогика - наука об общих закономерностях, путях, методах и формах обучения и воспитания.

4) Структура педагогической науки включает в себя следующие отрасли:

а) дефектология – наука о нарушениях. Она включает в себя:

- cурдопедагогика – изучение детей с нарушением слуха;

- тифлопедагогика – изучает детей с нарушением зрения;

- логопедия – изучает детей с нарушением речи;

- олигофрения – изучает умственно отсталых детей.

б) производственная педагогика – изучает технологию образования и обучения человека, общение внутри коллектива;

в) частные методики – изучает закономерности преподавания и изучения конкретных дисциплин;

г) педагогика взрослая – изучает межличностные отношения в коллективе и повышения уровня своей квалификации;

д) общая педагогика – исследует закономерности воспитания и обучения детей и включает в себя 4 больших раздела:

• общие основы;

• дидактика (процесс или теория обучения);

• теория воспитания;

• школоведение.

е) сравнительная педагогика – изучает практику обучения за рубежом и отечественный опыт, делает сравнительный анализ;

ж) социальная педагогика – изучает особенности воспитания и обучения детей с различным социальным статусом и раскрывает влияние социума на ребенка;

з) семейная педагогика (выделяется из социальной) – взаимоотношения, воспитание и обучение в семье и изучает формы взаимодействия семьи и школы;

и) возрастная педагогика – изучает особенности обучения и воспитания на различных возрастных этапах:

- дошкольная педагогика – детский сад;

- педагогика средней школы – в школе;

- педагогика высшей школы – ВУЗы;

- педагогика взрослой школы – переподготовка.

Связь педагогики с другими науками:

Педагогика тесно связана с другими науками.

1) с психологией. Она вооружает знанием условий и механизмов протекания внутренних процессов человека, раскрывает характер и темперамент ребенка, закономерности и развитие его психики, рассматривает формирование черт и качеств личности;

2) с анатомией и физиологией. Она опирается на развитие высшей нервной деятельности, рассматривает особенности нервной системы, строение человеческого организма, взаимодействие организма и высшей нервной деятельности. Без знаний физиологии нельзя правильно определить средства и методы воспитания детей, которые соответствуют их возрасту;

3) с социологией. Исследует влияние социальной среды на человека, рассматривает закономерности взаимодействия человека с семьей, коллективом и обществом, а также помогает педагогу понять социальное развитие ребенка; 4) с эстетикой. Служит научной основой эстетического воспитания и выражает отношение человека к миру, искусству, музыке и т.д., т.е. наука о прекрасном;

5) с этикой. Дает теоретическое обоснование морали, а мораль – основа нравственности. Она разрабатывает вопросы понимания нравственного воспитания (человек – гуманный человек, мы развиваем у него общечеловеческие ценности);

6) с экономикой. Ее данные нужны для выплаты зарплаты, строительства общеобразовательных учреждений, для улучшения материально-технической базы, для обучения педагогических кадров, для строительства жилья для педагогов;

7) с кибернетикой. Использование компьютеров в обучении, разработка новых программ и внедрение новых технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: