это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.
Она должна дать ответ на два наиболее общих вопроса: «Чему учить?» и «Как учить?».
Однако при решении этих вопросов возникает и много других, среди которых есть и такие «Как протекает обучение, какие ему свойственны закономерности?», «Кого учить?», «Для чего учить?» и «Где учить?».
Итак, дидактика — это педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне.
Знание дидактики необходимо каждому педагогу, т.к. в педагогической деятельности нельзя решить ни одной практической задачи обучения без опоры на науку, на теоретические знания.
Дидактика, среди прочего, разрабатывает способы прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов, новых учебных материалов. А учителя нуждаются в научном обосновании своей работы и в ее осмыслении с позиции науки.
Однако неправильно было бы понимать, что дидактика может дать практике окончательное и универсальное решение всех вопросов.
|
|
Дидактика не разрабатывает рецептурных рекомендаций, а дает общие рекомендации, позволяющие учителю, учитывая многие факторы, творчески конструировать свою деятельность, сопоставлять цели и результаты и тем самым оптимизировать процесс обучения.
Однако изучением процесса обучения, содержания образования занимается не только дидактика, но и методики преподавания отдельных предметов, которые еще называют «частными дидактиками».Таким образом, задачи дидактики состоят в том, чтобы:с научной точки зрения описать и объяснить процесс обучения и условия его организации;разработать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы.Данные задачи решаются в ходе выполнения двух функций исследования:
научно-теоретической, когда выявляются знания о реализованном или реализуемом процессе обучения, т.е. это знания о сущном;
конструктивно-технической, когда ученый переходит от отображения обучения к конструированию его новых моделей.
В решении своих задач общая дидактика использует достижения других наук: философии, психологии, кибернетики, информатики.