При оценке работы учащиеся пользуются известными критериями, разработанными для экспертов ЕГЭ. Добавим, что на определённом этапе после совместного с детьми изучения критериев, помещённых в КИМах, составляем контрольный лист, в котором учащиеся и учитель оценивают созданный ребятами текст.
Контрольный лист выглядит следующим образом:
| Критерии | Содержание сочинения | Оценка ученика | Оценка учителя |
| К1 | Формулировка проблем исходного текста | ||
| К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. | ||
| К3 | Отражение позиции автора исходного текста. | ||
| К4 | Изложение экзаменуемым собственного мнения по проблеме. | ||
| II Речевое оформление сочинения. | |||
| К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. | ||
| К6 | Точность и выразительность речи. | ||
| III Грамотность | |||
| К7 | Соблюдение орфографических норм. | ||
| К8 | Соблюдение пунктуационных форм. | ||
| К9 | Соблюдение языковых форм. | ||
| К10 | Соблюдение речевых норм | ||
| К11 | Соблюдение этических норм | ||
| К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | ||
| Итог | Итог |
Подобная работа учит старшеклассников более серьёзно и вдумчиво относиться к собственным сочинениям. При значительном расхождении баллов, выставленных учителем и самим учеником, появляется возможность задуматься над тем, насколько значительны пробелы в знаниях и насколько не сформированы творческие навыки. Это те проблемы, решать которые необходимо учителю и ученику.
Не скроем, что более или менее объективно оценить собственную работу могут только сильные учащиеся, слабые, как правило, с ней не справляются или сдают контрольный лист пустым. Самый лучший выход из этой ситуации - совместная с учеником проверка сочинения, когда он наблюдает за тем, как учитель выставляет баллы, выслушивает его замечания и исправляет ошибки.
Приложение 1






