Вторую фундаментальную теоретическую проблему институционализма можно сформулировать в виде вопроса: «Откуда нам известно, что институт существует?» — или иначе: «Что же он все-таки собой представляет?». Хотя институциональный анализ был призван стать средством изучения проблем микроуровня и рационалистического анализа политических явлений, зачастую бывает трудно определить, в какой именно момент возник или прекратил существование основной его объект — тот или иной институт. Каждый из многочисленных вариантов институционального анализа предлагает в этом отношении свое определение, но все они достаточно расплывчаты для прояснения проблематики институтов. П. Ди Маджио и У. Пауэлл, например, доказывают, что «институционализм несомненно представляет собой самостоятельный подход к изучению социальных, экономических и политических явлений; и все-таки зачастую легче достичь согласия по поводу того, что не является таковым, чем договориться о том, что входит в это понятие» (Di Maggio, Powell, 1991, p. 1). Такое отсутствие четких определений не самый плодотворный подход для начала научного исследования.
О. Педерсен полагает, что институциональные теории неспособны дать четкое определение института (Pedersen, 1991, р. 131—132). По его мнению, три ведущих теоретика, работы которых он анализирует, одновременно рассматривают институты и в качестве переменных, и в качестве постоянных величин. Вряд ли это утверждение применимо ко всем теоретикам институционализма, особенно к сторонникам теории рационального выбора — оно указывает на достаточно важные вопросы об общей способности институционального анализа проводить различение эндогенных и экзогенных факторов, выделять институты per se из окружающих их социально-экономических и политических структур.






