САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ
Задание | Объект | Программа действия | Ориентировочные основы действия | |
1. ВЕГЕТАТИВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ ЧЕЛОВЕКА: | ||||
1.1. Глазосердечный рефлекс Данини-Аншера | Человек | 1. Посчитать пульс в 1 мин. 2. Надавливать на латеральную поверхность глазных яблок. 3. Вновь посчитать пульс. | При надавливании на глазные яблоки возбуждение по глазному нерву передается в продолговатый мозг (ядро тройничного нерва), иррадиирует на ядро блуждающего нерва, изменение пульса является результатом действия парасимпатической нервной системы. | |
1.2. Дыхательно-сердечный рефлекс | Человек | Посчитать пульс на высоте вдоха и в конце выдоха. | Урежение сердечных сокращений в конце выдоха связано с повышением тонуса парасимпатической системы. | |
1.3. Ортостатическая реакция | Человек | Посчитать пульс в положении лежа и во время перехода в положение стоя. | Наблюдается учащение сердечных сокращений при переходе в положение стоя, связанное с влиянием симпатической нервной системы. | |
1.4. Дермографизм | Человек | Провести по коже тупым предметом. Наблюдать изменение окраски. | При механическом раздражении кожи наблюдается рефлекторной изменение состояния сосудов – сужение (белый дермографизм), расширение (красный дермографизм) в зависимости от реактивности организма. | |
2. Составить таблицу влияний симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на деятельность различных органов.
|
|
3. Зарисовать схемы: а) медиаторов вегетативной нервной системы; б) иерархии в управлении деятельностью внутренних органов.
Задания для контроля уровня сформированности компетенций
в учебное время