«Процесс обучения как целостная система» (2 часа)
Цель – раскрыть представление о педагогическом процессе с точки зрения целостной системы.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятия «образование», «учение», «обучение» - сравнительная характеристика (общее и специфическое).
2. Характеристика обучения как целостной системы.
3. Характеристика обучения как процесса (принципы, структура, логика, функции и их реализация).
4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.
5. Закономерности и принципы обучения.
6. Методологические основы обучения. Движущие силы образовательного процесса.
7. Характеристика различных видов обучения: традиционного, проблемного, развивающего; теории поэтапного формирования умственных действий.
Рекомендуемая литература:
1. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008.
2. Педагогика: Учебное пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 2000.
3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2008.
4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2008.
|
|
5. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.
Задания:
1. По предложенной разработке урока (или в ходе просмотра видеозаписи урока) составьте аналитическую карту, отвечая на вопрос: «Какие принципы реализованы в содержании, методах, средствах и результатах обучения на каждом этапе урока».
2. Решите педагогическую задачу: Учительница труда на занятиях макраме с девочками, выполняя интегративную задачу, старалась привить любовь к русской культуре. На уроках девочки должны были работать в русских сарафанах, кокошниках и при этом хором петь старинные русские песни. Через несколько лет после окончания школы выпускница с ненавистью вспоминала уроки труда. Почему ученица не полюбила уроки труда? Спрогнозируйте отношение учениц к русской культуре в будущем. Как бы Вы поступили на месте учителя?
3. Прокомментируйте следующие схемы:
ОБУЧАЮЩИЙ | ПРИНЦИПЫ МЕТОДЫ ФОРМЫ СРЕДСТВА | ОБУЧАЕМЫЕ | ЗНАНИЯ НАВЫКИ УМЕНИЯ КАЧЕСТВА |
ЗНАНИЯ | |||||
ОСМЫСЛЕНИЕ | ЗАПОМИНАНИЕ | ||||
ВОСПРИЯТИЕ | ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ | ||||
НАВЫКИ | |||||
НАЧАЛО ОСМЫСЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ | СОЗНАТЕЛЬНОЕ, НО НЕУМЕЛОЕ ДЕЙСТВИЕ | ДЕЙСТВИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ТОЧНО, БЫСТРО, ЭКОНОМНО | |||
УМЕНИЯ | ||
НАЧАЛО ОСМЫСЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ | БЫСТРАЯ НАСТРОЙКА СОЗНАНИЯ НА ДЕЙСТВИЕ | ДЕЙСТВИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ТОЧНО, БЫСТРО, ЭКОНОМНО |