Занятие № 5. «Процесс обучения как целостная система» (2 часа)

«Процесс обучения как целостная система» (2 часа)

Цель – раскрыть представление о педагогическом процессе с точки зрения целостной системы.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия «образование», «учение», «обучение» - сравнительная характеристика (общее и специфическое).

2. Характеристика обучения как целостной системы.

3. Характеристика обучения как процесса (принципы, структура, логика, функции и их реализация).

4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.

5. Закономерности и принципы обучения.

6. Методологические основы обучения. Движущие силы образовательного процесса.

7. Характеристика различных видов обучения: традиционного, проблемного, развивающего; теории поэтапного формирования умственных действий.

Рекомендуемая литература:

1. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008.

2. Педагогика: Учебное пособие для студентов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 2000.

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2008.

4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2008.

5. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.

Задания:

1. По предложенной разработке урока (или в ходе просмотра видеозаписи урока) составьте аналитическую карту, отвечая на вопрос: «Какие принципы реализованы в содержании, методах, средствах и результатах обучения на каждом этапе урока».

2. Решите педагогическую задачу: Учительница труда на занятиях макраме с девочками, выполняя интегративную задачу, старалась привить любовь к русской культуре. На уроках девочки должны были работать в русских сарафанах, кокошниках и при этом хором петь старинные русские песни. Через несколько лет после окончания школы выпускница с ненавистью вспоминала уроки труда. Почему ученица не полюбила уроки труда? Спрогнозируйте отношение учениц к русской культуре в будущем. Как бы Вы поступили на месте учителя?

3. Прокомментируйте следующие схемы:

ОБУЧАЮЩИЙ   ПРИНЦИПЫ МЕТОДЫ ФОРМЫ СРЕДСТВА   ОБУЧАЕМЫЕ   ЗНАНИЯ НАВЫКИ УМЕНИЯ КАЧЕСТВА
  ЗНАНИЯ
  ОСМЫСЛЕНИЕ   ЗАПОМИНАНИЕ
ВОСПРИЯТИЕ   ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ
    НАВЫКИ  
  НАЧАЛО ОСМЫСЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ   СОЗНАТЕЛЬНОЕ, НО НЕУМЕЛОЕ ДЕЙСТВИЕ   ДЕЙСТВИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ТОЧНО, БЫСТРО, ЭКОНОМНО  
           
УМЕНИЯ
НАЧАЛО ОСМЫСЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ   БЫСТРАЯ НАСТРОЙКА СОЗНАНИЯ НА ДЕЙСТВИЕ   ДЕЙСТВИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ТОЧНО, БЫСТРО, ЭКОНОМНО

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: