Дети, нуждающиеся в специальной помощи

Дети, нуждающиеся в специальной помощи (например, близнецы, дети с синдромом Дауна, врожденными пороками сердца или с расщелиной губы и неба) в большей степени нуждаются в грудном вскармливании и тесных отношениях между матерью и ребенком, нежели обычные дети. Чтобы накормить этих детей грудью необходимо больше времени и терпения, и матери этих детей нуждаются в дополнительной помощи и поддержке. Некоторых детей, чтобы накормить грудью, необходимо стимулировать достаточно часто и продолжительно перед каждым кормлением. Некоторые дети медленно прибавляют в весе, даже если они получают достаточное количество грудного молока.

Принципы ухода за детьми, нуждающимися в специальной помощи, такие же, как и за всеми остальными детьми:

- убедить мать начать кормить грудью как можно быстрее после родов;

- правильно положить и приложить ребенка к груди и помочь ему взять ртом как можно больше груди;

- если ребенок не может эффективно сосать грудь, покажите матери, как сцеживать молоко;

- кормите ребенка сцеженным грудным молоком из чашки или ложки, прежде чем он сможет хорошо сосать грудь;

Очень важно дать возможность ребенку изучить грудь и расположиться у груди по-своему. Некоторые больные дети справляются с этим значительно лучше, чем мы рассчитываем.

Ниже дано несколько полезных практических советов о положении ребенка, испытывающего трудности в прикладывании к груди или сосании груди. Прежде, чем найти хорошее положение у груди для ребенка, необходимо опробовать с ним различные положения.

1. Модифицированное положение "из-под руки".

Это положение приемлемо для детей, которым значительно проще есть в вертикальном положении, например, детям с расщелиной неба.

Ребенок сидит вертикально, лицом к матери, ноги расположены вдоль ее тела, ступни ног за спиной. Ребенок может сидеть на кровати или его можно поддерживать подушкой. Мать поддерживает спинку и голову ребенка рукой.

Однако, некоторые дети с расщелиной верхней губы более успешно сосут грудь в лежачем (горизонтальном) положении.

2. Положение расставленных ног

Это альтернатива вертикального сидения ребенка у груди во время кормления.

Ребенок сидит лицом к матери, с разведенными по обе стороны живота матери ногами.

3. Положение руки «танцора»

При таком положении рук можно помочь приложиться к груди ребенку со сниженным мышечным тонусом.

Мать поддерживает свою грудь ладонью руки и тремя крайними пальцами. Ее указательный и большой пальцы свободны и расположены перед соском, чтобы поддерживать подбородок и щеки ребенка (см. рис. 12).

Вскармливание близнецов.

Матерям, ожидающим рождение близнецов, стоит проконсультироваться со специалистом по лактации еще до родов. Весьма полезным оказывается также опыт общения с родителями близнецов, имеющими опыт успешного грудного вскармливания.

Основные проблемы при грудном вскармливании близнецов связаны с тем, что дети часто бывают недоношенными, много спят и в течение 1-2 недель плохо сосут. Важно с помощью специалиста по грудному вскармливанию научиться правильным позам при кормлении грудью и правильному прикладыванию.

Рис. 12 Положение руки «танцора»
В первую неделю большинству мам легче кормить детей по отдельности, тогда они могут уделить больше внимания обучению правильно брать грудь. Когда оба ребенка научатся сосать правильно, легче будет кормить их одновременно, особенно если они имеют сходные темпераменты и сосут одинаково. Хотя, если один из детей голоден, а второй спит, можно кормить их по отдельности (чаще всего получается, что 1-2 кормления в день являются «индивидуальными», а остальные – «совместными»). Как показали исследования, одновременное кормление повышает выработку пролактина.

Если один из детей имеет меньшие показатели массы тела, то он, скорее всего, будет нуждаться в более частом прикладывании. Выбирая время кормления, следует ориентироваться на него. Т.е., когда мать собирается кормить более голодного ребенка, периодически нужно будить второго, чтобы у нее получалось по крайней мере несколько одновременных кормлений в течение дня.

Подходящими позами для кормления близнецов являются двойное положение «из-под руки», поза "скрещенная колыбелька", когда оба ребенка прикладываются в стандартном положении так, чтобы их головки были напротив, по обе стороны от матери, а ноги лежали крест-накрест; поза, когда один из детей прикладывается в классической позиции, а второй – в позиции «из-под руки». Во всех случаях потребуется фиксировать положения детей с помощью подушек разного размера или воспользоваться специальными подушками для кормления близнецов, которые можно купить в центрах, занимающихся консультированием по вопросам грудного вскармливания.

Матерям, кормящим близнецов грудью, обязательно требуется помощь других членов семьи. В первые месяцы большинство кормящих матерей очень устают. Практически все время они проводят за кормлением, поэтому остальные члены семьи должны взять на себя заботу о доме и о матери. Отец или бабушки могут подавать детей маме для кормления (особенно ночью), докармливать детей сцеженным молоком (если в этом есть необходимость), носить детей и гулять с ними. Очень важно, чтобы все члены семьи осознавали важность грудного вскармливания и всячески поддерживали в этом мать.

Дети с врожденными пороками сердца быстро устают во время кормления и медленнее набирают вес. Ранее считалось, что этих детей не надо кормить грудью, т.к. грудное кормление их слишком утомляет. Однако исследования показали, что на самом деле эти дети тратят меньше энергии и лучше дышат во время кормления грудью, чем при кормлении из бутылочки. Грудное молоко содержит меньше солей, чем смеси, и это уменьшает нагрузку на сердце.

Детей с пороками сердца, как и недоношенных детей, следует кормить понемногу и часто, в случае необходимости их можно докармливать из чашки или пипетки сцеженным молоком.

Дети с расщелиной верхней губы и твердого неба предрасположены к проблемам с речью и ушным инфекциям, поэтому грудное вскармливание для них является предпочтительнее искусственного.

Расщелина верхней губы может препятствовать плотному обхвату груди и эффективному сосанию. Однако при небольшой помощи ребенок сможет хорошо сосать грудь, т.к. молоко из груди извлекается, в основном, языком и деснами. Мягкие ткани груди матери могут закрыть хотя бы часть дефекта, и мать может, кроме того, использовать большой палец, чтобы закрыть отверстие. Таким образом, ребенка с «заячьей губой» можно научить правильно брать грудь и эффективно сосать уже в первые дни жизни.

В послеоперационном периоде, возможно, ребенок первое время не сможет брать грудь. В этот период мать может кормить его сцеженным молоком из чашки, шприца, трубочки, пипетки.

Проблемы для грудного вскармливания при расщелине твердого неба зависят от местоположения и величины дефекта. Дети с небольшим дефектом в мягкой части неба глубоко во рту в состоянии брать грудь, испытывая при этом небольшие трудности. При обширных дефектах дети, как правило, не в состоянии получать молоко непосредственно из груди. При дефектах средних размеров дети могут сосать из груди при помощи некоторых специальных техник. Так, ребенка можно кормить в вертикальной позиции (модифицированное положение «из-под руки», положение с расставленными ногами). Мать может стараться попасть соском в ту часть неба, которая не повреждена, пробовать менять угол, под которым ребенок берет грудь. Возможно использование специальных обтураторов во время кормления. Если ребенок не может сосать грудь, следует кормить его сцеженным молоком из поильника Хабермана или специальной мягкой чашки.

Дети с синдромом Дауна (для развития которых грудное вскармливание исключительно важно) обычно имеют пониженный мышечный тонус и в первые недели жизни очень сонливы. Их необходимо кормить в позициях, позволяющих фиксировать голову (см. выше). Таких детей нужно будить для кормления каждые два часа днем и хотя бы два раза ночью. Поскольку ребенок может засыпать во время сосания, его можно перекладывать к другой груди, будить, пока длительность сосания не составит хотя бы 10-15 минут. Мать может перед кормлением стимулировать рефлекс окситоцина, сцеживая немного молока, чтобы ребенок мог получить больше молока при небольших затратах энергии. Для стимуляции сосательного рефлекса и повышения тонуса мышц рта и языка применяют тренирующие упражнения при помощи пальца. Если ребенок не в состоянии самостоятельно высосать из груди достаточное количество молока, его нужно докармливать сцеженным молоком из чашки, шприца или пипетки.

Почему кормление ребенка из чашки безопасней и лучше, чем из бутылочки?

- Чашки легче мыть мылом и водой, если невозможно кипячение.

- Из чашек на кормление детей уходит времени меньше, чем из бутылочки, что препятствует размножению бактерий.

- Чашку нельзя оставить рядом с ребенком, чтобы он сам поел. Мать, кормящая ребенка из чашки, должна держать ребенка и смотреть на него, тем самым оказывая необходимое ему внимание.

- Кормление из чашки не препятствует кормлению грудью.

- Чашка не отвлекает ребенка от еды.

Почему лучше кормить из чашки, чем из чашки с ложкой:

­ Кормить ложкой значительно дольше, чем кормить из чашки.

­ Чтобы кормить ложкой, вам потребуется три руки: одной рукой держать ребенка, второй - чашку с молоком, третьей - ложку. Матери считают, что кормить ложкой очень трудно, особенно ночью.

­ Некоторые матери прекращают кормить ложкой прежде, чем ребенок наестся досыта. Некоторые дети, которые едят из ложки, плохо прибавляют в весе.

­ Тем не менее, кормление из ложки допустимо, если мать использует его и дает ребенку достаточно пищи. Кроме того, если ребенок очень болен, например респираторной инфекцией, то в этом случае иногда легче кормить ребенка ложкой непродолжительное время.

Рис. 13 Кормление низковесного ребенка из чашки

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: