Mancipatio

Манципация была главным способом приобретения собственности по предписаниям цивильного права. Она была известна уже во время Законов XII таблиц.

Субъектами манципации были: манципант и манципатор. Манципант был отчуждателем, а манципатор — приобретателем вещи. И манципант, и манципатор должны были быть римскими гражданами sui juris или, хотя бы, лицами, для которых был признан целиком jus commercii.

Вещи, подлежащие манципации, были res mancipi в собственности манципанта. Они не могли быть чужими вещами, т. е. вещами, которыми манципант обладал "vi, clam" или "praecario". Точно также, предметом манципации не могла быть вещь, которую манципант имел лишь в бонитарной или провинциальной собственности.

Формой манципации была per aes et libram. Манципант и манципатор обязаны были присутствовать при манципации. При этом акте должны были также присутствовать libripens и пять свидетелей, взрослых римских граждан. На месте манципации требовалось находиться и предмету манципации, кроме тех случаев, когда это была земля. (223) В присутствии манципанта, либрипенса, держащего в руке весы, и пяти свидетелей манципатор, держа предмет, изрекал ритуальную формулу приобретения: Hunc ego hominem ex jure Quiritium meum esse aio isque mihi emptus esto hoc aere aeneaque libra (224), потом ударял по весам одной монетой и передавал ее манципанту в виде символической цены (quasi pretii loco). (225) и (226)

После правильного проведения манципации прекращалось право собственности манципанта и устанавливалось право квиритской собственности манципатора. Между тем, так как при манципации не всегда можно было утверждать однозначно, действительно ли предмет манципации является квиритской собственностью манципанта, и имеет ли манципируемая земля точно ту величину, которую указал манципант, могло случиться так, что манципировалась чужая вещь или земля меньшей величины. В первом случае манципатор не получал квиритскую собственность, так как ею не обладал и манципант (nemo plus juris ad alium transfere potest quam ipse habet), а ему угрожала и опасность от истинного квиритского собственника, который, путем rei vindicatio, мог потребовать вернуть ему вещь. В таком случае (опасность эвикции), манципатор имел право потребовать от манципанта включиться в спор с упомянутым собственником. Если манципант отказывался или проигрывал спор, манципатор имел право выдвинуть против него actio auctoritatis. Решение по actio auctoritatis гласило in duplum: в двойной стоимости от эвикцированного предмета. Во втором случае, манципатор имел право при помощи actio de modo agri потребовать двойную цену за расхождение между величиной действительно переданной и указанной в нункупации земли.

Манципация как основной деривантный способ приобретения собственности по предписаниям цивильного права, исчезла из оборота только в постклассическом праве, хотя утратила свое значение еще с установлением преторской или бонитарной собственности. Юстиниан отменил ее и формально, приказав компиляторам, подготавливающим кодификацию, термин "манципация" во всех текстах заменить термином "традиция".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: