Речевой деятельности

Хлестаков, Городничий иДобчинский. Городничий,вошед, останавливается. Оба в испуге смотрят несколько минут один на другого, выпучив глаза. Активное начало невербального общения: каждый увидел опасного противника в лицо. Внимательно оглядываются. Паузазатянулась. Оба растеряны и испуганы.
Городничий /немного оправившись и протянув руки по швам/ Желаю здравствовать! Приходит в себя первым.Поза и жест бывалого служаки подчеркивают официальный характер визита.
Хлестаков /кланяется/ Мое почтение… Жест штатского человека. Неуверенность реплики-реакции на приветствие /многоточие/ Жест штатского человека. Неуверенность реплики-реакции на приветствие /многоточие/
Городничий Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений… Подтекст/П/: я побеспокоил вас, но причина уважительна. Намерение/Н/: установить контакт, представиться, убедить в благородстве своих намерений. Интонация/Ин/: внутренне напряженная.
Городничий /в сторону/ О господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали проклятые купцы! Услышал именноинтонацию, а не слова. Ожидание сбывается: ревизор уже все знает, уже гневается. П: что делать?
Хлестаков / храбрясь/ Да вот вы хоть тут со всей своей командой – не пойду! Я прямо к министру! /Стучит кулаком по столу/. Что вы? Что вы? Растерянность противника придает силы: агрессивность угроз возрастает, хотя главными средствами воздействия остаютсяинтонация и жесты.
Городничий /вытянувшись и дрожа всем телом/. Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека. Н: оправдаться любым способом, вызвать жалость. Текст и П. совпадают. Ин.: умоляющая.
Хлестаков Нет, я не хочу! Вот еще!Мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно! Н: закрепить инициативу, усилить нажим на противника. Ин.: уверенная, можно даже чуть-чуть иронии.
Городничий /дрожа/ По неопытности, ей-богу, по неопытности. Недостаточность состояния… сами изволите посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы ‹…› Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься. П: не погубите! Готов признать «грешки», преуменьшив их /что, интересно, успел узнать ревизор?/. Н: разжалобить, оправдаться, переключить внимание на «злодеев». Ин.: игра в раскаяние и искренность, голос дрожит.
Городничий /в сторону/ О, тонкая штука! Эк куда метнул ‹…› Ну, да уж попробовать не куды пошло! Что будет, то будет, попробовать на авось. /Вслух/ Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим. П: так я тебе и поверил. А вдруг это намек? Здесь и дальше почти каждая реплика Городничего предваряется ремаркой «в сторону». Идет борьба мотивов: не прогадать! /Убедительный примервнутренней интенции/. Решение принято.
Хлестаков Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше. Реакция немедленная и ожидаемая. Наконец-то контакт установлен. Текст и П. совпадают. Партнеры поняли друг друга – с их точки зрения.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ.

Фрагмент из пьесы Г.Полонского «Доживем до понедельника, или Подсвечник Чаадаева».

Задание:

Проанализировать следующие аспекты речевого поведения учителя Мельникова:

А) формы эмоционально-речевого общения;

Б) манера постановки учебной задачи;

В) коррекция и оценки ответа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: