Ход работы

ТЕКСТ Вопрос и основное направление ответа
Мельников Садитесь. Ну-ка потише… /Снял с руки часы, положил перед собой. И рядом – медный подсвечник/. Как такое начало раскрывает отношения с классом? Встреча людей давно знакомых, понимающих друг друга. Подтекст жеста? Не будем терять времени.
В прошлый раз мы говорили о манифесте семнадцатого октября… Говорили про обманчивую сладость этого государственного пряника… О том, как вскоре его заменили откровенным кнутом… Смысл перечисления вопросов? Интенция внешняя: «Повторим это», внутренняя: «слушайте, я определяю направление, контуры вашего ответа» Требования к ответу:лаконизм и емкость.
Мельников О начале первой русской революции. Повторим это и пойдем дальше. Сыромятников! Привычна ли такая постановка задания для класса? Названа фамилия. Ясен ли ученикам подтекст? Иди отвечать…
Сыромятников /Сильноудивлен/ Чего? Подтекст? Играет в непонимание, тянет время.
Мельников Готов? Подтекст? Маневр понял, хочу уточнить причину.
Сыромятников Более-менее… Идти? Ответ уклончив: а вдруг все-таки «пронесет»?
Мельников И поскорее. Подтекст? Не теряй времени Достаточна ли информативность столь кратких реплик? Обоснуйте суждение.
Делая учителю дорогостоящее одолжение, Сыромятников вышел к доске. Мельников Мы слушаем. Характер установки (мы)? По ремарке определить речевое действие С., диктующее эмоциональный характер дальнейшегообщения: ученик – учитель – класс.
Сыромятников Значит так… Политика царя была трусливая ивелоромная. Что означает пауза неуверенности в ответе? Определить интонацию ответа.
Мельников Ве… Какая? Подтекст? Внимание на последнем слове. Что-то не так. Повтори.
Сыромятников Ве… велоромная! Ошибку чувствует /пауза/, но исправить сам не может?
Мельников Веро-ломная. То есть ломающая веру, предательская. Дальше. Способ исправления ошибки? Интонационное членение слова, его семантика, синоним. И сразу – побуждение к ответу.
Сыромятников От страха за свое царское положение царь, конечно, выпустил манифест. Он там наобещал народу райскую жизнь… Стиль высказывания? Не соответствует ситуации /подчеркнуто разговорный/, далее несоответствие усиливается.
Мельников А точнее? Подтекст? Опять маневр понят.
Сыромятников Ну свободы всякие… слова, собраний… Все равно он ничего не сделал, что обещал, - зачем же брехню-то пересказывать? Этот скоморох имеет успех. Даже Наталья Сергеевна давится от смеха. Сыромятников Потом царь показал своюгнусную сущность и стал править по-старому. Он пил рабочую кровь… и никто не мог ему ничего сказать. Подтекст? Мимика? Прибегнуть к знакомому приему – повеселить класс. Добился нужной реакции. Реакция учителя? Не останавливает. На чем держится контактС. со слушателями? Позиция учителя: когда и как поставить точку в этом затянувшемся «выступлении»? Реакция класса?
Мельников Все? Запрос и побуждение. Подтекст: пора бы заканчивать.
Сыромятников Можно добавить. После ПетраПервого России вообще не везло на царей, - это мое личное мнение! Подтекст? Как бы не переиграть, нужно заканчивать…, но точка будет поставлена «красиво».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: