Волгоград 2011

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС РЕБЕНКА И ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Учебно-методическое пособие

Волгоград 2011

УДК 616.8-053.2(07)

УМО

Рецензенты:

1. Заведующий кафедрой детских болезней ВолгГМУ, доктор медицинских наук, профессор М.Я. Ледяев.

2. Профессор кафедры неврологии и нейрохирургии с курсом медицинской генетики ВолгГМУ В.А. Рыбак.

Неврологический статус ребенка и его интерпритация: учебно-методическое пособие / Н.Л. Тонконоженко, Г.В. Клиточенко, П.С.Кривоножкина.

В пособии изложена методика оценки неврологического статуса ребенка, основанная на его анатомо-физиологических особенностях. В работе приведены схемы нейронных систем, позволяющие исследовать функции специализированных систем мозга детей раннего возраста. Рассмотрены общие принципы топической диагностики, в краткой форме изложена трактовка патологических изменений неврологического статуса ребенка. Предложены тестовые задания для контроля полученных знаний.

Пособие предназначено для студентов медицинских вузов, обучающихся по специальности педиатрия.

Печатается по решению ЦМС ВолгГМУ.

Оглавление Страницы

Глава 1. Общий статус 5

Глава 2. Неврологический статус ребёнка и его интерпретация 7

1.Уровень сознания

2.Черепно-мозговые нервы 7

· I пара (обонятельный нерв)

· II пара (зрительный нерв)

· III, IV, VI пары (глазодвигательный, блоковый, отводящий нервы)

· V пара (тройничный нерв)

· VII пара (лицевой нерв)

· VIII пара (вестибуло-слуховой нерв)

· IX, X пары (языкоглоточный, блуждающий нервы)

· XI пара (добавочный нерв)

· XII пара (подъязычный нерв)

3.Двигательная сфера 23

3.1.Методика исследования произвольных движений 25

· Оценка объёма, скорости движений и мышечной силы

· Оценка мышечного тонуса

· Виды нарушения мышечного тонуса

· Исследование поверхностных рефлексов со слизистых

· Исследование поверхностных рефлексов с кожи

· Исследование глубоких сухожильных рефлексов

· Исследование глубоких надкостничных рефлексов

· Виды нарушения рефлексов

· Признаки центрального паралича

· Признаки периферического паралича

3.2.Методика исследования непроизвольных движений 32

· Сравнительная характеристика поражения стриарной и паллидарной систем

· Варианты гипотонически-гипертонического синдрома

3.3.Методика исследования координации движений 34

· Дифференциальная диагностика атаксий

4.Чувствительность 36

· Виды чувствительности

· Виды расстройств чувствительности

· Виды болей

· Исследование поверхностной чувствительности

· Исследование глубокой чувствительности

· Исследование сложной чувствительности

· Типы нарушения чувствительности

· Симптомы натяжения

· Болевые точки

5. Менингеальные симптомы 41

6. Вегетативно – трофическая сфера 42

· Влияние симпатической и парасимпатической систем на ткани и органы

· Тазовые функции

· Проведение проб Превеля, Даниелополу, Дании-Ашнера

· Исследование дермографизма

· Исследование зрачковых рефлексов

· Основные синдромы поражения вегетативной системы

7. Высшие корковые функции 46

· Речь, методы исследования, виды речевых расстройств

· Письмо, методы исследования, нарушение письма

· Чтение, методы исследования, нарушение чтения

· Счёт, виды нарушения

· Праксис, методы исследования, виды нарушения праксиса

· Гнозис, методы исследования, виды нарушения гнозиса

· Память, виды нарушения памяти

Тестовые задания 52

Глава 1. Общий статус (status praesens)

· физическое развитие (телосложение, питание, рост, масса тела)

· внешний вид больного (оценка пропорций частей тела, окружность головы, выражение лица)

· состояние всех органов и систем.

Задержка в физическом развитии у детей может быть связана с патологией гипоталамической области и гипофиза (гипофизарный нанизм, синдром Лоренса—Барде—Бидля и т. д.). Высокий рост также может развиться в связи с патологией гипофизарно-гипоталамической области (гиган­тизм), а также при болезни Марфана, синдроме Клайнфелтера.

Окружность черепа измеряется сантиметровой лен­той через надбровные дуги и затылочный бугор. У новорожденных окружность груди меньше окружности го­ловы на 2—4 см. К 3—4 мес. окружность груди достигает, а затем опере­жает окружность головы. На протяжении первых 4 лет отмечается быстрый рост костей чере­па, особенно отчетливо увеличивается окружность черепа на протяже­нии первых 2 лет (на 12—13 см).

У грудных детей большой родничок от­крыт, имеет размеры 2X2 см, ощущается отчетливая пульсация. Малый родничок открыт не у всех ново­рожденных. Боковые роднички всегда закрыты. При крике, возбуждении, плаче, лихорадочных состояниях, разнообразных инфек­циях, судорожных синдромах, повышенном внутричерепном давлении большой родничок выбухает. Редко наблюдается западение родничка — при длительных изнуряющих болезнях, обезвоживании организма. В норме малый родни­чок закрывается к 2—3 мес. Большой родничок постепенно уменьшает­ся, наиболее отчетливо на протяжении первых 3 мес. Полное закрытие большого родничка наступает к 12—15 мес. Стреловидный и ламбдовидный швы срастаются к 3—4 мес.


Длительное повышение внутричерепного давления придает голове ребенка характерные изменения: размеры лицевой части черепа незна­чительны по сравнению с мозговой частью, глазные яблоки выпучены, над радужной оболочкой часто видна полоска склеры, отмечается расшире­ние подкожных вен головы. При напряжении, плаче, крике венозный рисунок делается более отчетливым. При хронической водянке головы, длительном повышении внутри­черепного давления наблюдается расхождение швов.

Дети с микроцефалией имеют характерный внешний облик — мини­атюрная голова, низкий лоб, «лопухообразные» уши, особая форма черепа, характеризующаяся сильным вытягиванием его вверх («башенный череп»).

Обращают внимание на выраже­ние лица: осмысленное, грустное, спокойное, мимические движения, их выразительность; отмечают наличие болевой гримасы, а также насиль­ственных движений в мышцах лица. Многие заболевания придают лицу ребенка настолько характерный вид, что «лицевой синдром» может стать опорным пунктом в диагности­ке. Так, характерные изменения лица и глаз, эпикант и другие симпто­мы болезни Дауна определяют возможность «узнавания» детей, стра­дающих этим заболеванием. Своеобразное амимичное «лицо миопата» отмечаются при прогрессирующих мышечных дистрофиях.


Осанка ребенка (лордоз, кифоз, сколиоз, «осиная талия»), положение рук (опущенные, свобод­ные надплечья и др.), положение ног (поставлены прямо, перекрещены, согнуты и др.).

Имеет значение поза ребенка в постели. Напри­мер, поза «легавой собаки» (запрокинутая назад голова, ноги протя­нуты к животу) свидетельствует о воспалительном поражении мозговых оболочек. Наряду с этим отмечается беспокойство ребенка, частая сме­на положения. Своеобразная вынужденная «поза головы» наблюдается при повышенном внутричерепном давлении, объемных процессах в зад­ней черепной ямке, ликвородинамических нарушениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: