Рис. 78. Линии тока при обтекании крыла самолета и возникновение подъемной силы. α – угол атаки. |
В отличие от жидкостей, газы могут сильно изменять свой объем. Сжимаемостью газов можно пренебречь, если наибольшие скорости в потоке малы по сравнению со скоростью звука в этом газе. Уравнение Бернулли позволяет дать лишь качественное объяснение возникновению подъемной силы крыла. Из-за специального профиля крыла и наличия угла атаки, т.е. угла наклона крыла по отношению к набегающему потоку воздуха, скорость воздушного потока над крылом оказывается больше, чем под крылом. Линии тока над крылом располагаются ближе друг к другу, чем под крылом. Из уравнения Бернулли следует, что давление в нижней части крыла будет больше, чем в верхней; и в результате появляется сила F, действующая на крыло. Вертикальная составляющая Fy этой силы называется подъемной силой. Подъемная сила позволяет скомпенсировать силу тяжести, действующую на самолет, и тем самым она обеспечивает возможность полета тяжелых летательных аппаратов в воздухе. Горизонтальная составляющая Fx представляет собой силу сопротивления среды (лобовое сопротивление), которое зависит от формы тела и его положения относительно потока, что учитывается безразмерным коэффициентом Сх, Rx = Cx(rv2)S/2, (17.8.)
|
|
где r - плотность среды; v - скорость движения тела; S - наибольшее поперечное сечение тела. Составляющую общей силы Rx можно значительно уменьшить, подобрав тело такой формы, которая не способствует образованию завихрений. Подъемная сила определяется как, Ry = Cy(rv2)S/2, (17.9.)
где Су - безразмерный коэффициент подъемной силы. Существенную роль при обтекании крыла играют силы вязкого трения в поверхностном слое. В результате их действия возникает круговое движение (циркуляция) воздуха вокруг крыла.В верхней части крыла скорость циркулирующего воздуха складывается со скоростью набегающего потока, в нижней части эти скорости направлены в противоположные стороны. Это и приводит к возникновению разности давлений и появлению подъемной силы. Циркуляция воздуха, обусловленная силами вязкого трения, возникает и вокруг вращающегося тела. При вращении цилиндр увлекает прилегающие слои воздуха, вызывая его циркуляцию. Если такой цилиндр установить в набегающем потоке воздуха, то возникнет сила бокового давления, аналогичная подъемной силе крыла самолета.
Рис. 79. Обтекание вращающегося цилиндра набегающим потоком воздуха. |
Это явление называется эффектом Магнуса. Эффект Магнуса проявляется, например, при полете закрученного мяча при игре в теннис или футбол. Во многих явлениях аэродинамики существенную роль играют силы вязкого трения. Они приводят к возникновению циркулирующих потоков воздуха вокруг крыла самолета или вокруг вращающегося тела, к появлению силы сопротивления среды. Особенно заметно проявляются силы вязкого трения при течении жидкостей. У некоторых жидкостей вязкость настолько велика, что применение уравнение Бернулли не возможно. Если тело движется в вязкой жидкости, то возникает сила сопротивления, модуль которой пропорционален скорости v и радиусу сферы r (закон Стокса) Fсопр. ~ v r. (17.10.)
|
|
Коэффициент пропорциональности в этой формуле зависит от свойств жидкости.