Наука в средневековом обществе

Средневековые ученые Европы, как правило, были выходцами из арабских университетов.

Средневековые ученые Европы свои знания называли натуральной магией (вместо античной натурфилософии). Их магия направлена на по­стижение тайн природы, ее законов. Маг- это не теоретик, он не создает концепций. Это больше практик- экспериментатор, изрекающий мо­литвы, заклинания.

Средневековая философия делится на 2 этапа:

Патристика (от слова патер-святой отец) с V по XII в. Это религи­озное учение о бытие и надприродной роли Бога.

Схоластика, достигшая зрелости к ХП-ХШ вв. Схоласты занима­лись чисто умозрительными, лишенными практического смысла рассуж­дениями. Они строили путь постижения Бога в логике и рассуждении. Представителями схоластики были такие фигуры, как Абеляр, стремив­шийся к четкому разфаничению между верой и знанием. Ввёл принцип «понимать, чтобы верить». Альберт Великий (конец XII- нач. XIII в.) имел обширные знания по естествознанию; был удостоен звания «все­объемлющий доктор». Стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного). Отдавал пред­почтение методу наблюдения. Фома Аквинский (Том Акванат) (1225-1274). Снискал репутацию систематизатора схоластики. Философия, по его мнению, должна служить вере, теологии. Сочинения Аквинского - громоздкая система силлогизмов, казуистических аргументаций, пропо­ведовал духовную власть церкви. Его учение стало официальной фило­софией католической церкви.

Ученые-специалисты, подводя итоги средневековой науки, отмечают такие ее особенности: а) совокупность правил в форме комментариев; б) тенденция к систематизации и классификации знаний; в) компиляция как характерная черта той науки) продолжение традиций античности, склон­ность к созерцательности и к абстрактному умозрительному теоретизи­рованию, признание превосходства универсального над уникальным.

После упадка античной науки в Западной Европе наступает длительный застой в философии и науке. Господствующей идеоло­гией в Средние века стала религия, которая подчинила себе науку и философию. Утраченное философское наследие античности вплоть до второй половины XII в. оставалось неизвестным для европейцев и после знакомства с ним было использовано для обоснования ре­лигии. Сначала крупнейший церковный авторитет Августин обра­тился для этого к некоторым идеям неоплатоников, а в дальнейшем для обоснования учения христианства привлекли фальсифициро­ванное учение Аристотеля. В процессе обоснования религиозных догм средневековые философы встретились с проблемой отноше­ния единичного к общему и реальностью общих понятий.

Основная борьба вокруг нее возникла между реалистами и но­миналистами. Основатель номинализма И. Росцелин (ок. 1050—1112) утверждал, что существуют только единичные чувственно воспри­нимаемые вещи, а общие понятия — это всего лишь nomina, т.е. имена для обозначения сходных вещей. В отличие от него реалисты заявляли, что универсалии, или общие понятия, не только сущест­вуют объективно, но и предшествуют единичным вещам. Крайне рационалистические взгляды защищали известный богослов и фи­лософ Ансельм Кентерберийский и не менее известный католиче­ский теолог Фома Аквинский.

Номиналисты своей критикой универсалий реалистов способст­вовали развитию научного познания, анализу эмпирической его ста­дии и изучению природы. В XIV веке эти идеи развивал выдающийся философ и логик Уильям Оккам (1285-1349), который был поборни­ком теории двойственной истины и наиболее крупным представите­лем номинализма в средневековой философии. Благодаря его усили­ям было достигнуто окончательное отделение веры от знания. Как мышление и знание не могут доказать существование и познание Бо­га, так и религиозная вера, по его мнению, не может вмешиваться в процессы получения научного знания. Практическим выводом из этого стало требование освобождения науки от влияния церкви.

Изучение природы должно проводиться с помощью опытных методов, опирающихся на восприятия и абстрактное мышление. Но это мышление, указывает Оккам, должно быть освобождено от схо­ластики и разного рода «скрытых качеств», «форм», метафизиче­ских причин и сущностей. Такого рода сущности и скрытые качест­ва для объяснения явлений выдвигали схоласты и натурфилософы. Именно против них резко выступил Оккам, выдвинувший свой, ставший впоследствии знаменитым, принцип: «не умножать сущно­стей без необходимости», который получил название «бритвы Оккама». Являясь виднейшим представителем средневекового номина­лизма, У. Оккам решительно защищал взгляд, что в действительно­сти существуют только единичные вещи. Универсалии же или общие понятия представляют собой термины, знаки и слова, которые обо­значают сходные в определенном отношении отдельные вещи.

Из всех наук в Средние века в Западной Европе относительное развитие получила логика, которая преподавалась в монастырских школах и университетах. Наряду с риторикой она входила в качест­ве обязательного минимума преподавания даже в монастырских школах. Более основательно она изучалась в появившихся в XII ве­ке университетах. Тон этому задавал Парижский университет, кото­рый называли новыми Афинами.

Средневековая логика опиралась на силлогистику Аристотеля, которую схоласты усовершенствовали, добавив к трем фигурам сил­логизма мало используемую в рассуждениях четвертую фигуру и тщательно изучили все модусы различных фигур. Однако в XIII ве­ке предпринимаются уже первые попытки творческого использо­вания логических идей как Аристотеля, так и последующих ан­тичных логиков.

Одним из известных логиков того времени был Петр Испанский (1210—1277), автор распространенного труда Summulae Logicaes (Суммулы), в котором излагает учение о суждениях, силлогизмах, ложных умозаключениях и других формах мысли. По этой книге ло­гика в Западной Европе преподавалась в течение трех веков. Петр Испанский сумел предвосхитить некоторые операции современной математической логики высказываний. В его трактате излагается, на­пример, операция дизъюнкции высказываний, ему были известны также формулы, связывающие дизъюнкцию высказываний с конъ­юнкцией, которые называются теперь законами А. де Моргана.

Другой видный логик Раймонд Луллий (1235—1315) известен как создатель первой логической машины. Он рассматривал логику как великое искусство (arts magna), помогающее постигать истину с по­мощью разума. С этой целью он построил логическую машину, ко­торая состояла из семи концентрических кругов, разделенных на отдельные секторы с записанными на них словами (понятиями) и соответствующими логическими отношениями. Вращая эти круги, можно было получать различные комбинации выводов и таким способом свести получение простейших дедуктивных заключений к чисто механическому процессу. Эта идея вдохновила молодого Г.В. Лейбница создать «алфавит мыслей», который послужил толч­ком к замене рассуждений вычислениями и в дальнейшем способ­ствовал возникновению математической логики, а в наше время ис­следованиям по созданию искусственного интеллекта.

В средневековом мировом обществе происходило следующее:

Варварские нашествия охватили всю Евразию, и был лишь один город, который сумел выстоять в этой буре, это была последняя крепость цивилизации – Константинополь. В середине IX века под началом епископа Льва Математика в Магнавском дворце была вновь открыта высшая школа - началось возрождение древних наук и искусств. Преподаватели Магнавской школы стали собирать хранившиеся в монастырях старинные книги; знаменитый грамматик Фотий составил сборник с краткими пересказами 280 античных рукописей. Придворные грамматики собрали огромную библиотеку и участвовали в создании обширных компиляций по законоведению, истории и агрономии. Греки снова познакомились с Платоном, Аристотелем, Евклидом и снова узнали о шарообразности Земли. В Греции сохранялись и созданные римлянами принципы строительного искусства.

В начале VIII века приглашенные халифом греческие мастера возвели в Иерусалиме главную мечеть арабов – «Купол Скалы», Куббат ас-Сахра; эта мечеть и по сей день остается шедевром архитектуры. Правивший в IX веке халиф Мамун был большим почитателем греческой учености; под впечатлением легенд об александрийском Мусее он создал в Багдаде “Дом науки” с обсерваторией и большой библиотекой; здесь были собраны поэты, учёные и толмачи, которые переводили греческие книги. Рассказывают, что халиф платил за переводы столько золота, сколько весила книга; были переведены сотни рукописей, присланных из Константинополя или найденных в сирийских монастырях; мусульманский мир познакомился с трудами Платона, Аристотеля, Евклида. Из книги Клавдия Птолемея (которую арабы называли «Аль-Магест») мусульмане узнали о шарообразности земли, научились определять широту и рисовать карты. Сочинения Гиппократа стали основой для “Канона врачебной науки” знаменитого врача и философа Ибн Сины; Ибн Хайан положил начало арабской алхимии и астрологии. Самым знаменитым арабским астрономом был ал-Хорезми, известный европейским переводчикам как Алгорисмус - от его имени происходит слово “алгоритм”. Ал-Хорезми позаимствовал у индийцев десятичные цифры, которые потом попали от арабов в Европу и которые европейцы называют арабскими.

Постепенно науки возвращались и в Европу. Искорки древних знаний издавна сохранялись в монастырях, где монахи переписывали старые книги и учили молодых послушников латинской грамоте, чтобы они могли читать святую Библию. В те времена латынь была единственным письменным языком и, чтобы научиться грамоте, нужно было научиться латыни: сначала выучить наизусть полсотни псалмов, а потом освоить азбуку. Кроме того, в монастырской школе учили церковному пению и немного - счёту, в этом и заключалось тогдашнее образование. С давних времён учёные монахи пытались собрать в одну книгу всё, что осталось от древних знаний и составляли обширные манускрипты, повествующие о житиях святых, магических свойствах чисел и немного - о медицине или географии. В VII веке Исидор Севильский написал двадцать томов “Этимологии”, а столетием позже Беда Достопочтенный составил обширную “Церковную историю Англии”.

Мусульманская Испания была для европейцев ближе, чем Константинополь, поэтому они ездили в Испанию, где учились у арабов тому, что те позаимствовали у греков. После того, как христиане отвоевали у мусульман столицу Испании Толедо, им достались богатые библиотеки с сотнями написанных арабской вязью книг. Епископ Раймунду призвал учёных монахов со всей Европы, и они вместе с арабскими и еврейскими мудрецами перевели эти книги - среди них был медицинский трактат Ибн Сины (Авиценны), философские манускрипты Ибн Рушда (Авероэсса), алхимические штудии Ибн Хайана (Гебера), а также арабские переводы Платона, Аристотеля, Евклида, Птолемея. В Испании европейцы познакомились с бумагой, магнитной иглой, механическими часами, перегонным кубом для получения алкоголя.

В конце XI века болонский ритор Ирнерий восстановил римский кодекс законов и основал первую юридическую школу. Со временем эта школа разрослась, в Болонью стали приезжать тысячи учащихся со всей Европы, и в конце XII века школа Ирнерия превратилась в “университет” - учёную “корпорацию”, цех с мастерами-магистрами, подмастерьями-бакалаврами и учениками-студентами. В университете было четыре факультета, один из них, “артистический”, считался подготовительным: это была прежняя “общая школа”, где изучали “семь свободных искусств”. Лишь немногие студенты выдерживали все испытания и продолжали учёбу на старших факультетах - юридическом, медицинском и богословском. Юристы и медики учились пять лет, а богословы - пятнадцать; их было совсем мало, и по большей части это были монахи, посвятившие свою жизнь богу. Появление университета принесло Болонье почёт и немалые выгоды, поэтому вскоре и другие города принялись заводить высшие школы по болонскому образцу. В середине XIII века в Италии было 8 университетов. Самым знаменитым университетом Англии был университет в Оксфорде, где в XIII веке преподавал знаменитый астролог и алхимик Роджер Бэкон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: