Средневековые ученые Европы, как правило, были выходцами из арабских университетов.
Средневековые ученые Европы свои знания называли натуральной магией (вместо античной натурфилософии). Их магия направлена на постижение тайн природы, ее законов. Маг- это не теоретик, он не создает концепций. Это больше практик- экспериментатор, изрекающий молитвы, заклинания.
Средневековая философия делится на 2 этапа:
Патристика (от слова патер-святой отец) с V по XII в. Это религиозное учение о бытие и надприродной роли Бога.
Схоластика, достигшая зрелости к ХП-ХШ вв. Схоласты занимались чисто умозрительными, лишенными практического смысла рассуждениями. Они строили путь постижения Бога в логике и рассуждении. Представителями схоластики были такие фигуры, как Абеляр, стремившийся к четкому разфаничению между верой и знанием. Ввёл принцип «понимать, чтобы верить». Альберт Великий (конец XII- нач. XIII в.) имел обширные знания по естествознанию; был удостоен звания «всеобъемлющий доктор». Стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного). Отдавал предпочтение методу наблюдения. Фома Аквинский (Том Акванат) (1225-1274). Снискал репутацию систематизатора схоластики. Философия, по его мнению, должна служить вере, теологии. Сочинения Аквинского - громоздкая система силлогизмов, казуистических аргументаций, проповедовал духовную власть церкви. Его учение стало официальной философией католической церкви.
|
|
Ученые-специалисты, подводя итоги средневековой науки, отмечают такие ее особенности: а) совокупность правил в форме комментариев; б) тенденция к систематизации и классификации знаний; в) компиляция как характерная черта той науки) продолжение традиций античности, склонность к созерцательности и к абстрактному умозрительному теоретизированию, признание превосходства универсального над уникальным.
После упадка античной науки в Западной Европе наступает длительный застой в философии и науке. Господствующей идеологией в Средние века стала религия, которая подчинила себе науку и философию. Утраченное философское наследие античности вплоть до второй половины XII в. оставалось неизвестным для европейцев и после знакомства с ним было использовано для обоснования религии. Сначала крупнейший церковный авторитет Августин обратился для этого к некоторым идеям неоплатоников, а в дальнейшем для обоснования учения христианства привлекли фальсифицированное учение Аристотеля. В процессе обоснования религиозных догм средневековые философы встретились с проблемой отношения единичного к общему и реальностью общих понятий.
|
|
Основная борьба вокруг нее возникла между реалистами и номиналистами. Основатель номинализма И. Росцелин (ок. 1050—1112) утверждал, что существуют только единичные чувственно воспринимаемые вещи, а общие понятия — это всего лишь nomina, т.е. имена для обозначения сходных вещей. В отличие от него реалисты заявляли, что универсалии, или общие понятия, не только существуют объективно, но и предшествуют единичным вещам. Крайне рационалистические взгляды защищали известный богослов и философ Ансельм Кентерберийский и не менее известный католический теолог Фома Аквинский.
Номиналисты своей критикой универсалий реалистов способствовали развитию научного познания, анализу эмпирической его стадии и изучению природы. В XIV веке эти идеи развивал выдающийся философ и логик Уильям Оккам (1285-1349), который был поборником теории двойственной истины и наиболее крупным представителем номинализма в средневековой философии. Благодаря его усилиям было достигнуто окончательное отделение веры от знания. Как мышление и знание не могут доказать существование и познание Бога, так и религиозная вера, по его мнению, не может вмешиваться в процессы получения научного знания. Практическим выводом из этого стало требование освобождения науки от влияния церкви.
Изучение природы должно проводиться с помощью опытных методов, опирающихся на восприятия и абстрактное мышление. Но это мышление, указывает Оккам, должно быть освобождено от схоластики и разного рода «скрытых качеств», «форм», метафизических причин и сущностей. Такого рода сущности и скрытые качества для объяснения явлений выдвигали схоласты и натурфилософы. Именно против них резко выступил Оккам, выдвинувший свой, ставший впоследствии знаменитым, принцип: «не умножать сущностей без необходимости», который получил название «бритвы Оккама». Являясь виднейшим представителем средневекового номинализма, У. Оккам решительно защищал взгляд, что в действительности существуют только единичные вещи. Универсалии же или общие понятия представляют собой термины, знаки и слова, которые обозначают сходные в определенном отношении отдельные вещи.
Из всех наук в Средние века в Западной Европе относительное развитие получила логика, которая преподавалась в монастырских школах и университетах. Наряду с риторикой она входила в качестве обязательного минимума преподавания даже в монастырских школах. Более основательно она изучалась в появившихся в XII веке университетах. Тон этому задавал Парижский университет, который называли новыми Афинами.
Средневековая логика опиралась на силлогистику Аристотеля, которую схоласты усовершенствовали, добавив к трем фигурам силлогизма мало используемую в рассуждениях четвертую фигуру и тщательно изучили все модусы различных фигур. Однако в XIII веке предпринимаются уже первые попытки творческого использования логических идей как Аристотеля, так и последующих античных логиков.
Одним из известных логиков того времени был Петр Испанский (1210—1277), автор распространенного труда Summulae Logicaes (Суммулы), в котором излагает учение о суждениях, силлогизмах, ложных умозаключениях и других формах мысли. По этой книге логика в Западной Европе преподавалась в течение трех веков. Петр Испанский сумел предвосхитить некоторые операции современной математической логики высказываний. В его трактате излагается, например, операция дизъюнкции высказываний, ему были известны также формулы, связывающие дизъюнкцию высказываний с конъюнкцией, которые называются теперь законами А. де Моргана.
Другой видный логик Раймонд Луллий (1235—1315) известен как создатель первой логической машины. Он рассматривал логику как великое искусство (arts magna), помогающее постигать истину с помощью разума. С этой целью он построил логическую машину, которая состояла из семи концентрических кругов, разделенных на отдельные секторы с записанными на них словами (понятиями) и соответствующими логическими отношениями. Вращая эти круги, можно было получать различные комбинации выводов и таким способом свести получение простейших дедуктивных заключений к чисто механическому процессу. Эта идея вдохновила молодого Г.В. Лейбница создать «алфавит мыслей», который послужил толчком к замене рассуждений вычислениями и в дальнейшем способствовал возникновению математической логики, а в наше время исследованиям по созданию искусственного интеллекта.
|
|
В средневековом мировом обществе происходило следующее:
Варварские нашествия охватили всю Евразию, и был лишь один город, который сумел выстоять в этой буре, это была последняя крепость цивилизации – Константинополь. В середине IX века под началом епископа Льва Математика в Магнавском дворце была вновь открыта высшая школа - началось возрождение древних наук и искусств. Преподаватели Магнавской школы стали собирать хранившиеся в монастырях старинные книги; знаменитый грамматик Фотий составил сборник с краткими пересказами 280 античных рукописей. Придворные грамматики собрали огромную библиотеку и участвовали в создании обширных компиляций по законоведению, истории и агрономии. Греки снова познакомились с Платоном, Аристотелем, Евклидом и снова узнали о шарообразности Земли. В Греции сохранялись и созданные римлянами принципы строительного искусства.
В начале VIII века приглашенные халифом греческие мастера возвели в Иерусалиме главную мечеть арабов – «Купол Скалы», Куббат ас-Сахра; эта мечеть и по сей день остается шедевром архитектуры. Правивший в IX веке халиф Мамун был большим почитателем греческой учености; под впечатлением легенд об александрийском Мусее он создал в Багдаде “Дом науки” с обсерваторией и большой библиотекой; здесь были собраны поэты, учёные и толмачи, которые переводили греческие книги. Рассказывают, что халиф платил за переводы столько золота, сколько весила книга; были переведены сотни рукописей, присланных из Константинополя или найденных в сирийских монастырях; мусульманский мир познакомился с трудами Платона, Аристотеля, Евклида. Из книги Клавдия Птолемея (которую арабы называли «Аль-Магест») мусульмане узнали о шарообразности земли, научились определять широту и рисовать карты. Сочинения Гиппократа стали основой для “Канона врачебной науки” знаменитого врача и философа Ибн Сины; Ибн Хайан положил начало арабской алхимии и астрологии. Самым знаменитым арабским астрономом был ал-Хорезми, известный европейским переводчикам как Алгорисмус - от его имени происходит слово “алгоритм”. Ал-Хорезми позаимствовал у индийцев десятичные цифры, которые потом попали от арабов в Европу и которые европейцы называют арабскими.
|
|
Постепенно науки возвращались и в Европу. Искорки древних знаний издавна сохранялись в монастырях, где монахи переписывали старые книги и учили молодых послушников латинской грамоте, чтобы они могли читать святую Библию. В те времена латынь была единственным письменным языком и, чтобы научиться грамоте, нужно было научиться латыни: сначала выучить наизусть полсотни псалмов, а потом освоить азбуку. Кроме того, в монастырской школе учили церковному пению и немного - счёту, в этом и заключалось тогдашнее образование. С давних времён учёные монахи пытались собрать в одну книгу всё, что осталось от древних знаний и составляли обширные манускрипты, повествующие о житиях святых, магических свойствах чисел и немного - о медицине или географии. В VII веке Исидор Севильский написал двадцать томов “Этимологии”, а столетием позже Беда Достопочтенный составил обширную “Церковную историю Англии”.
Мусульманская Испания была для европейцев ближе, чем Константинополь, поэтому они ездили в Испанию, где учились у арабов тому, что те позаимствовали у греков. После того, как христиане отвоевали у мусульман столицу Испании Толедо, им достались богатые библиотеки с сотнями написанных арабской вязью книг. Епископ Раймунду призвал учёных монахов со всей Европы, и они вместе с арабскими и еврейскими мудрецами перевели эти книги - среди них был медицинский трактат Ибн Сины (Авиценны), философские манускрипты Ибн Рушда (Авероэсса), алхимические штудии Ибн Хайана (Гебера), а также арабские переводы Платона, Аристотеля, Евклида, Птолемея. В Испании европейцы познакомились с бумагой, магнитной иглой, механическими часами, перегонным кубом для получения алкоголя.
В конце XI века болонский ритор Ирнерий восстановил римский кодекс законов и основал первую юридическую школу. Со временем эта школа разрослась, в Болонью стали приезжать тысячи учащихся со всей Европы, и в конце XII века школа Ирнерия превратилась в “университет” - учёную “корпорацию”, цех с мастерами-магистрами, подмастерьями-бакалаврами и учениками-студентами. В университете было четыре факультета, один из них, “артистический”, считался подготовительным: это была прежняя “общая школа”, где изучали “семь свободных искусств”. Лишь немногие студенты выдерживали все испытания и продолжали учёбу на старших факультетах - юридическом, медицинском и богословском. Юристы и медики учились пять лет, а богословы - пятнадцать; их было совсем мало, и по большей части это были монахи, посвятившие свою жизнь богу. Появление университета принесло Болонье почёт и немалые выгоды, поэтому вскоре и другие города принялись заводить высшие школы по болонскому образцу. В середине XIII века в Италии было 8 университетов. Самым знаменитым университетом Англии был университет в Оксфорде, где в XIII веке преподавал знаменитый астролог и алхимик Роджер Бэкон.