Проблема истины в научном познании

Истина – это знание, соответствующее действительности.

Цель познания – это постижение истины, т.е. проблема истины – это основная проблема философии, это проблема об адекватности происходящей действительности. Сама действительность сложна и неопределенна. Несовпадение явления и сущности ведет к неправильному представлению о мире. Путь к истине труден и извилист.

Выделяют относительную и абсолютную истины.

Относительная истина – это примерное, приблизительное совпадение знания с объектом. (Субъективность форм познания, приблизительность, ограниченность всякого знания, зависимость истинности суждения от типа и языка теории, ограниченность уровня практики.)

Абсолютная истина: если брать знание вне практики, деятельности, то всякое знание относительно. (Устойчивость, опровержимость, полнота.) Абсолютную истину можно понимать в трех смыслах:

полное исчерпывающее знание, знание обо всем, что есть и будет.

«Вечная истина»

Объективное содержание знания в составе знания относительного: из суммы относительных знаний получается абсолютная истина.

Есть много концепций истины:

На соответствие знаний и внутренней характерной среды;

Соответствие врожденных структур;

Соответствие самоочевидности рационалистической интуиции;

Соответствие чувственного восприятия;

Соответствие оприорного мышления;

Соответствие целевым установкам личности;

Когерентная концепция истины.

В концепции когерентной истины суждения являются истинными, если они логически выводятся из постулатов, аскиом, непротиворечащих теории.

Одной из важных проблем теории познания является проблема истины. Истина - это точное отображение предметов и явлений природы, а заблуждение - искажение этой зеркальной "копии" вследствие воздействия различных факторов, которые засоряют сознание и которые Бэкон называет "идолами" (ложные представления, предрассудки, понятия). Среди них: "идолы рода", "идолы пещеры", "идолы площади", "идолы театра".

Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека – его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая – нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота.

Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения,, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Но что такое истина, истинное знание? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности.

Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта.

Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: