Истина – это знание, соответствующее действительности.
Цель познания – это постижение истины, т.е. проблема истины – это основная проблема философии, это проблема об адекватности происходящей действительности. Сама действительность сложна и неопределенна. Несовпадение явления и сущности ведет к неправильному представлению о мире. Путь к истине труден и извилист.
Выделяют относительную и абсолютную истины.
Относительная истина – это примерное, приблизительное совпадение знания с объектом. (Субъективность форм познания, приблизительность, ограниченность всякого знания, зависимость истинности суждения от типа и языка теории, ограниченность уровня практики.)
Абсолютная истина: если брать знание вне практики, деятельности, то всякое знание относительно. (Устойчивость, опровержимость, полнота.) Абсолютную истину можно понимать в трех смыслах:
полное исчерпывающее знание, знание обо всем, что есть и будет.
«Вечная истина»
Объективное содержание знания в составе знания относительного: из суммы относительных знаний получается абсолютная истина.
|
|
Есть много концепций истины:
На соответствие знаний и внутренней характерной среды;
Соответствие врожденных структур;
Соответствие самоочевидности рационалистической интуиции;
Соответствие чувственного восприятия;
Соответствие оприорного мышления;
Соответствие целевым установкам личности;
Когерентная концепция истины.
В концепции когерентной истины суждения являются истинными, если они логически выводятся из постулатов, аскиом, непротиворечащих теории.
Одной из важных проблем теории познания является проблема истины. Истина - это точное отображение предметов и явлений природы, а заблуждение - искажение этой зеркальной "копии" вследствие воздействия различных факторов, которые засоряют сознание и которые Бэкон называет "идолами" (ложные представления, предрассудки, понятия). Среди них: "идолы рода", "идолы пещеры", "идолы площади", "идолы театра".
Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека – его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая – нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота.
Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения,, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
|
|
Но что такое истина, истинное знание? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности.
Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.
Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта.
Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.