Базисные элементы и процессы общества подобны клеткам и метаболическим процессам живых организмов. Но живой организм состоит из разных органов (сердце, артерии, вены и т. д.) и их систем (кровеносная, пищеварительная, нервная и т. д.). Структурно-функциональная социология пытается обнаружить общественные органы и системы органов, позволяющие рассматривать общество как организм.
Огюст Конт, как мы уже говорили, выделил в общественном организме три основных системы органов (институтов):
§ регулятивную (управление);
§ производственную (сельское хозяйство, ремесло, промышленность);
§ распределительную (дороги, транспорт, торговля и т. п.). Главным институтом-органом общественного организма у него был управленческий (государство, право, церковь).
Для К. Маркса строение общества имело подчиненный характер, было средством выделить его важнейшую структуру — общественно-экономическую формацию, которая поглощает все общество как социальный организм. Маркс выделял в обществе две части (сферы, системы): базисную (экономика), определяющую производство материальных благ, и надстроечную (государство, церковь, право, формы общественного сознания и т. п.). Главной частью общества он считал экономику, что выразил формуле «Базис определяет надстройку».
|
|
Марксовое понимание строения общества было развито в советской марксистской социальной философии. Владимир Барулин выделил в обществе четыре основных сферы-органа:
§ материально-производственная сфера (экономика);
§ социальная (народ, экономические классы, нации);
§ политическая (государство, партии, профсоюзы);
§ духовная (обыденное сознание, общественная психология, идеология, формы общественного сознания и т. д.).
Экономику он считает определяющей все остальные сферы жизни общества.
Современный американский антрополог Джулиан Стюард в своей книге «Теория культурных изменений» отошел от классического социального эволюционизма Спенсера, основанного на дифференциации труда. Каждое общество, по Стюарду, состоит из нескольких культурных полей:
§ технико-экономического;
§ социально-политического;
§ законодательного;
§ художественного и т. д.
Каждое культурное поле имеет свои законы эволюции, а все общество в целом находится в уникальных природных и общественных условиях. В результате развитие каждого общества уникально и не подчиняется никакой экономико-формационной линейности. Но чаще всего ведущей причиной развития локальных обществ является технико-экономическая сфера.
Марш (1967), в частности, указал признаки, при которых социальная общность может считаться обществом:
§ постоянная территория, имеющая государственную границу;
§ пополнение численности сообщества в результате деторождения и иммиграции;
§ развитая культура (понятия опыта, понятия о связи элементов опыта, ценности-верования, нормы поведения отвечающие ценностям и т. д.);
§ политическая (государственная) независимость.
Как можно видеть, экономика среди перечисленных признаков отсутствует.