СМИ — совокупность специализированных организаций, осуществляющих открытую, публичную передачу с помощью определенных технических средств различных сведений. Отличительные черты:
1) публичность - неограниченный и надперсональный круг потребителей;
2) непрямое, разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникационных партнеров;
3) одно направленность воздействия от коммуникатора к потребителю информации;
4) непостоянный, так называемый дисперсивный, характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего
внимания, проявленного к той или иной информации;
5)наличие специальных технических средств передачи информации.
Политика нуждается в специальных средствах информационного обмена для установления и поддержания постоянных связей между ее субъектами. Газеты и журналы долго были главным источником информации. Потом появ. телефонная, телеграфная,
радио и телевидение. Они сделали возможной передачу информации на большие расстояния и через государственные границы без необходимости физического присутствия человека. В большинстве развитых капиталистических стран СМИ представляют собой преимущественно частнопредпринимательский институт. Концентрация и монополизация СМИ - процесс весьма опасный, ограничивающий свободу слова, плюрализм мнений, формирование общественного мнения, возможность получения разнообразной информации по одному и тому же вопросу.
|
|
Самым большим владельцем СМИ в России-государство. Однако не все управляются из одного центра, а если это и происходит, то эпизодически, от случая к случаю, поскольку исполнительная власть не является единой командой, а представляет собой различные кланы, каждый из которых пытается по-своему воздействовать на указанные СМИ.
Сложившаяся в российских средствах массовой информации ситуация самым отрицательным образом сказывается как на самих СМИ, так на обстановке в стране в целом. Прежде всего это связано с тем, что высокая концентрация СМИ здесь произошла не на их собственной основе (как это имело место, например, с концернами Шпрингера и Максвелла на Западе), а в результате притока финансового, банковского, нефтегазового капитала. Вместо массовой информации на первый план выступает компромат или донос, а вместо массового читателя адресатом становится отмеченный властью один человек. Функции СМИ:
1. Информационная(обработка и распространении информации)
2. Образования и социализации. Она проявляется в предоставлении гражданам знаний, позволяющих оценивать и систематизировать полученные сведения.
|
|
3. Критики и контроля. Наряду со СМИ ее выполняют институты судебной власти, а также оппозиция.
4. Артикуляции (выражения) различных общественных интересов, формирования и интеграции политических субъектов.
5. Мобилизационная. Выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям или сознательному бездействию,
вовлечении их в политику.
6. Инновационная. Проявляется в инициировании политических
изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности.
7.Оперативная. Состоит в обслуживании политики определенных партий и организаций.
8. Формирования общественного мнения. Известно, что СМИ принадлежит в этом решающая роль.