Специфика философского знания. Содержание, структура, метод и цель философии

Ф (с греческ. "любовь к мудрости") - это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Пифагор назвал себя Философом. По Пифагору Фов – ч-к, который жаждет истины, а мудрость – тот удел знаний, который доступен только избранным. Другая точка зрения – мудрость не многознание, не только знание, но и жизнедеятельность в соотв. с этими знаниями. Древние греки: предмет Ф. – природа. Первая Ф. – натурфилософия. 3 точки зрения на предмет Ф: 1) Религиозная Ф. и Ирреалистич Ф. Пытались оторвать Ф. от науки и противопоставить их. 2) Позитивизм (Конт, Спенсер, Милль) – как реакция на натурфилософию. Любая наука – сама себе Ф. Ф. не изучает мир, должна анализировать знания, которые получает от естествознания. Предмет Ф. растворяется в предмете естествознания. 3) Марксизм. Ф. – наука о мире в целом. Ф. изучает общие законы природы, общ-ва и мышления. Ф. изучает всеобщие законы мира, всеобщие принципы познания, преобразования.

Основной круг вопросов философии:

1) на протяжении веков философы изучали природу, фил. В начале выступала, как натур. Фил.

2) В сферу ф входят вопросы общественной жизни: идеалы устройства об-ва, основные принципы общ. Жизни.

3) Предметом размышления ф. Выступает человек, его приро­да, ум, чувства, язык, мораль, искусство, религия:

Осн.проблемы (содержание): отношение бытия к мышлению; отношение физич.к психическому; отнош.материальн.к идеальному; отнош.духа к природе;отнош.субъективного к объективному. Все эти проблемы явл.составными одной большой проблемы - отношения бытия и сознания. Гносеологическая необходимостьпостановки этих проблем (гносеология - учение о познании) заложена в реальном отношении человека к внешнему миру: любой элементарный акт человеческогопознания и поведения предполоагает разграничение субъективного и объективного, сознания осознаваемых вещей. Эти проблемы вырастают из повседневной жизнилюдей, из практики. Есть две стороны этих проблем: гносеологическая (возможность в наших понятиях и представлениях о действительном мире составлятьверное представление о действительности) и онтологическая (вопрос о первичности духа или материи). Т.е.осн. проблемы философии возникают из полемики междусторонниками различных течений по поводу этих основных вопросов (гносеология и онтология).

Вся проблематика философии вращается вокруг центра–человека.

Предмет философии –философия–наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания(правильное и бесполезное определение). Предмет философии–рассматривает наиболее важные связи в системе «мир- человек». Назначение философии–поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования.

Структура философии: 1. онтология (учение о бытие). 2. гносеология (теория познания). 3. методология (Ф.-проблемы развития науки). 4. социология (соц. проблемы). 5. этика (учение о морали). 6. эстетика (учение о прекрасном). 7. антропология (учение о человеке). 8.аксиология (уч. о ценностях). 9. диалектика (учение о развитии). 10. метафизика (уч. о действительности, уч. о смысле жизни).

Ни одна из наук, кроме Ф., не занимается спец вопросом, что такое "необходимость", "случайность", etc. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия явл предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: