Зарождение философской мысли, ее культурно-исторические предпосылки

Ф. как специфический способ духовного освоения мира возникает лишь тогда, когда общество достигает достаточно высокого уровня развития и появилась внутренняя готовность человека к философскому осмыслению действительности. Считают, что именно Ф. отличает культурных людей от дикарей и варваров. По мнению Платона, Ф. начинается с изумления человека перед неведомым миром и горячего стремления устранить свое незнание. Возникновение Ф. – результат развития духовной культуры. В древнем мире уже существовали первичные формы сознания – миф и религия.

Хранителями и трансляторами знания издревле были мудрецы. С прогрессом отношения между человеком и обществом изменились. Это требовало более глубокого понимания мира (а не просто накопления сведений) и соответственно мыслителей нового типа – философов. Философия возникла из необходимости теоретически раскрыть проблемы мироздания и человеческого существования. Она переосмыслила все ранее накопленные эмпирические знания, древнюю мифологию, религию и выработала новое миропонимание.

Ф. осуществила грандиозный прорыв к новому способу осмысления мира, который был неведом прежним формам сознания. Миф и религия иррациональны по своей сути, тогда как Ф. выделяется высокой рациональностью, она все отдает на суд разума. Если мифология представляет собой мышление образное, то Ф. – понятийное. Если религиозные знания сакральны (связаны с культом и доступны только ограниченному кругу жрецов, то филос.знания имеют светский характер и доступны каждому, кто желает и умеет рассуждать.

Ф. появляется в результате накопления знаний – возникает потребность в их обобщении. Тогда появляется Ф., которая и начинает выполнять эту функцию. Добытая пранаукой информация о небесных явлениях, чередовании времен года, свойствах растений и обычаях людей подготовила необходимый материал для философского осмысления. Возникла критическая масса мыслительного материала, достаточная для теоретического анализа мировоззренческих проблем. Оно стало возможным благодаря формированию у человека навыков абстрактного мышления.

Одним из духовных источников Ф. явилось обыденное сознание, которое опиралось на здравый смысл. Миф и религия, их объяснения мира и места человека в нем уже не удовлетворяют мыслителей. Постепенно формируется убеждение, что истина – это результат знаний, основанных на логике и фактах, а не предмет бездумной веры.

Т.о., духовными предпосылками Ф. выступили: религиозно-мифологическое мышление, начала наук обыденное сознание.

Становление Ф. решительно преодолевало прежние формы сознания, но и сохраняло преемственность с ними. Ф. рождалась в жарких спорах ее сторонников с представителями отживших жизненных принципов, устаревших норм поведения и сомнительных способов объяснения явлений. Философы открыли совершенно новый интеллектуальный горизонт человеческого бытия.

Ф. возникла в тех древних обществах, где духовные предпосылки были дополнены экономическими обстоятельствами.

Возникновение философии обусловлено следующими социально-экономическими факторами:

· аграрно-ремесленная революция, т.е. в целом экономическое развитие способствовало накоплению знаний – требовалось их обобщение и систематизация

· разрушение родового строя требовала выработки нового типа самоопределения людей

· отделение умственного труда от физического – отдельные люди стали заниматься профессиональным теоретизированием – философствованием; сначала это были писцы и жрецы

· развитие государственности, особенно древнегреческой демократии, вызвало к жизни искусство убеждения, аргументацию, строгое последовательное, систематическое мышление.

Ф. возникла почти одновременно в трех разных центрах мировой цивилизации: древних обществах Китая, Индии и Греции. Это произошло в 7–6 в. до н.э., когда для этого сложились вышеизложенные предпосылки. Особенно удачное сочетание духовных и социальных факторов в Греции дало жизнь философии.

Ф. Аристотель назвал Ф. госпожой наук.

Ф. буквально: любовь к мудрости. Считают, что слово философ употребил Пифагор. В качестве особой науки Ф. обособил Платон. В специфическую область теоретического знания ее выделил Аристотель. Андроник Родосский ввел термин метафизика (все, что после физики), под которым обычно понимают Ф.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: