Источники формирования Оборотных Средств

Среди источников, использования для формирования оборотных средств выделяют собственные, заемные и привлеченные средства.

Общий размер собственных оборотных средств устанавливается предприятием самостоятельно. Определение минимальной потребности средств для образования необходимых запасов товарно-материальных ценностей, для обеспечения планируемых объемов производства и реализации продукции, для осуществления расчетов в установленные сроки. В течение года потребность предприятий в оборотных средствах может изменяться, поэтому нецелесообразно полностью формировать оборотные средства за счет собственных источников. Это привело бы к образованию излишков оборотных средств в отдельные моменты и ослаблению стимулов к их экономному использованию. Предприятие поэтому использует для финансирования оборотных средств заемные средства. Дополнительная потребность в оборотных средствах обеспечивается краткосрочными кредитами банка. Привлеченные средства - кредиторская задолженность всех видов, а также средства целевого финансирования до их использования по прямому назначению.

22. Нормирование оборотных средств.

Нормирование ОС обеспечивает непрерывность производства и способствует эффективному использованию ресурсов п/п. Величина н.об.ср. должна удовлетворять реальной потребности производства. При занижении нормативов, п/п не сможет обеспечить производство необходимыми запасами, своевременно расплатиться с поставщиками, рабочими и т.д. При завышении норматива, образуется значительное сверх необходимого запаса, происходит “замораживание” средств, что приводит к потерям. Кроме того завышенный норматив способствует к сокращению уровня рентабельности и увеличению размеров выплаты налога на имущество п/п.

Н.об.ср. разрабатываются на п/п, утверждаются на 1 год и корректируются ежегодно с учётом изменения технологий организаций производства, сокращение нормы расхода материальных ресурсов, трудовых затрат, длительности производственного цикла, применение прогрессивных и более дешёвых материалов, ускорение отгрузки и реализации продукции.

Главная задача н.об.ср. состоит в разработке обоснованных, технологических нормативов и норм, т.е. сколько нужно оборотных средств в денежном выражении для ритмичного, бесперебойного протекания производственного процесса, реализации продукции и для осуществления всех видов расчётов в установленные сроки.

Норматив - денежное выражение потребности.

Норма – потребность оборотных средств в сутках.

Норматив производственных запасов состоит из:

- текущего - страхового - технологического - транспортного запасов

Текущий запас используется для обеспечения потребности производства, мат. ценностей м/у двумя очередными поставками: ТЗ = P*I P -среднесуточный расход мат. ресурсов. I – интервал поставок.

ТЗ достигает своей мах величины в момент поставки, по мере использования он уменьшается и в идеале след. поставки полностью расходуется. При несвоевременном поступлении материала, т.е. фактический интервал поставки превышает плановый, произ-ый процесс может остановиться. Во избежании этого создаётся страховой запас: СЗ = Р(Iф – Iпл)*0,5 СЗ= 0,5*ТЗ

В случаях когда п/п находится в дали от транспортных путей, либо используют нестандартные, уникальные материалы, норма СЗ может быть увеличена до 100%. При поставки по прямым договорам, СЗ может быть сокращён до 30%.

В случае, если нарушение поставок связано с трансп-ой организацией создаётся транспортный запас: ТрЗ = СЗ

Технологический запас создаётся в тех случаях, когда поступающие мат. ценности не удовлетворяют требованиям тех. процесса и до запуска в произ-ве проходит соответственную обработку: ТрЗ = 0,5*ТЗ

23. Характеристика имущества и капитала предприятия.

Имущество предприятия - материальные и нематериальные элементы используемые предприятием в производственной деятельности. Создается за счет имущества переданного учредителями предприятия в виде вкладов (взносов, паев). Имущество может увеличиваться в процессе производственной и хозяйственной деятельности.

Состав имущества предприятия. К числу материально- вещественных относятся: земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, полуфабрикаты, готовые изделия, денежные средства.

Нематериальные элементы. Создаются в процессе жизнедеятельности фирмы (товарный знак, регистрация фирмы, круг постоянных клиентов, квалификация персонала, ноу-хау (секреты) фирмы, лицензии). которые могут быть проданы или переданы по контракту.

Капитал.

При регистрации предприятия в качестве юридического лица, предприятие должно обладать уставным капиталом. УК - зафиксированное в стоимостном выражении сумма материальных и нематериальных ценностей, которые передаются предприятию в постоянное пользование владельцами этих ценностей. Величина и структура уставного капитала определяется условиями деятельности предприятия. Уставный капитал формируется и утверждается при образовании и реформировании предприятия. Причины увеличения уставного капитала: рост прибыли, дополнительный выпуск акций, получение субсидий (от государственных или главных компаний), присоединение дополнительных вкладов со стороны юридических или физических лиц. Уставный капитал сосредоточен в основных фондах, резервах и оборотных средствах. Эффективность использования уставного капитала определяется тем, насколько рационально эксплуатируются основные и оборотные фонды предприятия. Выбытие уставного капитала происходит в результате:

ü физического износа или расходования имущества (без его восстановления)

ü морального износа

изъятия капитала вследствие падения спроса на продукцию предприятия или неблагоприятной конъюнктуры рынка.

24. Понятие инвестиций, капитальных вложений и капитального строительства.

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги и другое имущество, или права, имеющие денежную оценку направляемые в предпринимательскую или иную деятельность с целью получения прибыли, дохода или достижения социального эффекта. Инвестиционные ценности:

1.Денежные средства.

2.Ценные бумаги.

3.Движимое и недвижимое имущество.

4.Права пользования землёй и природными ресурсами.

5.Имущетсвенные права, вытекающие из авторских прав, ноу-хау и интеллектуальные ценности.

Ноу-хау – комплекс технических знаний и коммерческих секретов.

В зависимости от реализации инвестиционных ценностей различают:

- Реальные - вложение в основной и оборотный капитал.

- Портфельные – вложения в ЦБ и активы других предприятий.

Субъекты инвестиционной деятельности: государство, юридические лица, физические лица, иностранные государства, иностранные юридические и физические лица.

Капиталообразующие инвестиции — это вложения в новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перево­оружение и поддержание действующего производства, а также вложения средств в создание товарно-производственных запасов, прирост оборотных средств и нематериальных активов.

Капитальные вложения составная часть капиталообразующих инвестиций. Они представляют собой затраты, направляемые на создание и воспроизводство основных фондов. Капитальные вложения являются необходимым условием существования пред­приятия. Пренебрегая ими, фирма может увеличить свои прибыли в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде это приве­дет к потере прибыли, неспособности фирмы конкурировать на рынке. В состав капитальных вложений входят: затраты на строительно-монтажные работы; затраты на приобретение основных фон­дов (станки, машины, оборудование); затраты на НИОКР, проектно-изыскательские работы и т. д.; инвестиции в трудовые ре­сурсы; прочие затраты.

Направления использования:

• новое строительство, т. е. строительство новых предприятий на вновь осваиваемых площадях;

• расширение действующих предприятий путем сооружения их вторых и последующих очередей, введения в строй дополни­тельных цехов и производств, расширение уже функционирую­щих основных и вспомогательных цехов;

• реконструкция, т. е. осуществляемое в процессе деятельнос­ти предприятия частичное или полное переустройство производства без строительства новых или расширения действующих ос­новных цехов. Вместе с тем к реконструкции относится расши­рение существующих и сооруженных новых объектов вспомога­тельного назначения, а также возведение новых цехов взамен лик­видированных;

• техническое перевооружение действующего предприятия, т. е. повышение технического уровня отдельных участков произ­водства и агрегатов путем внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации, процессов модернизации изно­шенного оборудования.

Выбор фирмой того или иного направления капитальных вло­жений зависит от целей, которые она преследует при осущест­влении инвестиций. Однако чаще эффективнее осуществлять ка­питальных вложения на реконструкцию и техническое перевоору­жение действующего производства, что позволяет значительно со­кратить сроки ввода в действие производственных мощностей (как правило, отпадает необходимость сооружения вспомогатель­ных цехов, коммуникаций, линий электропередач и систем во­доснабжения), с относительно меньшими капитальными вложе­ниями, чем при строительстве новых или расширении действу­ющих предприятий. Окупаются такие затраты в среднем в три раза быстрее. Необходимость капитальных вложений обусловлена долгос­рочными прогнозами сбыта, которые определяют мощность и форму производственных процессов, в отдельных случаях на много лет.

Капитальное строительство (КС) организуется для обеспечения воспроизводства основных производственных фондов в производственной сфере.

Капитальные вложения осваиваются с помощью строительства. С точки зрения способов воспроизводства основных фондов, капитальное строительство может осуществляться в виде нового строительства, в виде реконструкций действующих предприятий, в виде технического перевооружения предприятий, в виде модернизации основных фондов.

25. Характеристика трудовых ресурсов предприятия.

Кадры или трудовые ресурсы предприятия это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и не основной его деятельностью. Трудовые ресурсы (кадры) предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособности. Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства. Создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли. Отличие трудовых ресурсов от других видов ресурсов предприятия заключается в том, что каждый наемный работник может отказаться от предложенных ему условий и потребовать изменения условий труда и модификации неприемлемых, с его точки зрения, работ, переобучения другим профессиям и специальностям или в конечном счете, может, наконец, уволиться с предприятия по собственному желания. Кадровый состав или персонал предприятия и его изменения имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые могут быть с меньшей или большей степенью достоверности измерены и отражены следующими абсолютными и относительными показателями:

А) списочная и явочная численность работников предприятия и (или) его внутренних подразделений, отдельных категорий и групп на определенную дату; Б) среднесписочная численность работников предприятия и (или) его внутренних подразделений за определенный период; В) удельный вес работников отдельных подразделений (групп, категорий) в общей численности работников предприятия; Г) темпы роста (прироста) численности работников предприятия за определенный период; Д) средний разряд рабочих предприятия; Е) удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное образование в общей численности служащих и (или) работников предприятия; Ё) средний стаж работы по специальности руководителей и специалистов предприятия; Ж) текучести кадров по приему и увольнению работников; З) фондовооруженность труда работников и (или) рабочих на предприятии и другие.

Состав и структура кадров. Работники подразделяются на: А) промышленно-производственный персонал; Б) персонал не промышленных организаций - в в основном работники жилищно-коммунального хозяйства, детских и врачебно-санитарных учреждений, принадлежащих предприятию.

26. Характеристика финансовых ресурсов предприятия.

Финансовые же ресурсы - это источники средств предприятий, направляемые на формирование их активов. Эти источники бывают собственные, заемные и привлеченные. Отражаются они в соответствующих разделах пассива баланса.
Следовательно, финансовые ресурсы предприятий - это собственный, заемный и привлеченный денежный капитал, который используется предприятиями для формирования своих активов и осуществления производственно-финансовой деятельности в целях получения соответствующих доходов и прибыли.
Формирование финансовых ресурсов производится в процессе создания предприятий и реализации их финансовых отношений при осуществлении хозяйственно-финансовой деятельности.
При создании предприятий источники формирования финансовых ресурсов зависят от формы собственности, на основе которой создается предприятие. Так, при создании государственных предприятий финансовые ресурсы формируются за счет бюджета, средств вышестоящих органов управления, средств других аналогичных предприятий при их реорганизации и др. При создании коллективных предприятий они формируются за счет паевых (долевых) взносов учредителей, добровольных взносов юридических и физических лиц и т.д. Все эти взносы (средства) представляют собой уставный (первоначальный) капитал и аккумулируются в уставном фонде созданного предприятия.
Следовательно, уставный капитал - это зафиксированная в учредительных документах общая стоимость активов, которые являются взносами собственников в капитал предприятия. Уставный капитал является основной частью собственного капитала и основным источником собственных финансовых ресурсов предприятия. За счет его денежных средств формируются основные фонды и оборотные активы предприятий.
В процессе дальнейшей работы финансовые ресурсы предприятий могут пополняться за счет дополнительно создаваемых собственных источников, привлеченных и заемных средств. При этом в состав дополнительно формируемых собственных финансовых ресурсов (собственного капитала) включают: резервный капитал, дополнительный вложенный капитал, прочий дополнительный капитал, нераспределенную прибыль, целевое финансирование и др.
Резервный капитал - это сумма резервов, созданных за счет нераспределенной прибыли предприятия в соответствии с действующим законодательством или учредительными документами.
Дополнительный вложенный капитал - сумма превышения стоимости реализации выпущенных акционерным обществом акций над их номинальной стоимостью.
Прочий дополнительный капитал - сумма дооценки необоротных активов; стоимость активов, полученных бесплатно предприятием от других юридических или физических лиц, и прочие виды дополнительного капитала.
Нераспределенная прибыль - сумма прибыли, оставшаяся на предприятии и реинвестированная в его хозяйственную деятельность.
Целевое финансирование - сумма целевых поступлений, полученных из бюджета.

27. Особенности планирования производства в современных условиях.

План - упорядоченная схема действий по достижению определенной цели.

Планирование:

n непрерывный процесс поиска новых путей и методов целевых действий за счет новых возможностей;

n система организаторской и экономической деятельности, направленной на сознательное поддержание пропорций, эффективное использование ресурсов.

Формальное» планирование - подробная фиксация на бумаге всей схемы действий.

Неформальное планирование - все держится в уме.

Планирование - деятельность высшего порядка. Его выгоды:

n способствует перспективному мышлению;

n координации усилий по достижению целей;

n формирует систему целевых показателей для последующего контроля, для реагирования на возможные перемены;

n увязывает обязанности всех должностных лиц.

Ключевая проблема планирования - адаптация - непрерывное приспособление предприятия к изменяющимся условиям.

Сегодня выделяют три принципа планирования: участия, непрерывности, холизма.

1) Принцип участия - все подразделения предприятия составляют свой план. При свободе в выборе плана имеют ограничения: они не должны отрицательно влиять на работу других подразделений и требовать дополнительных ресурсов.

Два метода составления плана: «сверху вниз» (сверху заданы основные параметры - прибыль доходы, а внизу идет детализация) и «снизу вверх» (те же показатели планируются снизу).

2) Принцип непрерывности - внесение уточнений в составленный план и его продление. Контроль, анализ состояния требуют внесения изменений, продиктованные жизнью (курс валюты, спрос, предложение на сырье, кризис и т.д.).

Непрерывность в планировании - это сочетание планирования различной продолжительности - текущего (операционного), среднесрочного (тактического), долгосрочного на 5-10 лет (стратегического).

3) Принцип холизма - состоит из двух частей: координации и интеграции.

· координация - необходимая взаимоувязка планов всех подразделений по времени и объемам;

· интеграция - порядок, при котором планирование осуществляется независимо на каждом уровне.

Вроде бы антогонизмы, но сочетание их позволяет достигать большего эффекта (больше элементов и уровней в системе планирования, больше взаимоувязки).

В процессе планирования необходимо учитывать:

n цели, намеченные к реализации в планируемом периоде;

n цели за планируемым периодом;

n цели не достижимые, но к которым при реализации первых идет приближение.

28. Формирование цен в условиях рыночной экономики.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товаров, продукции или услуг. Эта цена всегда колеблется вокруг цены производства товаров.

Цены выполняют следующие функции:

1. Учетно-измерительная функция, как способ учета и измерения затрат общественного труда на производство товаров и услуг.

2. Распределительная. Когда с помощью цен осуществляется перераспределение части доходов первичных субъектов хозяйствования и населения.

3. Стимулирующая. Осуществляется повышение мотивации в достижении высоких результатов деятельности.

Основными методами ценообразования являются:

1. Метод установления цены на товары на основе издержек производства.

2. Расчет цены на основе анализа безубыточности деятельности и обеспечения целевой прибыли.

3. Метод определения цен с ориентацией на спрос.

4. Установление цены на основе уровня текущей цены.

5. На основе закрытых торгов.

6. Метод установления окончательных цен.

Основными факторами, влияющими на ценообразование являются:

1. Гибкость спроса. Когда рост цен вызывает снижение спроса и наоборот.

2. Высокие технические параметры (высокие потребительские свойства товаров) и низкая стоимость эксплуатации.

3. Ориентация на получение прибыли и оценка потенциальных покупок с учетом их эффективности.

4. Возможность придания изделию большей привлекательности для покупателя.

5. Специфические факторы, определяющие назначение сырья, материалов и т.д.

29. Продукция предприятия. Производственная программа.

План производства продукции по номенклатуре и ассортименту рассчитывается на основе договоров поставки в натуральном выражении по каждому ее виду с учетом конкретных сроков поставки.

Основной стоимостной показатель - стоимость реализуемой продукции (услуг).

Другие стоимостные показатели: товарная, валовая продукция, валовой оборот.

Товарная продукция - стоимость продукции, которая выпущена в плановом периоде и подготовлена к реализации. Отличается от реализованной на величину изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец планового периода.

Товарная продукция (ТП) - это предназначенные к реализации все виды готовой продукции и полуфабрикаты собственного изготовления, работы и услуги производственного характера, выполняемые на сторону, продукция вспомогательного хозяйств, предназначенная для реализации на сторону.

Реализуемая продукция (РП) - стоимость продукции (работ, услуг), которая будет поставлена покупателям (заказчикам) и оплачена ими в плановом периоде.

Планирование производства продукции

План производственных подразделений предприятия по объе­му, номенклатуре, ассортименту, качеству и срокам производства продукции называется производственной программой предприятия.

Составлению производственной программы предшествует фор­мирование портфеля заказов, на основе которого устанавливается объем производства и последующей реализации продукции.

Содержание производственной программы определяется стра­тегическими целями предприятия в планируемом периоде. При со­ставлении производственной программы предприятие руководству­ется данными маркетинговых исследований рынка, величиной го­сударственного заказа, уже сформированным портфелем заказов, а также существующими ограничениями по всем видам ресурсов.

При разработке производственной программы предприятия долж­ны предусматривать следующие разделы:

- план производства продукции в натуральном выражении;

- план производства продукции в стоимостном выражении.

В практике планирования используются на­туральные и условно-натуральные единицы измерения. Характер на­туральных показателей зависит от специфики продукции.

Условно-натуральные единицы применяются в тех случаях, когда одинаковые по назначению виды продукции имеют различную по­требительную стоимость.

Большое значение играет формирова­ние плана выпуска продукции в стоимостном выражении.

Разработка производственной программы проходит три основных этапа:

1 заключается в определении максимально возмож­ного выпуска продукции на базе имеющихся производственных мощностей.

2 исследуется возможность наращивания произ­водственной мощности предприятия за счет собственных финансо­вых источников и определяется возможный дополнительный объем производства продукции.

3 подразумевает разработку плана технического пе­ревооружения и реконструкции предприятия.

30.Потенциал предприятия и основы его формирования.

31. Производственная мощность, порядок определения и пути улучшения использования.

Объём ОФ и степень их использования определяют величину ПМ. ПМ – max возможный объём выпуска предприятием за отчётный период в определённой номенклатуре и ассортименте.

Номенклатура – виды изготовляемой продукции различного назначения.

Ассортимент – разновидность продукции одинакового назначения.

ПМ измеряется готовой продукцией. Формулы расчёта:

1.ПМ = время работы оборудования в отчётном периоде / трудоёмкость изготовления единицы продукции (затраты времени).

2.ПМ = производство единицы оборудования * время работы оборудования в отчётном периоде.

Факторы, определяющие величину ПМ:

1.Количество установленных машин и механизмов.

2.Производственная площадь цехов.

3.Режим работы предприятия.

4.Время на капитальный ремонт оборудования.

5.Технико-экономические нормы использования машин и механизмов.

1.При непрерывном режиме работы

Ф обор календ = календарные дни периода * 24 * количество аппаратов.

Ф обор располаг = Ф обор календ – время ремонта

2.При прерывном режиме работы.

Ф обор режим = рабочие дни периода * продолжительность рабочей смены * количество смен * количество станков

Ф обор располаг = Ф обор календ – время ремонта.

Входная мощность – на начало года, выходная – на конец.

ПМвых= ПМвход + ПМввед – ПМвыб.

Среднегодовая мощность ПМн.п. + (ПМввед* количество полных месяцев с момента ввода мощностей до конца года / 12) – ПМвыб * количество полных месяцев с момента выбытия до конца года.

32. Понятие и показатели качества продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: