Качество продукции: понятие и показатели качества продукции

Под качеством продукции понимается целостная совокупность ее потребительских свойств, обуславливающих степень пригодности данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением в фиксированных условиях потребления.

Качество – совокупность характеристик объекта, от­носящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Для оценки качества продукции при ее создании, испытании, сертификации, покупке и потреблений используются показатели качества.

К ним относятся следующие единичные показатели:

1. Показатели назначения – технико-экономические (про­изводительность, мощность, точность работы и другие, харак­теризующие приспособленность продукции для использования по назначению и обуславливающие область ее применения).

2. Показатели надежности и долговечности. Надежность – это свойство изделия выполнять свои функции, сохра­няя эксплутационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени. Надежность изделия характеризуется безотказностью, ремонтопригодно­стью, сохраняемостью, долговечностью. Долговечность – это свойство изделия длительно (с воз­можным перерывом на ремонт) сохранять работоспособность до установленного предельного состояния, которое устанав­ливается в зависимости от условий обеспечения безопас­ности и экономической целесообразности. Показатели дол­говечности – технический ресурс (суммарная наработка изделия за период эксплуатации) и срок службы.

3. Показатели технологичности характеризуют изделие как объект изготовления и эффективность конструктивно-технологических решений (материалоемкость изделия, трудоемкость изготовления и т. д.).

4. Эстетические показатели характеризуют внешний вид изделия (оригинальность, гармоничность и др.).

5. Эргономические показатели качества характеризуют изделие как элемент системы «человек – изделие – среда», т.е. характеризуют соответствие изделия антропомет­рическим, физиологическим и психологическим потребно­стям человека.

6. Показатели стандартизации и унификации не харак­теризуют собственно качество изделия. Они показывают сте­пень использования стандартизированных и унифицирован­ных узлов, деталей. Косвенно дают информацию о затра­тах по эксплуатации изделия, возможности повторного использования узлов и деталей данного изделия.

7. Показатели патентно-правовой защиты отражают сте­пень защищенности патентами основных технических ре­шений изделия. Также не характеризуют качество продук­ции вполном смысле слова, но свидетельствуют о технической новизне изделия.

8. Экономические показатели характеризуют продукцию со стороны ее экономичности (себестоимость изготовления, продажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления). Среди экономических показателей особое значение имеет цена потребления, которая складывается из продажной цены и затрат, связанных с потреблением изделия за весь срок его службы у покупателя. Комплексные показатели используются в различных зве­ньях управления фирмой при экономическом обеспечении мероприятий по улучшению качества продукции, оценке конкурентоспособности собственных и чужих изделий.

33. Планирование, аттестация и стандартизация качества продукции.

34. Особенности управления качеством продукции в современных условиях.

35. Понятие и показатели конкурентоспособности продукции.

Конкурентоспособность продукции. Оценка качества и конкурентоспособности продукции.

Под конкурентоспособностью продукции понимается ее способность удовлетворять требования конкретного потребления в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на потребление и эксплуатацию данной продукции.

Конкурентоспособность продукции определяется, прежде всего, ее полезными свойствами и характеристиками, степенью соответствия современным требованиям на уровне мировых достижений и ценой.

Конкурентоспособность товара включает показатели, характеризующие условия реализации товара на рынке.

Среди факторов определяющих конкурентоспособность продукции можно выделить такие группы:

- технико-технологические и конструкционные;

- экономические или финансово-экономические связанные с уровнем затрат на единицу изделия и в конечном счете с уровнем возможной цены;

- рыночные и (или) маркетинговые связанные с ситуацией складывающейся в данном секторе рынка.

Кроме отмеченных факторов на конкурентоспособность могут влиять и другие факторы, связанные с информацией о продукции, влияющей на поведение покупателей. Механизмы формирующие конкурентоспособность продукции и определяющие возможное поведение покупателя на соответствующем рынке товаров могут быть разные, и определяются спецификой функционирования самого рынка.

При оценке конкурентоспособности продукции важную роль играет анализ нормативных параметров и условий. Оценка качества продукции, ее технического уровня может проводиться на основе сопоставления единичных и групповых показателей качества оцениваемого изделия с соответствующими показателями базового образца.

36. Отношения и виды собственности в рыночной экономике.

В соответствии с ГК РФ различают виды собственности: государственная (РФ и суьекты РФ), муниципальная (городские и сельские поселение), частная (граждане и ЮЛ), смешанная (Пр.: часть акций - у государства, часть- у ЮЛ), общая (находящаяся в собственности 2 и > лиц).

37. Понятие и виды себестоимости продукции.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства про­дукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топ­лива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость отражает величину текущих затрат, имеющих производственный, некапи­тальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроиз­водства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.

В зависимости от места возникновения затрат различают несколько видов себестоимости:

1. Технологическая себестоимость (затраты на сырьё и материалы (без возвратных отходов), затраты на вспомогательные материалы, затраты на покупные полуфабрикаты, основная и дополнительная ЗП основных производственных рабочих, ЕСН, затраты на освоение новых видов продукции, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования)

2. Цеховая себестоимость – технологическая себестоимость + цеховые расходы.

3. Производственная себестоимость =1+2+общезаводские расходы

4. Полная себестоимость продукции =1+2+3+коммерческие расходы.

38. Классификация затрат и структура издержек производства.

Затраты на производство – затраты, обоснованные условиями производства и направленные на создание полезных ценностей или оказание услуг путем потребления материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Классификация затрат:

По отношению к технологическому процессу:

- основные – которые непосредственно связаны с технологическим процессом (зарплата).

- накладные – связаны с организацией, обслуживанием и управлением производством (зарплата управленческого персонала).

По отношению к объему производства:

- переменные – зависят непосредственно от объема производства (зарплата производственных рабочих).

- постоянные – не зависят от объема производства (расходы, связанные с управлением производством).

По способу отнесения на себестоимость:

- прямые - непосредственно связанные с выпуском продукции, включаются в с/с прямым путем, т.е. на основании первичных документов.

- косвенные – включаются в с/с косвенным путем, т.е. путем распределения между отдельными видами продукции (общехозяйственные расходы).

По участию в производственном процессе:

- производственные – расчет которых возможен в процессе производства продукции, они составляют производственную с/с продукции.

- внепроизводственные (коммерческие) – связаны с реализацией продукции.

По целесообразности расходования:

- производительные – связаны с выпуском годной продукции.

- непроизводительные – связаны с исправлением забракованной продукции.

По месту возникновения затрат:

- внутренние – внутри п/п в процессе производства продукции.

- внешние – вне п/п по различным причинам.

По степени охвата планом:

- планируемые – связаны с изготовлением продукции (материальные затраты, на з/п, на обслуживание).

- не планируемые не связаны непосредственно с изготовлением продукции – потери от брака.

По периодичности возникновения:

- текущие – постоянно возникают на предприятии (расходы по обслуживанию).

- единовременные – возникают единовременно, связаны как правило с совершенствованием технологического процесса и выпуском новых видов продукции: расходы на подготовку и освоение производства.

Издержки производства - это денежное выражение затрат производственных факторов необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: