Под качеством продукции понимается целостная совокупность ее потребительских свойств, обуславливающих степень пригодности данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением в фиксированных условиях потребления.
Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Для оценки качества продукции при ее создании, испытании, сертификации, покупке и потреблений используются показатели качества.
К ним относятся следующие единичные показатели:
1. Показатели назначения – технико-экономические (производительность, мощность, точность работы и другие, характеризующие приспособленность продукции для использования по назначению и обуславливающие область ее применения).
2. Показатели надежности и долговечности. Надежность – это свойство изделия выполнять свои функции, сохраняя эксплутационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени. Надежность изделия характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, долговечностью. Долговечность – это свойство изделия длительно (с возможным перерывом на ремонт) сохранять работоспособность до установленного предельного состояния, которое устанавливается в зависимости от условий обеспечения безопасности и экономической целесообразности. Показатели долговечности – технический ресурс (суммарная наработка изделия за период эксплуатации) и срок службы.
|
|
3. Показатели технологичности характеризуют изделие как объект изготовления и эффективность конструктивно-технологических решений (материалоемкость изделия, трудоемкость изготовления и т. д.).
4. Эстетические показатели характеризуют внешний вид изделия (оригинальность, гармоничность и др.).
5. Эргономические показатели качества характеризуют изделие как элемент системы «человек – изделие – среда», т.е. характеризуют соответствие изделия антропометрическим, физиологическим и психологическим потребностям человека.
6. Показатели стандартизации и унификации не характеризуют собственно качество изделия. Они показывают степень использования стандартизированных и унифицированных узлов, деталей. Косвенно дают информацию о затратах по эксплуатации изделия, возможности повторного использования узлов и деталей данного изделия.
7. Показатели патентно-правовой защиты отражают степень защищенности патентами основных технических решений изделия. Также не характеризуют качество продукции вполном смысле слова, но свидетельствуют о технической новизне изделия.
|
|
8. Экономические показатели характеризуют продукцию со стороны ее экономичности (себестоимость изготовления, продажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления). Среди экономических показателей особое значение имеет цена потребления, которая складывается из продажной цены и затрат, связанных с потреблением изделия за весь срок его службы у покупателя. Комплексные показатели используются в различных звеньях управления фирмой при экономическом обеспечении мероприятий по улучшению качества продукции, оценке конкурентоспособности собственных и чужих изделий.
33. Планирование, аттестация и стандартизация качества продукции.
34. Особенности управления качеством продукции в современных условиях.
35. Понятие и показатели конкурентоспособности продукции.
Конкурентоспособность продукции. Оценка качества и конкурентоспособности продукции.
Под конкурентоспособностью продукции понимается ее способность удовлетворять требования конкретного потребления в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на потребление и эксплуатацию данной продукции.
Конкурентоспособность продукции определяется, прежде всего, ее полезными свойствами и характеристиками, степенью соответствия современным требованиям на уровне мировых достижений и ценой.
Конкурентоспособность товара включает показатели, характеризующие условия реализации товара на рынке.
Среди факторов определяющих конкурентоспособность продукции можно выделить такие группы:
- технико-технологические и конструкционные;
- экономические или финансово-экономические связанные с уровнем затрат на единицу изделия и в конечном счете с уровнем возможной цены;
- рыночные и (или) маркетинговые связанные с ситуацией складывающейся в данном секторе рынка.
Кроме отмеченных факторов на конкурентоспособность могут влиять и другие факторы, связанные с информацией о продукции, влияющей на поведение покупателей. Механизмы формирующие конкурентоспособность продукции и определяющие возможное поведение покупателя на соответствующем рынке товаров могут быть разные, и определяются спецификой функционирования самого рынка.
При оценке конкурентоспособности продукции важную роль играет анализ нормативных параметров и условий. Оценка качества продукции, ее технического уровня может проводиться на основе сопоставления единичных и групповых показателей качества оцениваемого изделия с соответствующими показателями базового образца.
36. Отношения и виды собственности в рыночной экономике.
В соответствии с ГК РФ различают виды собственности: государственная (РФ и суьекты РФ), муниципальная (городские и сельские поселение), частная (граждане и ЮЛ), смешанная (Пр.: часть акций - у государства, часть- у ЮЛ), общая (находящаяся в собственности 2 и > лиц).
37. Понятие и виды себестоимости продукции.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость отражает величину текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.
В зависимости от места возникновения затрат различают несколько видов себестоимости:
1. Технологическая себестоимость (затраты на сырьё и материалы (без возвратных отходов), затраты на вспомогательные материалы, затраты на покупные полуфабрикаты, основная и дополнительная ЗП основных производственных рабочих, ЕСН, затраты на освоение новых видов продукции, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования)
|
|
2. Цеховая себестоимость – технологическая себестоимость + цеховые расходы.
3. Производственная себестоимость =1+2+общезаводские расходы
4. Полная себестоимость продукции =1+2+3+коммерческие расходы.
38. Классификация затрат и структура издержек производства.
Затраты на производство – затраты, обоснованные условиями производства и направленные на создание полезных ценностей или оказание услуг путем потребления материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Классификация затрат:
По отношению к технологическому процессу:
- основные – которые непосредственно связаны с технологическим процессом (зарплата).
- накладные – связаны с организацией, обслуживанием и управлением производством (зарплата управленческого персонала).
По отношению к объему производства:
- переменные – зависят непосредственно от объема производства (зарплата производственных рабочих).
- постоянные – не зависят от объема производства (расходы, связанные с управлением производством).
По способу отнесения на себестоимость:
- прямые - непосредственно связанные с выпуском продукции, включаются в с/с прямым путем, т.е. на основании первичных документов.
- косвенные – включаются в с/с косвенным путем, т.е. путем распределения между отдельными видами продукции (общехозяйственные расходы).
По участию в производственном процессе:
- производственные – расчет которых возможен в процессе производства продукции, они составляют производственную с/с продукции.
- внепроизводственные (коммерческие) – связаны с реализацией продукции.
По целесообразности расходования:
- производительные – связаны с выпуском годной продукции.
- непроизводительные – связаны с исправлением забракованной продукции.
По месту возникновения затрат:
- внутренние – внутри п/п в процессе производства продукции.
|
|
- внешние – вне п/п по различным причинам.
По степени охвата планом:
- планируемые – связаны с изготовлением продукции (материальные затраты, на з/п, на обслуживание).
- не планируемые не связаны непосредственно с изготовлением продукции – потери от брака.
По периодичности возникновения:
- текущие – постоянно возникают на предприятии (расходы по обслуживанию).
- единовременные – возникают единовременно, связаны как правило с совершенствованием технологического процесса и выпуском новых видов продукции: расходы на подготовку и освоение производства.
Издержки производства - это денежное выражение затрат производственных факторов необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности.