На уровне предприятия возникает целая система прибылей.
1) Валовая (балансовая) прибыль - сумма прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (Прп), основных фондов, иного имущества предприятия (Прф) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям (Пвн):
Пв = Прп + Прф + Пвн
2) Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) - разница между выручкой от реализации продукции (без НДС и акцизов) (Вд) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (З): Прп = Вд - НДС - А - З
Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества составляет:
Прфи = В рфи - Сфи * Jинф, где
Врфи - выручка от реализации, С инф * Jинф - стоимость основных фондов, скорректированная на индекс инфляции.
3) Прибыль от внереализационных операций: Пвн = Дв - Рв, где
Дв - доходы от внереализационных операций, Рв - расходы на них.
4)Чистая прибыль - образуется после уплаты из валовой прибыли налогов и других обязательных платежей. Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия.
На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы и др.
Внутренними факторами изменения прибыли могут быть основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции); неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (неправильное установление цен, нарушения условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.).
При выборе путей увеличения прибыли ориентируются в основном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли. Увеличение прибыли предприятия может быть достигнуто за счет увеличения выпуска продукции; улучшения качества продукции; продажи излишнего оборудования и другого имущества или сдачи его в аренду; снижения себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; диверсификации производства; расширения рынка продаж и т.д.






