Апологетическая мысль на Руси появляется с самого принятия христианства. Однако, фактически, до XIX века она не имела той специфики, которая присуща современной Апологетике, и охватывала все вопросы, связанные с защитой православия и борьбой с иноверием, ересями, лжеучениями и суевериями, расколом, инославием, сектами, «вольнодумством», атеизмом и т. д. В первые века перед Русской Церковью стояли две основные задачи: положительное раскрытие существа христианства и борьба с языческим наследием в душах людей. Решение этих задач осуществлялось в многообразных формах: в устных проповедях и обличениях, поучениях и посланиях, в специальных сочинениях и т. д.
Одно из первых такого рода сочинений принадлежит митрополиту Леонтию (Леону) (XI в.). Оно написано было против латинян, в нем кроме многочисленных доказательств ошибочности римской традиции совершения Евхаристии на опресноках, кратко разбираются и другие отступления Римской церкви.
Апологеты: митрополит Киевский Иларион,
преп. Феодосий (+1074), игумен Киево-Печерский,
В 1371 г. в Пскове и скоро достигшая Новгорода ересь т. н. стригольников – против церковной иерархии. против ученик прп. Сергия Радонежского, преподобный Афанасий,
XV век ересь жидовствующих (отрицали основные христианские истины и церковные установления, отдавая во всем предпочтение Ветхому Завету), против свт. Геннадий Новгородский.
В XIII – XV в. на Руси появляется много апокрифических книг, пришедших главным образом из Болгарии (апокрифические сказания об Адаме, Енохе, Ламехе, патриархах, «псалмы Соломоновы», … против прп. Максим Грек.
При митрополите Киевском Петре Могиле (+1647) значительно усиливается духовная и богословская зависимость православной литературы от католических источников. Основанное им училище – Киевская коллегия, была устроена по образцу латинских коллегий, что, естественно, наложило глубокий отпечаток на характер воспитания, преподавания и богословского образования ее учеников. Это сказалось и на апологетических трудах.
В катехизисе «Православном Исповедании» Петра Могилы содержатся откровенно католические идеи «ярко латинский документ по форме, а иногда и по содержанию и по духу».
Однако большая часть южнорусской апологетической литературы XVI-XVII столетий не отличалась оригинальностью. Для полемики с католиками и униатами православные нередко пользовались протестантскими источниками, а для полемики с протестантами – католическими, что делало православную литературу такой же схоластической и малоэффективной.
Вторая половина XVII в. жизнь Церкви отмечена прежде всего реформами патр. Никона и старообрядческим расколом, породившим напряженную дискуссию.
Появляется большое количество противораскольнической литературы. Более значимые труды появились в XVIII – XIX веках.
Реформами Петра I привели к прониканию идей атеизма, деизма, масонства, мистицизма и т.д. И борьба с ними, как правило, была очень затруднена, так как руки богословия были связаны политикой Петра, но отдельные апологетические сочинения все же появляются. Митрополит Стефан Яворский (+1722) «Знамения пришествия антихриста и кончины века от Писаний Божественных».
В деле преодоления губительных увлечений русской аристократии и образованных кругов общества немало потрудился свт. Филарет Московский (Дроздов) (+1867).
Одним из самых разносторонних и плодовитых богословов-апологетов конца XIX- XX вв. был проф. МДА по кафедре «Введения в круг богословских наук» С.С. Глаголев (+1937).
Значительный вклад – и последний в дореволюционный период жизни Русской Церкви – в развитие русской, преимущественно философской, апологетической мысли был сделан свящ. Павлом Флоренским (+1937), который с 1914 г. был профессором МДА по кафедре истории философии.
Другим ярким апологетом СПб ДА был профессор Иоанн Соколов (+1860), впоследствии епископ Смоленский.
В Киевской духовной академии (с 1701 г.) из преподавателей, подвизавшихся на поприще философии и философской апологетики, кроме упомянутого архиеп. Иннокентия, можно отметить архим. Феофана (Авсенева, +1852).
Стремление к возрождению святоотеческих духовных традиций одушевляет деятельность другого святителя – Феофана (Говорова) (+1894). Он перевел «Добротолюбие» на русский язык, оставил толкование на послания ап. Павла, написал много трудов, связанных с внутренним деланием христианина.
Трудно переоценить апологетическое значение деятельности св. Иоанна Кронштадтского (+1908). Своей жизнью, проповедями, неисчислимыми чудесами он защищал Православие более могущественно, чем любые профессиональные апологеты. Его книга «Моя жизнь во Христе» представляет собой замечательный урок правильной духовной жизни.