История русской апологетики и основного богословия

Апологетическая мысль на Руси появляется с самого принятия христианства. Однако, фактически, до XIX века она не имела той специфики, которая присуща современной Апологетике, и охватывала все вопросы, связанные с защитой православия и борьбой с иноверием, ересями, лжеучениями и суевериями, расколом, инославием, сектами, «вольнодумством», атеизмом и т. д. В первые века перед Русской Церковью стояли две основные задачи: положительное раскрытие существа христианства и борьба с языческим наследием в душах людей. Решение этих задач осуществлялось в многообразных формах: в устных проповедях и обличениях, поучениях и посланиях, в специальных сочинениях и т. д.

Одно из первых такого рода сочинений принадлежит митрополиту Леонтию (Леону) (XI в.). Оно написано было против латинян, в нем кроме многочисленных доказательств ошибочности римской традиции совершения Евхаристии на опресноках, кратко разбираются и другие отступления Римской церкви.

Апологеты: митрополит Киевский Иларион,

преп. Феодосий (+1074), игумен Киево-Печерский,

В 1371 г. в Пскове и скоро достигшая Новгорода ересь т. н. стригольников – против церковной иерархии. против ученик прп. Сергия Радонежского, преподобный Афанасий,

XV век ересь жидовствующих (отрицали основные христианские истины и церковные установления, отдавая во всем предпочтение Ветхому Завету), против свт. Геннадий Новгородский.

В XIII – XV в. на Руси появляется много апокрифических книг, пришедших главным образом из Болгарии (апокрифические сказания об Адаме, Енохе, Ламехе, патриархах, «псалмы Соломоновы», … против прп. Максим Грек.

При митрополите Киевском Петре Могиле (+1647) значительно усиливается духовная и богословская зависимость православной литературы от католических источников. Основанное им училище – Киевская коллегия, была устроена по образцу латинских коллегий, что, естественно, наложило глубокий отпечаток на характер воспитания, преподавания и богословского образования ее учеников. Это сказалось и на апологетических трудах.

В катехизисе «Православном Исповедании» Петра Могилы содержатся откровенно католические идеи «ярко латинский документ по форме, а иногда и по содержанию и по духу».

Однако большая часть южнорусской апологетической литературы XVI-XVII столетий не отличалась оригинальностью. Для полемики с католиками и униатами православные нередко пользовались протестантскими источниками, а для полемики с протестантами – католическими, что делало православную литературу такой же схоластической и малоэффективной.

Вторая половина XVII в. жизнь Церкви отмечена прежде всего реформами патр. Никона и старообрядческим расколом, породившим напряженную дискуссию.

Появляется большое количество противораскольнической литературы. Более значимые труды появились в XVIII – XIX веках.

Реформами Петра I привели к прониканию идей атеизма, деизма, масонства, мистицизма и т.д. И борьба с ними, как правило, была очень затруднена, так как руки богословия были связаны политикой Петра, но отдельные апологетические сочинения все же появляются. Митрополит Стефан Яворский (+1722) «Знамения пришествия антихриста и кончины века от Писаний Божественных».

В деле преодоления губительных увлечений русской аристократии и образованных кругов общества немало потрудился свт. Филарет Московский (Дроздов) (+1867).

Одним из самых разносторонних и плодовитых богословов-апологетов конца XIX- XX вв. был проф. МДА по кафедре «Введения в круг богословских наук» С.С. Глаголев (+1937).

Значительный вклад – и последний в дореволюционный период жизни Русской Церкви – в развитие русской, преимущественно философской, апологетической мысли был сделан свящ. Павлом Флоренским (+1937), который с 1914 г. был профессором МДА по кафедре истории философии.

Другим ярким апологетом СПб ДА был профессор Иоанн Соколов (+1860), впоследствии епископ Смоленский.

В Киевской духовной академии (с 1701 г.) из преподавателей, подвизавшихся на поприще философии и философской апологетики, кроме упомянутого архиеп. Иннокентия, можно отметить архим. Феофана (Авсенева, +1852).

Стремление к возрождению святоотеческих духовных традиций одушевляет деятельность другого святителя – Феофана (Говорова) (+1894). Он перевел «Добротолюбие» на русский язык, оставил толкование на послания ап. Павла, написал много трудов, связанных с внутренним деланием христианина.

Трудно переоценить апологетическое значение деятельности св. Иоанна Кронштадтского (+1908). Своей жизнью, проповедями, неисчислимыми чудесами он защищал Православие более могущественно, чем любые профессиональные апологеты. Его книга «Моя жизнь во Христе» представляет собой замечательный урок правильной духовной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: